Авторская образовательная программа по предмету декоративно — прикладная композиция на тему : Берестяная игрушка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«БЕРЕСТЯНАЯ ИГРУШКА.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ»
ПО ПРЕДМЕТУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-2-3-4-5 КЛАССОВ ДХШ)
Автор - составитель: преподаватель
МКУДО «Тайшетской детской художественной школы»
ЯЛМУРЗИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА
Содержание
Пояснительная записка.........................3
Возрастные категории учащихся........5
Ожидаемые результаты........5
Примерный учебно – тематический план. Первый класс ....7
Примерный учебно – тематический план. Второй класс 8
Примерный учебно – тематический план. Третий класс .9
Примерный учебно – тематический план. Четвертый класс .10
Примерный учебно – тематический план. Пятый класс 11
Содержание программы. Первый класс...12
Содержание программы. Второй класс....15
Содержание программы. Третий класс....16
Содержание программы. Четвертый класс..18
Содержание программы. Пятый класс.21
Условия реализации программы. Методическое обеспечение программы. Технология работы с берестой и природными материалами.22
Приложение 1.Азбука конструирования игрушки из бересты..24
Приложение 2.Технология изготовления берестяной игрушки27
Литература......34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративного искусства на занятиях по декоративно-прикладной композиции включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Предлагаемый курс конструирования из бересты, рассказывает о работе с берестой - материалом, обладающим конструктивным и пластическими свойствами.
Конечно, занятия берестяной пластикой предполагает наличие суммы сведений из различных областей искусства. Это и умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различной сложности, и способность чувствовать пространственную среду, владеть основными способами изображения на листе, и иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании. Но недостающие навыки в свою очередь могут быть приобретены в результате учебной деятельности. Этому способствуют упражнения по созданию несложных композиций и отдельных изделий. В любом случае, конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению конкретной формы изделия-игрушки. Занятия конструированием в технике бересты вырабатывает такие качества: как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Работа с берестой, пожалуй, наименее хлопотное дело, в отличие от других видов изобразительной деятельности. Наибольший перечень простых инструментов, наличие бересты, большого многообразия техник и природных материалов, даёт огромный простор фантазии и вызывает большой интерес у детей, что позволяет добиться высокой степени результативности в освоении приемов работы с берестой - поэтому дети так любят заниматься изготовлением берестяных игрушек.
Данный курс образовательной программы «Берестяная игрушка. Технология изготовления», предлагает технологию конструирования из бересты, бумаги, это делает данную программу приемлемой для выполнения ряда заданий по бумагопластике. Ведь в этих техниках декоративного искусства любое изделие создается на основе пластической конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате выкроек, шаблонов и схем с добавлением различных декоративных элементов. В связи с этим, в программу включены задания по бумагопластике.
Цель программы: Воспитание творческой личности посредством приобщения к национальным ремёслам, развить творческою фантазию и умение воплощать задуманное в объемных композиций. Изучение новой техники в декоративной композиции - изготовлении объемной берестяной игрушки, используя опыт и навыки работы в технике скульптуры и бумагопластики.
Задачи программы:
Изучение основ декоративной композиции.
Усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков в изготовлении декоративной игрушки.
Обучение разным способам, технологиям работы с берестой.
Формирование художественного вкуса.
Развитие наблюдательности, воображения, фантазии, творческого и объемно-пространственного мышления, чувства конструктивной пластической формы.
Научиться мыслить образами, что делает данную технику декоративно-прикладной композиции близкой к курсу скульптуры.
Воспитание усидчивости, аккуратности, организованности.
Декоративно-прикладное искусство является функциональным по своей природе, учащиеся должны уметь создавать полезные вещи, которые украшают интерьер, могут быть использованы в быту.
Поэтому все занятия, которые основываются на изучении приемов и техники изготовления объемной берестяной игрушки и композиции из бересты, носят в основном практический характер. Необходимо отвести время на теоретические сведения по материаловедению, технологии работы с берестой, экскурсии в мастерские художников, занимающихся обработкой бересты, просмотр книг, журналов и методического фонда по декоративно-прикладному искусству.
За период обучения учащихся приобретают первичные навыки в работе с берестой и инструментами, используемыми в декоративном искусстве. Они учатся работать с берестяной игрушкой на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных, человека и приучаются передавать свои творческие замыслы в стилизованной форме. Для этого задания по станковой и декоративной композиции должны быть тесно взаимосвязаны.
Учебный материал программы составлен в виде единых блоков по разделам, что дает возможность последовательно вести усвоение знаний, умений и организовать итоговые занятия в конце года.
Программа рассчитана на 5-летний курс обучения (1-5 классы ДХШ) и составляет 187 часов. За организационную единицу взято 1 занятие, включающее в себя 4 урока композиции и 1 урок ППВ.
Количественный состав группы: 5-10 человек.
Методика требует от педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу. Даже тогда, когда найден удачный педагогический прием, нужно каждый раз его творчески разнообразить. Порой умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции не всегда сразу дается детям.
Преподаватель должен сам выполнять первые работы из различных природных материалов. Для этого в работе имеются схемы, рисунки, фотографии различных работ с подробным их описанием. Работая по этим образцам, ребенок выполнит свое оригинальное изделие, т.к. нельзя из природного материала сделать двух одинаковых вещей. Каждый раз создаются новые цветовые сочетания, изменяются размер, форма, количество и структура составных элементов композиции. Ведь материалы мы берем самые разные: бересту и сдиры, листья, шишки, орехи, соломку, камешки и т.д.
Возрастные категории учащихся.
Работать с берестой могут дети, начиная с 9 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 9 до10 лет) занимаются более простыми заданиями, средней группы (от 10 до 12 лет) начинают осваивать бересту с простых шаблонов и в последующем формы усложняются. Старшая группа (от 12 до 17 лет) занимается составлением и изготовлением сложных форм изделий, требующее определённых навыков работы с берестой.
Данная программа рассчитана на детей всех возрастных групп. В целях упрощения освоения приёмов работы на первом году обучения предполагается
использовать бумагу (типографская бумага, ватман, картон) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. И ещё один плюс работы с бумагой - за один и тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на её обработку.
Если же материал заготовлен, то после приобретения некоторых навыков плетения нужно воспроизвести изделия из бересты. Перед этим проводится обучение обработки бересты.
Ожидаемые результаты.
Один час ППВ в неделю присоединяется к декоративной композиции. Выполняя упражнения и задания по программе, учащиеся из года в год знакомятся с основами композиции и цветоведения. От простых понятий к более сложным.
В первом классе изучаются такие понятия как силуэт, композиционный центр, симметрия, асимметрия - выполняются упражнения в технике аппликации. По цветоведению изучают цветовой круг, основные и дополнительные цвета, теплую и холодную гамму цветов. Изготавливают простейшие шаблоны и выкройки изделий.
