Разработка экологического занятия по ИЗО и МХК для старших школьников Корабль по имени Земля (Экологический плакат.Прикладная графика.)
Весенняя сессия Районной очно - заочной школы «Эрудит»
для высокомотивированных детей и детей с выдающимися способностями
Экологический экспресс-лайн «Корабль по имени «Земля»
(Прикладная графика. Экологический плакат.)
Составитель: Половинкина С.А. –
учитель ИЗО и МХК МБОУ Пролетарской СОШ
Красносулинского района Ростовской области
«Все мы пассажиры одного корабля
по имени Земля, - значит,
пересесть из него просто некуда»
( Антуан де Сент-Экзюпери)
Цель: формирование экологического самосознания высокомотивированных детей на основе духовно – нравственного развития личности через совместную творческую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
-углубить знания в сфере прикладной графики, в частности плакатной.
Развивающие:
- развивать навыки размещения композиции на листе бумаги, учитывая взаиморасположение предметов;
- развивать образное мышление, эмоциональную и зрительную память, цветовое зрение.
- развивать инициативу и творчество через организацию значимой совместной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, искусству;
- формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
Форма проведения: экологический экспресс – лайн.
Оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор, презентация.
материалы: краски, кисти;
зрительный ряд: экологические плакаты, образцы плакатных шрифтов.
Принципы педагогического подхода:
научности;
наглядности;
сотрудничества;
опоры на настоящие знания обучающихся.
Методы и приёмы:
эвристическая беседа;
работа с искусствоведческими терминами и средствами изобразительного искусства (работа в группе);
совместный практикум (создание экологического плаката)
презентация результатов экспресс - лайна.
Ожидаемые результаты:
- позитивная социализация высокомотивированных детей в области экологического и патриотического воспитания;
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся;
- повышение и пропаганда экологической культуры обучающихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята!!! Давайте познакомимся!!!
Знакомство с детьми.
Проведение психологического тестирования
Вступительное слово педагога:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда», писал Антуан де Сент-Экзюпери. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать Прекрасное.
На нашу долю выпала нелёгкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины. Новая Россия должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.
Все мы без исключения дети одного большого царства Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание?
Может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с юности? Осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки. Сегодня я предлагаю вместе с вами провести экологический экспресс – лайн, результатом которого станет создание экологического плаката.
Для этого нам необходимо применить знания о шрифте, плакате, экологии.
Беседа.
В каком виде графики используется шрифт?
Какие этапы развития шрифта вы помните?
Назовите известные вам виды буквиц.
От чего зависит выбор шрифта в книге, плакате и т. д.?
Основная часть
Слово педагога.
Из курса школьной программы вы знаете, что графика подразделяется на станковую, книжную и прикладную.
Станковая графика существует самостоятельно. При этом не важно, в какой технике она выполнена, является ли она уникальной или печатной. Образцы станковой графики украшают кабинеты, галереи, стены наших квартир. Что касается книжной графики, то ее название само говорит о себе: сфера ее применения книги и книгопечатание.
Если станковую графику художник рисует совершенно свободно, то в книжной графике, он лишь соавтор, его зрительные образы помогают читателю понять замысел писателя. Еще с одной разновидностью графики - прикладной - мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. К прикладной графике относятся фабричные и фирменные знаки, почтовые марки, спичечные этикетки, афиша, рекламные буклеты и плакаты. В наше время плакат стал одним из ведущих видов графики. «Плакат» в переводе с латинского - «свидетельство», с французского - «объявление», «афиша» «налепить», «приклеить».
Плакат - одна из основных массовых форм изобразительного искусства, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое, как правило, в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Отсюда характерные для плаката относительно большие размеры. Плакаты получили мировое распространение в виде репродукций, поскольку они выполнялись с оригиналов художников. Одна из разновидностей плакатов называется постерами - это изображение известных личностей, актеров.
Отличительными свойствами плаката являются: наглядность, зрелищность, доступность, запоминаемость. Его цель - произвести впечатление на зрителя, прохожего, поэтому рисунок должен быть четким, ярким, красочным, без лишних деталей с минимальным штриховым текстом, тщательно организованным на листе. Объясняется это тем, что плакаты рассчитаны на восприятие с определенного расстояния и их содержание воспринимается мгновенно.
