Современные формы и методы развития творческого потенциала учащихся при изучении английского языка
Частные учреждение «Учебный центр»
г. Караганда, Казахстан
Статья
«Современный формы и методы развития творческого потенциала учащихся при изучении английского языка»
написала
учитель английского языка
Кусаинова Екатерина Юрьевна
г. Караганда 2014
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В человеке заложены безграничные истоки творчества, иначе б он не стал человеком.А.Толстой.
Образование в Казахстане на современном этапе активно развивается, ориентируясь на европейские и мировые стандарты. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Н.А. Назарбаева говорит о необходимости модернизации методик преподавания [5]. Новые методики должны активизировать творческий потенциал учащихся, в том числе и при изучении английского языка.
Наивысшим результатом педагогической деятельности считается достижение творческого уровня, поэтому перед учителями стоит задача развивать творческие способности учащихся. М.Коджаспиева определяет творчество как «деятельность, рождающую нечто новое, ранее не бывшее, на основе организации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов» [3, с. 12]. Таким образом, творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, способствующей развитию здоровой личности.
В Инструктивно-методическом письме 2013 года цель изучения английского языка определяется как «формирование и развитие способности учащихся к межкультурному общению с носителями иностранного языка в соответствии с общеевропейским до пороговым уровнем обученности, в формировании функциональной грамотности учащихся» [4, с. 41]. Для достижения этой цели в своей работе я использую формы и методы работы, помогающие мне развивать творческий потенциал учащихся.
На уроке предлагаю учащимся подготовить информацию об одном из городов и презентовать ее на английском языке в форме экскурсии. Выбор города позволяет дифференцировать задание. Более слабым учащимся дается крупный известный город, по которому несложно найти информацию, например, Лондон. Гораздо сложнее составить текст о своем городе, при этом оформить его в виде заочной экскурсии. Рассказ о городе Караганда поручается более подготовленным учащимся. Ученики начинают свою экскурсию в аэропорту или на вокзале, далее рассказывают о достопримечательностях города.
В начале работы над проектами я вырабатываю с учащимися критерии оценивания: грамотность речи, богатство лексического и страноведческого материала, мультимедийное оформление экскурсии, артистичность подачи материала и другие.
Затем учащиеся занимаются самостоятельным поиском информации, ее творческой обработки. На этом этапе провожу консультации, направляя их деятельность, помогая в отборе материала, построении текста.
Учащиеся представляют свои проекты, затем проводится самооценивание и взаимооценивание результатов их деятельности согласно выработанным ранее на уроке критериям.
Работа над проектом помогла детям раскрыть себя с неожиданной стороны, проявить организаторские способности, скрытые таланты. Одна из проектных групп на уроке разыграла в ролях целый спектакль, героями которого были гид и туристы. При рефлексии ученики отметили, что проекты помогли им обогатить свой словарный запас, развить коммуникативные компетентности. Конечно, такая работа требует от учителя дополнительной нагрузки, но в то же время способствует развитию самостоятельности учащихся в решении проблем, развивает интерес к языку.
Известно, что одним из эффективных и продуктивных приемов обучения является игра. Она помогает созданию атмосферы, способствующей психологической готовности детей к речевому общению, обеспечивает многократное повторение ими языкового материала, помогает развитию творческого потенциала. В своей работе я использую обучающие игры, которые, согласно классификации М.Ф. Стронина, [6, с. 3], относятся к категории творческих – игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
Одной из таких игр является «Заверши лимерик». Лимерик - это стихотворение шуточного содержания, состоящее из пяти строчек, где рифмуются между собой 1, 2, 5 строчки, а 3 рифмуется с 4 строчкой. Для задания предлагаются 1, 2, 5 строчки. Учащимся нужно придумать 3 и 4 строчки. Вот, например, такое стихотворение предложено было ученикам 8 класса:
A young Lady of Riga.
1. There was a young lady of Riga
2. Who rode with a smile on a tiger
3 ...
4 ..
5. And a smile on the face of the tiger.
Ученица составила следующее стихотворение:
1 There was a young lady of Riga
2 Who rode with a smile on a tiger
3 Once he ate up her guest
4 And remained only a dress
5 And a smile on the face of a tiger.
Примеры творческих заданий, которые также использую на уроках:
- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);
- придумать и написать рассказ по серии картинок;
- сделать рисунок по прочитанному;
- узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево, сделать сообщение (тема «Семья»);
- разыграть диалог между персонажами текста;
- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу ( тема «Еда»);
- сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык;
- придумать ситуацию к идиоме.
Наблюдение за учащимися и психологическое тестирование в процессе применения таких форм работы показало, что значительно возрастает мотивация к изучению предмета, ученики охотно идут на контакт с учителем, снимается тревожность, возрастает речевая активность. Качество знаний в группах, где применялись такие формы работы, постоянно возрастало, за 2012-2013 учебный год удалось повысить качество знаний учащихся на 12%.
Таким образом, можно отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.
Список использованной литературы
Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров "Словарь по педагогике". – М.: "Март", 2005.
Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году/Инструктивно-методическое письмо. – Астана, 2013.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 1984
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» /Официальный сайт Президента РК http://www.akorda.kz/ru/page/page_kazakstan-respublikasynyn-prezidenti-–-elbasy-n-a-nazarbaevtyn-