Во втором классе такое понятие как ритм в графике и цвете, различные графические приемы, фактуры, выполняется ряд упражнений. Наибольшие по формату орнаменты в полосе, круге, квадрате могут быть хорошим завершением по теме графические и цветовые ритмы (выполняются геометрические и растительные орнаменты)
В третьем классе учащиеся изучают основы цветоведения более углубленно, выполняют такие упражнения как цветовая растяжка от светлого к темному, пары противоположных цветов, контрасты и нюансы цвета, выступающие и отступающие цвета. Изучают приемы декоративности, стилизации. Выполняют копии с репродукций художников в разных колористических решениях, фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют технологией и различными материалами при изготовлении изделий, совершенствуют ранее полученные знания.
В четвертом классе учащиеся знакомятся с такими понятиями как статика и динамика. Совершенствуют приемы декоративности, стилизации. Учатся применять композиционные приемы в своих композициях. Выполняются варианты композиций различными материалами в графике, цвете и т.д.
В пятом классе учащиеся грамотно используют ритм для членения компонентов и объединения в единое целое, самостоятельно и последовательно работают в технике художественной обработки бересты. Используют в своих работах свойства материала, различные приемы и техники обработки бересты.
Используются разные формы подведения итогов. Творческая работа учащегося оценивается по пятибалльной системе в ходе рабочих просмотров и выставок, а так же участие учащихся в выставках и конкурсах разного уровня (районных, областных, Всероссийских, Международных.) Проведение открытых занятий, мастер-классов, массовых мероприятий. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов.
Итак, ученик творит, выдумывает, узнает много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приемы и способы обработки материалов, участвует в игровых ситуациях, учиться анализировать, развивает образное и пространственное мышление.
Данная программа используется в работе нашей школы не один год, но заинтересованность учащихся и отличные результаты нас постоянно радуют. Для школ с небольшой численностью, будет интересно работать в данном направлении.
Эта авторская программа разработана преподавателем детской художественной школы г.Тайшета Ялмурзиной Г.В. на основе методической разработки «Декоративная игрушка», «Бумагопластика» для учащихся Детских художественных школ, школ ремесел, а так же может быть использована в кружковой работе.
Предложенные в программе задания следует рассматривать как рекомендательные, преподаватель может предложить учащимся определенные задания и темы по своему усмотрению, а также предусмотрено введение новых заменяющих заданий, учитывая материально-технические возможности учебного заведения.
И пусть творчество и мастерство сопутствуют всем, кто соприкасается с волшебным материалом, чудом природы – берестой! А результат и успех придут обязательно.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ КЛАСС
№ задания
Наименование разделов и тем
Количество часов
Раздел 1
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1
Вводная беседа. Декоративное народное искусство. Основные принципы народных берестяных промыслов в России, Сибири.
2
Тема 2
Местные берестяные промыслы. Экскурсия в краеведческий музей, мастерскую народных мастеров.
4
Итого по разделу:
6
Раздел 2
ЗНАКОМСТВО СРАЗЛИЧНЫМИ ПРИЕМАМИ РАБОТЫ С БЕРЕСТОЙ. КОНСТРУКТИВНЫЕ СВОЙСТВА БЕРЕСТЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В ТЕХНИКИ БУМАГОПЛАСТИКТИ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ.
Тема 1
Береста и ее свойства. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с инструментами.
2
Тема 2
Первичные приемы работы с бумажными геометрическими заготовками по созданию объемно- пространственных упражнений. Сравнение конструктивных свойств бумаги и бересты.
4
Тема 3
Конструирование простейших форм игрушки из готовых бумажных модулей «Игрушки-зверюшки».
6
Тема 4
Создание объемной, выразительной, острохарактерной «Театральной маски» из картона, бумаги и «не нужных» вещей. Выполнение эскиза. Подбор форм и декоративных элементов. Конструирование, декорирование.
10
Итого по разделу:
22
Раздел 3
СОЗДАНИЕ ИГРУШКИ ПО МОТИВАМ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.
Тема 1
Беседа о народной игрушке России (глина, камень, дерево), севера (мех, кость), почувствовать особенности ее пластики декоративных элементов. Демонстрация образцов.
4
Тема 2
Выполнение эскизов простейшей берестяной куклы- оберега, с соблюдением всех характерных признаков ее формы, декора. Подбор шаблонов из берестяных сдиров, пластов. Выполнение в материале и декорирование геометрическими деталями.
10
Итого по разделу:
14
Итого за первый класс:
42
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОЙ КЛАСС
№ задания
Наименование разделов и тем
Количество часов
Раздел 1
ЗНАКОМСТВО С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ОБЪЕМНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ СЛОЖНОЙ ИГРУШКИ ИЗ БЕРЕСТЫ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ И ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ. СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМЫ, ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Тема 1
Повторение и закрепление полученных знаний, умений в первом классе. Знакомство с заданиями второго года обучения. Демонстрация работ из методического фонда.
2
Тема 2
Задание «Экзотические рыбки и бабочки». Стилизация изображения в графике с подбором фактур бересты.
4
Итого по разделу:
6
Раздел 2
СОЗДАНИЕ НЕСЛОЖНОЙ БЕРЕСТЯНОЙ ОБЪЕМНОЙ ИГРУШКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОТХОДОВ И СДИРОВ БЕРЕСТЫ
Тема 1
Выполнение эскиза по заданию «Бабочки, жуки», «Декоративные рыбки» по ранее выполненным графическим работам.
1
Тема 2
Первичные приемы работы с берестой и природным материалом путем вырезания модулей. Декорирование и конструирование фигурок из бересты (бабочек, рыбок).
8
ТемаЗ
Выставка работ учеников «Веселая полянка»» «Море волнуется».
2
Итого по разделу:
11
Всего за второй класс:
17
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТИЙ КЛАСС
№ задания
Наименование разделов и тем
Количество часов
Раздел 1
ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: ОСНОВЫ СТИЛИЗАЦИИ С НАТУРЫ. ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГРУППЫ ИГРУШЕК «ЗВЕРЬЕ МОЕ»
Тема 1
Нарисовать птицу, рыбку, животное академической графикой с изучением характера и пропорций, используя натурные зарисовки и наброски.
4
Тема 2
Поиск цветовой гаммы соответствующей данной
рыбке, насекомому, птице.
4
Тема 3
Комическая стилизация в графической технике.
Создание «Сказочной птицы», «Экзотической рыбки», «Смешного насекомого».
4
Тема 4
Декоративная графика. Эскизы в графике с проработкой крупных и мелких форм.
8
Тема 5
Работа в материале: подготовка шаблонов, техника исполнения, декорирование, оформление в объеме и на плоскость.