Разновидности плаката определяются его предназначением театральные (афиша), политические (буклет, брошюра), рекламные (бигборд), оформительные (упаковка, этикетка) и т.д.
Оптический центр
Геометрический центр
Для чего бы ни был предназначен плакат, существует один композиционный принцип, который характерен для создания плаката, афиши. Если соединить противоположные углы листа бумаги, то мы получим две диагонали. Центр пересечения диагоналей называется геометрическим центром. Но если мы проведем воображаемый круг чуть выше, то он будет называться оптическим центром. Именно в оптическом центре информация, которую хочет донести художник к зрителю, воспринимается наиболее полно.
Еще один важный момент подбор шрифта. Для этого вам пригодятся знания, полученные в вашей школе. Вспомните, что шрифт должен соответствовать художественному оформлению и содержанию работы, а также быть удобочитаемым, чтобы слово могло прочитаться очень быстро: здесь особое внимание уделяется характеру рисунка букв и размеру шрифта, а также расстоянию между буквами.
4. Практическая работа
Слово педагога.
Теперь мы перейдем к практической части нашего занятия – созданию экологического плаката. Для этого вернемся к заданной проблеме.
Мы плывем на корабле по имени Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем.
У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.
Что такое экология? (Педагог предоставляет слово детям).
Варианты ответов.
Ученик. В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.
Педагог: Эколо
·гия (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
· обиталище, жилище, дом, имущество и
·
·
·
·
· понятие, учение, наука) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в книге «Общая морфология организмов».
В природе все тесно связано между собой. Человек тоже часть природы, неразрывно связанная с землей, реками, воздухом и всем живым. Деятельность человека всегда оказывала влияние на окружающую среду. И чем более развитой является промышленность, тем больше это влияние. Все вы наверняка слышали высказывание: «Деревья - это легкие земли». Почему это так? Потому что они производят необходимый всему живому кислород. И поэтому эти «легкие» нужно беречь, высаживая новые деревья.
Быстро летит время. Вы закончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить?
Много вреда окружающей среде наносят те, кто уничтожает деревья, кусты, оставляет в лесах мусор, непотушенные костры. Нам всем нужно беречь природу, не забывать о том, что мы ее неотъемлемая часть. Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь.
А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше. Ведь если мы вредим природе, тем самым вредим себе.
Педагог: Сегодня мы попробуем подобрать слоган, определить основные правила охраны природы, также подберем шрифт и правильно разместим все это на экологическом плакате.
Таким посильным вкладом в дело охраны природы и станет нарисованный вами сегодня плакат, в котором будет звучать призыв заботиться об окружающей среде.
(В ходе работы педагог проводит текущий инструктаж.)
Создание экологического плаката.
5.Заключительное слово педагога.
Наш экологический экспресс – лайн завершен.
Вы со мной согласитесь, что
Мы речь ведем о том,
Что вся Земля – наш дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Приложение
Варианты стихотворений и правил для плаката и выступления.
1.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
2.
Стали люди сильными, как боги,И судьба Земли у них в руках,Но темнеют страшные ожогиУ земного шара на боках.Мы давно освоили планету,Широко шагает новый век.На Земле уж белых пятен нету.ЧерныеСотрешь ли, человек?
1.Причины исчезновения животных:
- полная распашка целинных и залежных земель,
- сокращение естественной кормовой базы;
- применение ядохимикатов;
- перевыпас скота;
- загрязнение водной среды различными отходами;
- браконьерство;
- негативное отношение населения к некоторым видам (например, летучим мышам);
Таким образом, основной причиной исчезновения животных является деятельность человека. Именно человек оказывает сильное влияние на природу. Он вырубает леса, загрязняет воду и почву, осушает болота и распахивает луга и степи. Из-за этого животные оказываются в трудных условиях. Некоторые из них вымирают.
Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды животных?
2.Чтобы сохранить животных нужно:
Запретить охоту.
Запретить чрезмерную добычу животных.
Запретить разрушать места обитания животных.
Охранять заповедники.
Заботиться о размножении.
Что можем сделать мы, чтобы спасти исчезающие и редкие виды животных?
3.Некоторые правила друзей природы:
1.Не сори.
2.Не разжигай костёр.
3.Не ломай ветки деревьев и кустарников.
4.Не топчи траву и цветы.
5.Не лови диких животных и не уноси их домой.
6.Не разоряй птичьих гнёзд/