14
Итого по разделу:
34
Раздел 2
ВЫПОЛНЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СТИЛИЗАЦИИ ДЕКОРАТИВНЫХ ДЕТАЛЕЙ (ЦВЕТЫ, РЕЗНЫЕ ПОЯСКИ, ЛИСТЬЯ, МЕЛКИЕ ДИТАЛИ БЕРЕСТЯНОЙ ИГРУШКИ И Т. Д.)
Тема 1
Разработка схем на геометрической основе из бумаги, картона по эскизам любых декоративных деталей, элементов на выбор учащихся.
4
Тема 2
Изготовление декоративных деталей из бересты и сдиров бересты. Оформление в композицию на плоскость. Коллективная работа.
8
Итого по разделу:
12
Всего за третий класс:
46
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
№ задания
Наименование разделов и тем
Количество часов
Раздел 1
«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ХАРАКТЕР». МНОГОФИГУРНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ НА ТЕМЫ СКАЗОК, ФАНТАСТИКИ.
«СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ», «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ».
Тема 1
Выбор персонажей из любимых литературных
произведений, сказок. Рассказ о сказочном герое, его
характере. Выполнение эскиза, создание
декоративной композиции, объединенной одним
сказочным сюжетом.
6
Тема 2
Задание на стилизацию фигуры человека, используя
ранее полученные знания и умения. Подготовка
шаблонов из бересты. Изготовление деталей фигуры,
костюма.
6
Тема 3
Работа по сбору деталей фигурки. Особенности
крепления конечностей. Фактурная обработка
формы. Декорирование с использованием ажурной
берестяной резьбы и украшение декоративными
деталями, фурнитурой.
12
Итого по разделу:
24
Раздел 2
УПРАЖНЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОРТРЕТ». СОЗДАНИЕ ЕГО В
РЕЛЬЕФНОМ ОБЪЕМЕ ИЗ БЕРЕСТЫ, ОФОРМЛЕНИЕ НА
ПЛОСКОСТИ. КОМПОЗИЦИЯ - КЛАУЗУРА «КОНТРАСТНЫЙ
ОБРАЗ» (ДОБРОГО, СМЕШНОГО, ГРУСТНОГО И Т.Д. ЧЕЛОВЕКА).
Тема 1
Основные сведения о стилизации лица человека. Выполнение эскизов.
2
Тема 2
Конструирование основных объемов «портрета»,
декоративная деталировка мелких форм.
Оформление на плоскости.
8
ТемаЗ
Организация итоговой выставки совместно с
работами учеников 1 класса по теме «Театральная
маска». Обсуждение задания и результатов работы.
4
Итого по разделу:
14
Всего за четвертый класс:
38
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЯТЫЙ КЛАСС
№ задания
Наименование разделов и тем
Количество часов
Раздел 1
РАБОТА НАД ИТОГОВЫМ ЗАДАНИЕМ. ПОИСК ТЕМЫ, ВЫБОР ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ. РАБОТА НАД ЭСКИЗАМИ, ПОИСК НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ВАРИАНТОВ СЮЖЕТНО- ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ. ПОИСК СТИЛЕВОГО РЕШЕНИЯ. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА НАД ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ИЗ БЕРЕСТЯНЫХ ИГРУШЕК ОБЪЕДИНЁННЫХ ОДНОЙ ТЕМОЙ.
Тема 1
Поиск темы. Создание вариантов композиции. Работа над стилизованными эскизами, поиск формы при помощи декоративных фактур. Выбор техники исполнения.
8
Тема 2
Работа над картоном в натуральную величину.
8
Выполнение шаблонов для композиции. Подготовка к итоговой работе. Подбор материалов.
10
Итого по разделу:
26
Раздел 2
РАБОТА НАД ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ГОТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ ИЗ БЕРЕСТЯНЫХ ИГРУШЕК.
Тема 1
Выполнение объемов в материале. Декорирование, компоновка в композицию. Оформление работ.
14
Тема 2
Организация итоговой выставки «Веселый вернисаж» Оформление экспозиции работ учащихся
4
Итого по разделу:
18
Всего за пятый класс:
44
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.
Тема 1.1.
Вводная беседа. Декоративное народное искусство. Основные принципы народных берестяных промыслов в России, Сибири. Декоративное народное искусство, его виды: вышивка, кружево, узорное ткачество, ковроткачество, резьба по дереву, керамике, художественная обработка кости, металла, лаковая миниатюра, расписные подносы, финифть, художественная обработка камня и другие. Содержание народного искусства, его коллективное творчество, отражение в изделиях народного искусства эстетических воззрений народа, представление о красоте окружающей природы. Поэтическая основа народного искусства, стремление народных художников прошлого украсит быт, выразит сокровенные мечты человека о счастливой жизни, торжестве добра над злом.
Задача: изучение традиционного народного искусства. Формирование эстетического вкуса, значение в жизни декоративного искусства.
Тема 1.2. Местные берестяные промыслы. Экскурсия в краеведческий музей, мастерскую народных мастеров. История местного промысла обработки бересты и дерева, его художественной особенности. Производственный цикл. Экскурсия на предприятие художественных народных промыслов обработки бересты (туеса, кашпо, декоративное изделие.) технологический процесс изготовления художественных изделий из дерева. Оборудование инструменты рабочего места мастера по обработке бересты. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. Потомственные художники и мастера художественного местного промысла. Беседа о методах заготовки бересты.
Задача: Во время экскурсии учащиеся учатся наблюдать за работой мастеров основам обработки бересты, осматривают рабочее место, материалы и инструменты.
Раздел 2. ЗНАКОМСТВО СРАЗЛИЧНЫМИ ПРИЕМАМИ РАБОТЫ С БЕРЕСТОЙ. КОНСТРУКТИВНЫЕ СВОЙСТВА БЕРЕСТЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В ТЕХНИКИ БУМАГОПЛАСТИКТИ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ.
Тема 2.1.Береста и ее свойства. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с пластическими, конструктивными, декоративными свойствами бересты, как природного материала. Рабочее место в зависимости от характера выполняемых работ. Назначение инструмента. Основы техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Тема 2.2.Первичные приемы работы с бумажными геометрическими заготовками по созданию объемно-пространственных упражнений. Сравнение конструктивных свойств бумаги и бересты. Рассказать на примере работ из методического фонда и репродукции наглядных пособий, о приемах работы с конструированием из бумаги. Путем выполнения ряда упражнений техники бумага пластики (используя задания из программы). Выполнение этих же заданий из пластин бересты и ее сдиров.
Задача: Знакомство с первичными приемами работы, в технике бумагопластики и берестяной пластики, показать общее, в конструктивных, пластических свойствах этих материалов. Первичные навыки работы с инструментами и материалами.
Материалы: одинаковые по формату листы бумаги и пласты бересты, ножницы, клей «Момент», ПВА, нож резак, карандаш, линейка.
Тема 2.3. Конструирование простейших форм игрушки из готовых бумажных модулей «Игрушки-зверюшки». Наглядный разбор основных объемов декоративной фигурки из бумаги, используя полученные навыки задания №2. Изготовление геометрических модулей для форм игрушки. Соответствие конструкции и объемов. Собор игрушки по сделанным заранее геометрическим модулям (круг, конус, куб и т.д.). Декорирование игрушки элементами- украшениями, дополняя мелкими деталями: глаза, нос, рот, лапы, перья и т.д.
Задача: Получение первых навыков выполнения в объеме из «нового» материала бумаги, фигурки животного, птицы и т.д. Формирование понимания объемного изображения. Первые попытки декора своей игрушки.
Материал: бумага, цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, карандаш, линейка, нож резак.
Тема 2.4. Создание объемной, выразительной, острохарактерной «Театральной маски» из картона, бумаги и «не нужных» вещей. Выполнение эскиза. Подбор форм и декоративных элементов. Конструирование, декорирование. В своей повседневной жизни ребенок чаще всего сталкивается с маской на новогодних елках, карнавалах. Именно через карнавальные маски он приходит к понятиям театр, актер, зритель. Немаловажное значение в характере масок имеет расположение глаз, бровей, линии губ и т.д. Если изображается удивление, то брови высоко поднимаются, глаза округляются, а рот изображается в виде буквы О, если грусть, то уголки губ опускаются, глаза и брови тоже повторяют эту линию. Демонстрируя маски на слайдах, в репродукциях обратить внимание на передачу характера. В процессе практической деятельности ученики создают маски, выражающие конкретные настроения.
Задача: Использовать все ранее изученные приемы в декоративной композиции, различные фактуры и материалы. Учащиеся учатся добиваться большей эмоциональной выразительности. Совершенствование приемов декора и применение фурнитуры.
Материал: бумага, цветная бумага, картон, клей ПВА, «Момент», ножницы, карандаш, линейка, нож резак, «ненужные материалы».
Раздел 3. СОЗДАНИЕ ИГРУШКИ ПО МОТИВАМ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.
Тема 3.1. Беседа о народной игрушке России (глина, камень, дерево), севера (мех, кость), дать почувствовать особенности ее пластики. Демонстрация скульптурных образцов. Беседа о керамической, деревянной, тряпичной «кукле», «каменных бабах», из металла, меха, кости. Показать работы учеников школы по декоративной игрушке выполненные в разныхтехниках , из разных материалов. Демонстрация фигурок из природных материалов (корней, веток, шишек и т.д.) и бересты. Обратить внимание на соединение модулей и частей в фигурках, применение навыков бумагопластики.
Тема 3.2. Выполнение эскизов простейшей берестяной куклы-оберега, с соблюдением всех характерных признаков ее формы, декора. Подбор шаблонов из берестяных сдиров, пластов. Выполнение в материале и декорирование геометрическими деталями. Самостоятельная разработка учащимися эскиза куклы-оберега на основе народных традиций, используя знания из предыдущего занятия. Выкройка шаблонов из бумаги и перевод их в бересту. Изготовление геометрической основы куклы. Практическая работа по изготовлению куклы-оберёжки. Сбор составных частей., попытка декорирование путем оформления геометрическими деталями декора костюма- платья, лица куклы. Первые навыки работы с высечками
Задача: Развитие конструкторских навыков, привить любовь к новому декоративному материалу, получение навыков работы с шаблонами. Развитие фантазии. Работа с эскизами. Последовательность технологических операций по сборке куклы. Использование наиболее рациональных рабочих приемов.
Материал: пласты, сдиры бересты, клей «Момент», ножницы, нож- резак, бумага для шаблонов, зажимы, высечки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОЙ КЛАСС
Раздел 1. ЗНАКОМСТВО С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ОБЪЕМНОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ СЛОЖНОЙ ИГРУШКИ ИЗ БЕРЕСТЫ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ И ПРИРОДНЫХ МА ТЕРИАЛОВ. СТИЛИЗАЦИЯ.
Тема 1.1. Повторение и закрепление полученных знаний, умений в первом классе. Знакомство с заданиями второго года обучения. Демонстрация работ из методического фонда.
Тема 1.2. Задание «Экзотические рыбки и бабочки». Стилизация изображения в графике с подбором фактур бересты. Выполнение графической работы рыбки, бабочки, рассчитанная на фантазию, воображение ученика. Тщательная проработка и прорисовка декоративных элементов и деталей в эскизе, стилизация изображения. Подбор фактуры бересты различных пластов для отделки деталей фигурки. Графический перевод работы в цветовой колорит бересты.
Задачи: Знакомство с последовательностью работы над декоративной композицией, изучение приемов декоративности, стилизации в различных техниках.
Материал: карандаш, бумага, гуашь, акварель, тушь, палочка, перо, пастель.
Раздел 2. СОЗДАНИЕ НЕСЛОЖНОЙ БЕРЕСТЯНОЙ ОБЪЕМНОЙ ИГРУШКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ
МА ТЕРИАЛОВ, ОТХОДОВ И СДИРОВ БЕРЕСТЫ.
Тема 2.1. Выполнение эскиза по заданию «Бабочки, жуки», «Декоративные рыбки» по ранее выполненным графическим работам.
Задача: Передача характерных черт, объемов, форм в графике. Создание
своего декоративного образа «экзотическая рыбка, бабочка» в графике
подчеркивая крупные и мелкие формы, обобщая и дополняя ее мелкими
деталями при работе в материале. Способность продекорировать свою фигурку.
Материал: карандаш, тушь, перо, уголь, акварель, гуашь, пастель, цветная
бумага.
Тема 2.2. Первичные приемы работы с берестой и природным материалом путем вырезания модулей. Декорирование и конструирование фигурок из бересты (бабочек, рыбок). Преподаватель наглядно показывает технику» свободного изготовления фигурки рыбки, бабочки, насекомого с помощью ножниц декорирование мелкими деталями, с помощью высечек, резцов. Конструирование и сбор в одну основу. Оформление фигурки на плоскость с использованием природных материалов (мха, веток, листьев и т.д.)
Задача: Совершенствование приемов работы с берестой. Аккуратность.
Умение мыслить в материале. Изучение основ стилизации, декорирование.
Развитие образного мышления и фантазии.
Материал: береста, сдиры, ножницы, нож- резак, высечки, резцы, клей
«Момент», карандаш.
Тема 2.3. Выставка работ учеников «Веселая полянка», «Море
волнуется». Оформление «Бабочек, насекомых» на плоскости- полянке.
Можно изготовить берестяную траву, цветы, создать коллективную композицию
для выставки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТРЕТИЙ КЛАСС
Раздел 1. ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: ОСНОВЫ СТИЛИЗАЦИИ С НАТУРЫ. ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГРУППЫ ИГРУШЕК «ЗВЕРЬЕ МОЕ».
Тема 1.1. Нарисовать птицу, рыбку, животное академической графикой с изучением характера и пропорций, используя натурные зарисовки и наброски.
Задача: Передача характерных черт, объемов, форм в графике.
Материал: карандаш, тушь, перо, уголь, акварель, гуашь, пастель, цветная бумага.
Тема 1.2. Поиск цветовой гаммы соответствующей данной рыбке, насекомому, птице. Сделав многочисленные наброски, зарисовки с натуры следует отобрать самые интересные и выполнить качественный графический рисунок, затем во второй теме подобрать в виде растяжек цветов гамму будущей игрушки в объеме, нарезав одинаковые по размеру, но разные по цвету модули и колориту фактуры из бересты, сдиров, цветной бумаги. Подбор цвета и фактуры в берестяной палитре.
Задача: Объединение эскизов игрушки животных птиц в одну декоративную тему «Дерево счастья». Расширить представление учеников об окружающем животном мире. Развить наблюдательность, внимание в изучении нового вида декоративной игрушки. Включить в работу фантазию детей.
Материал: карандаш, тушь, перо, уголь, акварель, гуашь, пастель, цветная бумага.
Тема 1.3. Комическая стилизация в графической технике. Создание «Сказочной птицы», «Экзотической рыбки», «Смешного насекомого».
Обратиться к репродукциям, фотографиям, наброскам, выполненным ранее. Переработать графическую композицию. Передача настроения, характера животного, пластики, красоты.
Задача: Обучение приёмам стилизации панорамных, природных, растительных мотивов. Создание эскиза с четкой прорисовкой мелких деталей, стилизованных и обобщенных с учетом специфики декоративной композиции. Композиционное решение от натурной зарисовки до приемов графической стилизации. Членение плоскости на части, дробление изображения – стиль мозаики и деревянного набора.
Материал: картон, тушь, перо, пастель, гуашь.
Тема 1.4. Декоративная графика. Эскизы в графике с проработкой крупных и мелких форм. Целесообразно объединить две темы в одну и вести работу параллельно в графике и цвете. Стилизовать форму, выбранную из набросков и зарисовок изображение животных, птиц. Разбор в графической работе основных объемов фигуры будущей игрушки, передача настроения, характера через силуэт, ритмику движения, фактурность. Тем самым найти способ выражения индивидуальности животных, птиц. Можно скомпоновать эскизы учеников по своеобразной тематике «Птица счастья», « Зверье мое». Проработка формы предполагает членение на основные составляющие, крепление деталей и декора игрушки декоративными элементами. Можно сделать отдельные эскизы декора, составных частей (голова, лапки, перья и т.д.)
Задача: Формирование структуры объемного изображения фигурки-игрушки. Композиционное решение от натурной зарисовки до приемов графической стилизации. Использование декора декоративной групповой композиции.
Материал: карандаш, тушь, перо, бумага.
Тема 1.5. Работа в материале: подготовка шаблонов, техника исполнения,
декорирование, оформление в объеме и на плоскость. По выполненным шаблонам из бересты собрать фигурку. В процессе работы анализировать то, что делают другие ученики, так как работа основана на общности композиции. Особое внимание уделить сбору и креплению конечностей. Суметь выдержать единый стиль в декоре, декоративной композиции различных игрушек.
Задача: Умение учеников самостоятельно работать в материале. Отвечать на поставленные задачи, последовательно вести работу над заданием, используя навыки и знания, полученные в ходе работы с предыдущими заданиями. Суметь скомпоновать и объединить в одну декоративную композицию работы разных учеников. Единство стиля, декора, тематике игрушек-зверей, птиц. Совершенствование художественно- конструктивных навыков работы.
Материал: картон для шаблонов, клей «Момент», ПВА, нож-резак, высечки, резаки, ножницы, пласты бересты, сдиров.
Раздел 2. ВЫПОЛНЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СТИЛИЗАЦИИ ДЕКОРАТИВНЫХ ДЕТАЛЕЙ (ЦВЕТЫ, РЕЗНЫЕ ПОЯСКИ, ЛИСТЬЯ, МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ БЕРЕСТЯНОЙ ИГРУШКИ И Т.Д.)
Тема 2.1. Разработка схем на геометрической основе из бумаги, картона по эскизам любых декоративных деталей, элементов на выбор учащихся. Выполнение учебных заданий- упражнений из бумаги, картона с помощью резаков высечек по заранее выполненным эскизам; декоративных розеток, поясов, медальонов и т.д. стилизация декора для перевода его в материал- бересту.
Задача: Формирование опыта размещения композиции, элементов в пространстве и на плоскости. Совершенствование приемов декора мелких форм. Развитие творческой фантазии, композиционные, художественные, технологические навыки.
Материал: бумага, картон, ножницы, клей ПВА, высечки, нож-резак.
Тема 2.2. Изготовление декоративных деталей из бересты и сдиров бересты. Оформление в композицию на плоскость. Создание коллективного панно из образцов.
Задача: Сравнить общие свойства пластичности, декоративности бумаги и бересты. Выполнение мелких декоративных форм используя образцы бумагопластики выполненные на предыдущих занятиях.
Материал: сдиры, пласты бересты, ножницы, нож-резак, высечки, клей «Момент», ПВА, ДВП, картон.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС
Раздел 1. «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ХАРАКТЕР. МНОГОФИГУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА ТЕМЫ СКАЗОК, ФАНТАСТИКИ. «СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ», «ЛИТЕРА- ТУРНЫЕ ГЕРОИ».
Тема 1.1. Выбор персонажей из любимых литературных произведений, сказок. Рассказ о сказочном герое, его характере. Выполнение эскиза создание декоративной композиции, объединенным одним сказочным сюжетом. Выбор темы, личное восприятие сказочной литературной истории. Для
изображения сказочных героев необходима четкая ясность линий и объемов, а также широта и смелость цветовых решений. Где-то необходимы подчеркнутые ритмы действующих лиц, разнообразие решения объема и декора.
Задача: Выполнение эскизов и компоновка в сюжетную декоративную композицию, объединенные одной темой. Единство и цельность композиции игрушки на основе соподчинённости всех элементов. Выдержать тональную характеристику композиции, меру плотности деталей, соблюдать выразительность и точность обрисовки персонажей: большой - маленький, толстый - тонкий, сильный - слабый, умный - глупый, красивый - страшный.
Материал: карандаш, тушь, перо, уголь, акварель, гуашь, пастель, цветная бумага.
Тема 1.2. Задание на стилизацию фигуры человека, используя ранее полученные знания и умения. Подготовка шаблонов из бересты. Изготовление деталей фигуры, костюма. Создать свой декоративный образ сказочного героя, подчеркивая и разрабатывая крупные и мелкие формы, обобщая и дополняя мелкими деталями в процессе стилизации. Изготовление шаблонов из картона, бересты основных составляющих фигурки, костюма.
Задача: Последовательность исполнения работы, используя приемы декоративности в сочетании с основами декоративной композиции.
Материал: пласты бересты, ножницы, нож- резак, клей «Момент», картон, бумага.
Тема 1.3. Работа по сбору деталей фигурки. Особенности крепления конечностей. Фактурная обработка формы. Декорирование с использованием ажурной берестяной резьбы и украшение декоративными деталями, фурнитурой. Это задание интересно тем, что учитывает предыдущий опыт работы с объемной берестяной игрушкой. Для воплощения образов героев сказок, береста с ее теплым, мягким цветом затейливой фактурой является прекрасным материалом. Поэтому нужно максимально точно стремиться сочетать фактуру бересты и сдиров в декорирование сказочного героя.
Задача: Задание рассчитано на фантазию, изобретательность форм, выразительность объемного изображения, исходя из разнообразия природного материала. Использовать все полученные навыки работы высечками, резцами, выполняя сложные прорезные элементы декора костюма, фигурки. Совмещение готовой игрушки с природным материалом, (кора, мох, листья, цветы, трава, ветки). Для акцентирования деталей, использовать широкие возможности природного материала для декора сказочной игрушки из бересты, освоение навыков передачи характера, движения, настроения. Коллективная работа. Создание атмосферы всеобщего действия.
Материал: пласты бересты, сдиры, природный материал, ножницы, нож- резак, высечки, клей « Момент», ПВА, губка, картон.
Раздел 2. УПРАЖНЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОРТРЕТ». СОЗДАНИЕ ЕГО В РЕЛЬЕФНОМ ОБЪЕМЕ ИЗ БЕРЕСТЫ И ОФОРМЛЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ. КОМПОЗИЦИЯ-КЛАУЗУРА КОНТРАСТНЫХ ОБРАЗОВ. СТИЛИЗАЦИЯ ДОБРОГО, СМЕШНОГО, ГРУСТНОГО И Т.Д. ЧЕЛОВЕКА).
Тема 2.1. Основные сведения о стилизации лица человека. Выполнение эскизов. Тесная связь с темой «Театр-маска». Знакомство с образцами масок художественного фонда школы, изготовленных из глины, бумаги, ткани, бересты.
Задача: Беседа- демонстрация на слайдах, презентациях репродукции живописного портрета (характерные черты лица). Условный язык «портрета», декор, характер. Средство выразительности. Стилизация форм. Разбор основных объемов лица. Формирование понимания структуры полуобъемного изображения. Выполнение эскизов в цвете и графике.
Оборудование, материалы: Тетрадь для записей, альбом для зарисовок, компьютер, телевизор, диски с презентацией, альбомы по искусству, работы учащихся.
Тема 2.2. Конструирование основных объемов «портрета», декоративная деталировка мелких форм. Оформление на плоскости.
Задача: В процессе практической работы ученики создают портрет, выражающий конкретное настроение, характер. Развитие фантазии, образного мышления, аккуратное владение инструментами. Формирование структуры объемного изображения с вводом декора. Оформление на плоскости.
Материал: картон, фурнитура, предметы «бросовые», клей «Момент», ПВА, ножницы, нож-резак, береста, сдиры.
Тема 2.3. Организация итоговой выставки совместно с работами учеников 1класса по теме «Театральная маска». Обсуждение задания и результатов работы.
Задача: Любые творческие достижения детей не должны не оставаться без внимания. Наиболее интересные работы оформить в виде выставки «Выразительные лица» совместно с первым классом. Экспозиция творческих работ должна быть представлена детям как важное событие в их жизни. При оформлении необходимо учитывать следующие требования: маски, портреты должны располагаться так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть, все работы, размещенные на выставке должны представлять собой единое законченное целое. От того как будут представлены детские работы, зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, отношения к творчеству.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЯТЫЙ КЛАСС
Раздел 1. РАБОТА НАД ИТОГОВЫМ ЗАДАНИЕМ. ПОИСК ТЕМЫ, ВЫБОР ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ. РАБОТА НАД ЭСКИЗАМИ, ПОИСК НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ВАРИАНТОВ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ. ПОИСК СТИЛЕВОГО РЕШЕНИЯ. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА НАД ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ИЗ БЕРЕСТЯНЫХ ИГРУШЕК , ОБЪЕДИНЁННЫХ ОДНОЙ ТЕМОЙ.
Тема 1.1. Поиск темы. Создание вариантов композиции. Работа над стилизованными эскизами, поиск формы при помощи декоративных фактур. Выбор техники исполнения.
Задача: Определение характера, тематики будущей объемной многофигурной композиции берестяных игрушек. Учащиеся сами выбирают тему, определяют композиционное решение в объемной берестяной пластике, сформировывая пластическую и образную основу. Определяется характерный образ каждой фигурки. Выполнение ряда эскизов, зарисовок. Стилизация изображения. Компоновка в композицию по теме.
Материал: бумага, картон, гуашь, тушь, , пастель, подбор природных материалов, фурнитуры.
Тема 1.2. Работа над картоном в натуральную величину. Выполнение шаблонов для композиции. Подготовка к итоговой работе. Подбор материалов. Учащиеся раскраивают из бумаги, картона основные шаблоны, выкройки для конструкции игрушек. Перенос их на берестяные пласты. Выбор фурнитуры для мелких деталей.
Задача: Оформление законченной идеи на картоне. Проработка игрушки в натуральную величину, прорисовка декоративных деталей. Определение соответствия замысла, техники и материалу. Работа над итоговым заданием ведется последовательно, это своеобразный итог обучения по данной программе. Учащиеся должны показать умение работать с объемной берестяной формой, степень практических навыков в изученной технике. Возможные темы: «Квартет», «Игрушки - зверушки», «По мотивом сказок», «Весёлый зоопарк»,. «Морские глубины, «Сибирские сказания», «Любимы произведения».
Материал: бумага, картон, пласты бересты разных фактур.
Раздел 2. РАБОТА НАД ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ГОТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ ИЗ БЕРЕСТЯНЫХ ИГРУШЕК.
Тема 2.1. Выполнение объемов в материале. Декорирование компоновка в композицию. Работа над подготовленном итогового задания. Последовательность в работе. Сбор по шаблонам фигурки игрушки. Оформление и декорирование формы мелкими деталями. Идеальная аккуратность в работе.
Задача: Получение опыта самостоятельной разработки и исполнение берестяной игрушки. Совершенствование навыков. Оформление в композицию. Выбор основы в зависимости от тематики работы.
Материал: берестяные пласты, сдиры, фурнитура, ДВП - основа, клей «Момент», ПВА, ножницы, нож-резак, высечки, резаки.
Тема 2.2. Организация итоговой выставки «Веселый вернисаж». Оформление
экспозиции работ учащихся. Обсуждение и оформление работ учащихся для итоговой выставки. Компоновка и размещение в экспозиции своих игрушек. От того как будут представлены работы, во многом зависит воспитание у ребенка эстетического художественного вкуса, общей культуры, отношение к творчеству.
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение программы.
Технология работы с берестой и природными материалами.
Организации рабочего места.
В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. В учебном классе столы размещены с таким расчетом, чтобы работающие не мешали друг другу. Если нет возможности обеспечить всех специальной мебелью, можно пользоваться обычными столами и стульями.
Техника безопасности и противопожарная профилактика. Береста -быстровоспламеняющий материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи мест ее хранения запрещается. Основные причины пожара - применение открытого огня в помещении, нарушение правил эксплуатации электроприборов. При работе с синтетическим клеем необходимо соблюдать особую осторожность: хранить его и пользоваться им вдали от источников открытого огня, в хорошо проветриваемом помещении, которое должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий, обрезки бересты выносить в специально отведенное место. На рабочем столе отводится место для инструментов, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травм. Шило, ножи, ножницы, стамески, высечки должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей, стамесок необходимо соблюдать особую осторожность.
Правила техники безопасности.
1. Строго соблюдать и выполнять инструкции преподавателя.
2. Ношение и пользование инструментом:
а.) Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехлённом
виде.
б.) Применять инструмент только по назначению.
в.) Вынос инструмента из кабинета запрещён.
г) Ответственность за рабочее состояние и хранение инструмента
возлагается на учащихся.
д.) В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к
преподавателю. Руководитель обязан оказать первую помощь.
Инструменты и приспособления.
Для обработки бересты и изготовлению панно необходимо иметь:
-острые ножницы
-канцелярские скрепки/прищепки
-линейку
-карандаш
-шило
-нож - резак
-металлические шаблоны, высечки, стамески, пробойники
-клей «Момент», ПВА
-поролон
-сухое мыло
-проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки,
для изготовления каркаса игрушек, отделочных работ и т.д. Наиболее удобна
медная проволока она мягкая, гибкая и прочная.
Требования к инструменту - идеально острые, всегда заточенные.
Приложение 1.
АЗБУКА ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИГРУШКИ
ИЗ БЕРЕСТЫ.
Всем в детстве доводилось, да и взрослым нередко приходится выполнять изделия из картона, бумаги: конверты, упаковки, коробочки, несложные елочные игрушки и т.п. Однако не все знают, что из бересты можно выполнять и сложные объемные конструкции как, например: фигурки зверей, птиц. животных, людей, модели машин, элементы архитектуры и т.п. Такой вид творчества близок к скульптуре. Но в отличие от скульптуры, где форма создается за счет постепенного наращивания объема, в бересте все изделия пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого предмета, изделие конструируется сразу, с некоторыми уточнениями в выкройках и последующим добавлением отдельных элементов.
Технология конструирования из бересты имеет ряд специфических особенностей. Сложные пластические композиции посильны, конечно, тем, кто имеет определенную базу художественного образования, но большинство изделий могут быть выполнены учащимися в возрасте 9-11 лет, не имеющими специальной подготовки.
Усвоение предварительных упражнений, использование вспомогательных выкроек и схем позволят выполнять игрушки сувенирного характера и несложные пластические композиции.
Любое изделие создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба бересты. Но в традиционном понятии береста сгибается только по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию на бересте можно получить с помощью резака. Стоит выполнить произвольный криволинейный надрез на листе от края о края и прогнуть его, получится довольно четкая и пластичная линия сгиба, которая неожиданно преобразует всю поверхность бересты.
Следует помнить, что глубина надреза не должна превышать половину толщины листа бересты. В случае его недостаточной глубины лист либо не согнется, а сомнется, либо сформируется нечетко. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез заготовки.
Выполнение практических упражнений с бумагой, берестой.
Упражнение №1
Выполните криволинейный надрез по диагонали формата, прогните заготовку по надрезу, вновь распрямите лист и с обратной стороны сделайте два надреза в направлении первого (параллельность соблюдать не стремитесь). Лист сформируйте согласно линиям надрезов.
Упражнение №2
Выполните ряд параллельных надрезов с интервалом в два сантиметра. Слегка прогните лист, а затем с обратной стороны сделайте надрезы в промежутке имеющихся линий, сформировав заготовку, вы получите фактуру гармошки.
Упражнение №З
Зигзагообразные надрезы, выполненные в той же последовательности что и предыдущем задании, позволят получить волнообразную фактуру, похожую на стиральную доску.
Упражнение №4
С интервалом 1-1,5 см с лицевой стороны листа выполнить надрезы, после чего помощью круглого карандаша скрутить заготовку надрезами вовнутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, после чего ее развернуть легкими движениями пальцев, обозначить места надрезов. Образовавшаяся заготовка напоминает с одной стороны волны, а с другой структуру бревенчатой стены.
Упражнение №5
Одну из надрезанных полосок бумаги шириной 0,5-1.5 см произвольной длины накрутить на вязальную спицу или карандаш. Витки должны быть плотно уложенными. После окончательного скручивания спицу/карандаш/ вынуть. Ажурность спиралей будет зависеть от диаметра стержня и ширины полосы бумаги.
Упражнение №6
С помощью циркуля начертить и вырезать круг. В нем с одной стороны выполните надрезы радиусом 1 и 3 см, а с другой 2 и 4 см. От центра крута сквозной просечкой выбрать часть, как показано на рисунке, после чего легонько прогнуть заготовку по надрезам. Края соединить вместе, одновременно формируя заготовку. В собранном виде получите колесо в форме многократно вывернутой воронки.
Упражнения №7
Провести две линии-надрезы, расходящиеся дугами из одной точки и сходящиеся в другой. При сгибе бумаги линии излома формообразуются в виде лодочки. Этот прием может лежать в основе таких изделий, как, например, рыба и т.п.
Упражнение №8
Кривые линии в виде прописной буквы Х, расположенные симметрично относительно оси и несоприкасающиеся между собой, при сгибе образуют форму, которая напоминает крылья бабочки и многих других подобных конструкций.
Упражнение №9
Симметричные зигзагообразные линии, пересекающиеся в точках расположенных с равным интервалом на осевой линии, при сгибе образуют "косичку". Подобные формообразования может быть использовано при выполнении фигурки крокодила и элементов в различных композициях.
Упражнение №10
С помощью ножниц можно выполнить отдельные декоративные элементы различной конфигурации. Попеременно, поворачивая лист бумаги и изменяя угол наклона просечек, можно получить фактуру под шубу, мех, траву и т.п.
Упражнение №11
На очередном формате бумаги, карандашом наметьте квадрат со стороной 5 см. По периметру выполните надрезы, а по диагоналям сквозные просечки. Образовавшиеся четыре треугольника прогните по линиям сгибов вовнутрь. Для создания большей глубины эти сгибы можно дополнить надрезами параллельно существующим, но с обратной стороны бумаги. В результате должна образоваться некоторая толщина, которая может служить, косяком оконного проема при конструировании домика, дополнительным ребром жесткости архитектурных элементов украшения.
Упражнение №12
На листе бумаги наметить окружность небольшого диаметра и сделать надрез. По горизонтали внутри круга выполните сквозную просечку. Заготовку скрутите в цилиндр, а площадь круга пальцем слегка прогните во внутрь. В результате получится впадина, которая может служить незаменимым элементом при создании изделий архитектурного характера.
Приложение 2.
«ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ»
БЕРЕСТЯНОЙ ИГРУШКИ.
ПО ПРЕДМЕТУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-2-3-4-5 КЛАССОВ ДХШ)
№1. Схемы учебных упражнений
№2. Выкройки, шаблоны изделий, игрушек
№3 Практическое занятие по изготовлению куклы из колпачка бересты.
№4. Фотографии работ учащихся «Тайшетской детской художественной школы»
№1 СХЕМЫ УЧЕБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
№2 ВЫКРОЙКИ, ШАБЛОНЫ ИЗДЛИЙ, ИГРУШЕК.
№3 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ - КОЛПАЧКА ИЗ БЕРЕСТЫ.
Практическое занятие.
Организация рабочего места. В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. В учебном классе столы размещены с таким расчетом, чтобы работающие не мешали друг другу.
Техника безопасности и противопожарная профилактика. Береста - быстровоспламеняющий материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи мест ее хранения запрещается. Основные причины пожар - применение открытого огня в помещении, нарушение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов. При работе с синтетическим клеем необходимо соблюдать особую осторожность: хранить его и пользоваться им вдали от источников открытого огня, в хорошо проветриваемом помещении, которое должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. Рабочее место необходимо содержать в чистоте.
На рабочем столе отводится место для инструментов, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травм. При заточке ножей необходимо соблюдать особую осторожность.
Правила техники безопасности. Строго соблюдать и выполнять инструкции преподавателя.
а.) Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехлённом виде.
б.) Применять инструмент только по назначению.
в.) Вынос инструмента из кабинета запрещён.
г.) Ответственность за рабочее состояние и хранение инструмента возлагается на учащихся.
д.) В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь.
Технология конструирования игрушки.
Форма в бересте все изделия пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого предмета. Технология конструирования из бересты имеет ряд специфических особенностей.
Любое изделие создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба бересты. Но в традиционном понятии береста сгибается только по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию на бересте можно получить с помощью резака. Стоит выполнить произвольный криволинейный надрез на листе от края о края и прогнуть его, получится довольно четкая и пластичная линия сгиба, которая неожиданно преобразует всю поверхность бересты.
Материал береста: сгибается, скручивается, режется, поддается теснению, ее возможности не такие как у бумаги, но некоторые ее пластические свойства можно использовать.
По сделанным ранее эскизам конструируем нашу игрушку. Чем наши эскизы отличаются от всех других эскизов по композиции? Тем, что мы должны сконструировать форму из модулей (форму модуля мы берем колпачок), необходимо придумать способы ее крепления.
Изготовление берестяной куклы.
Вспомнив с вами первичные приемы работы с бумажными геометрическими заготовками по конструирование простейших форм игрушки из готовых бумажных модулей.
Для изготовления берестяной куклы необходимо сначала подобрать берестяные сдиры, пласты, заготовить трафареты - рисунки на бумаге и выкройки из бумаги всех берестяных изделий. Изготавливаются все куклы примерно одинаковые. Все детали (головы, туловища, ноги, руки и обувь) изготавливают из бересты различной толщины: голова из плоского толстого кусочка бересты, руки, ноги - из скрученных в трубочку кусочков такой бересты (или веточек), обувь из толстого.
Перед тем как произвести сборку заготовленных на выкройке деталей фигурок, необходимо перевести на них с трафаретов рисунки, раскрасить или вырезать их резаком.
Все остальные детали скрепляют клеем «момент».
Выполнение в материале и декорирование геометрическими деталями, сдирами проходит на последнем этапе работы.
№4 ФОТОГРАФИИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ТАЙШЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ.
Литература.
1. Неменский Б. Изобразительное искусство и художественный труд. - М. Просвещение. 1991.
2. Газарян С. Прекрасное - своими руками. Народные художественные ремесла. -М. Детская литература. 1986.
3. Чернуха Т. Твоя маленькая мастерская. - Киев. 1989.
4. Хвостов А. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М. Просвещение. 1981.
4. Кулакова Л. Конструирование и ручной труд. - М. Просвещение. 1990.
5. Пономарьков С. Декоративно- прикладное искусство в школе. - М.
Просвещение. 1976.
6. Щипанов А. Юным любителям кисти и резца. - М. Просвещение.1981.
7. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М. Аст.пресс.1999.
8. Финягин В.В. Изделия из бересты. Уроки ремесла. -М. Астрель.2001.
9. Смирнов Б. Художник о природе вещей.- Л. Художник. 1970.
10. Ю.Нагибина М. Пособие. Природные дары для поделок игры. -Ярославль.
1997.
11. П.Барадулин В. Сельскому учителю о народных промыслах. - М.
Просвещение. 1979.
12. Базик И. Что можно сделать из природного материала. - М. Просвещение. 1991.
13. Зотов Ю. Организация современного урока. - М. Просвещение. 1994.
14. Степанова Н. Поделки из природных материалов. Кишинев. 1988.
15. Рондели Л. Народное декоративно-прикладное искусство. -М. 1986.
16. Федотов Г. Волшебный мир дерева. -М. Искусство. 1985.
17.Федотов Г. Дарите людям красоту.- М. 1985.
18.Разина Т. Русское народное творчество. - М. Изобразительное искусство. 1970.
19. Сельскому учителю о народных ремеслах Сибири и Дальнего Востока, (книга для учителя).- М. Просвещение 1983.
20. Хворостов А. С. Декоративное прикладное искусство в школе. - М. Искусство. 1988.
21. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Народное искусство в художественном воспитании детей. -М. Искусство. 1983.
22. Претте М. Капальдо А. Творчество и выражение. -М. Сов. Худ. 1981.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143415