Методические рекомендации по составлению учебного плана для сельских малокомплектных школ
Методические рекомендации
по составлению учебного плана
для сельских малокомплектных школ
Оюн Саида Чагар- ооловна,
учитель иностранных языков
МБОУ ООШ с. Усть-Хадын
Тандинского кожууна
Среди образовательных учреждений нашей республики имеется особая группа школ. Это сельские малокомплектные школы. Они:
отдалены от кожуунных центров;
малочисленны (всего в нашей республике сельских малокомплектных школ насчитывается около 40-42 школ);
малокомплектны, педагогические коллективы данных школ в своей работе используют идеи разновозрастного обучения. Специфической моделью организации учебного процесса в сельских малокомплектных школах является разновозрастной класс- комплект, который является объединением школьников разного возраста в процессе обучения с целью повышения доступности и качества образования, создания условий предпрофильной и профильной подготовки).
В сельских малокомплектных школах (далее по тексту СМКШ) формирование класс- комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся. Оптимальным является раздельное обучение учащихся 1 ступени разного возраста. Допускается объединение учащихся в класс- комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию 2 совмещенных класс- комплектов, например 1-2 (1+2), 5-6 (5+6).
В СМКШ (НАЧАЛЬНОЙ) при формировании класс- комплектов рекомендуется создавать классы на основе объединения 1-2, 3-4 классов. С точки зрения педагогов психологов и учителей начальных классов целесообразно формирование класс- комплектов согласно принципу интегративности и комплексности содержания образования (1+2), (2+3), (3+4).
В СЧМКШ (ОСНОВНОЙ) школе 5+6, 7+8 и отдельно 9 класс.
В СМКШ (СРЕДНЕЙ) школе 10+11 класс.
Класс- комплект – это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе согласно постоянному расписанию учебных занятий. Класс- комплекты в СМКШ могут быть одновозрастными и разновозрастными.
При формировании класс- комплектов необходимо:
выявить количество учащихся по классам;
определить принцип комплектования класс- комплектов:
- низкая наполняемость – до 3 учащихся
- средняя наполняемость- от 5 до 7-8 учащихся
- нормальная наполняемость- от 7-8 до 10-12 учащихся
3. проанализировать психолого- педагогические особенности учащихся, уровень обучаемости, сформированности общеучебных навыков. Цель- выявление возможных вариантов объединения детей в разновозрастные класс- комплекты.
4. в конце сформировать учебный план, согласовав со всеми участниками образовательного процесса.
ЦЕЛЬ- СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КАЖДОМ КЛАССЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ УРОКОВ ВНЕ СОВМЕЩЕНИЯ. Соблюдение этого требования особенно необходимо для 1 классов (первый год обучения), 5 классов (переходящий и адаптационный период в основную школу) и выпускных классов – 4 класс, 9 класс (обучение в 9 классе является переходным, т.к. в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, подготовка к ГИА), 11 класс (профильное обучение, подготовка к ЕГЭ). НО ВЕДУЩИМ ПОДХОДОМ СОЗДАНИЯ КЛАСС_ КОМПЛЕКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ РЕГИОНАЛЬНЫЙ, ОСНОВАННЫЙ НА УЧЕТЕ МЕСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДАННОЙ ШКОЛЫ.
Организация образовательного процесса осуществляется СМКШ самостоятельно. Учебный план формируется на основе примерного регионального базисного учебного плана (БУП).
При внедрении учебного плана в образовательном процессе СМКШ возникают противоречия между необходимостью и слабой возможностью полностью реализовать его в рамках регионального и школьного компонентов, предпрофильной подготовки и профильного обучения.
При сформировании учебного плана для разновозрастного обучения для средней ступени обучения необходимо также учитывать финансовые возможности СМКШ. В учебном плане в целях оптимизации учебной нагрузки региональным базисным учебным планом нормативно устанавливается 6- дневная учебная неделя.
Формирование разновозрастного класс- комплекта связано с большими затруднениями в обучении. Традиционная модель разновозрастного обучения выглядит следующим образом:
организационный момент урока проводится для обеих классов;
учитель работает, например, с 5 классом, а 6 класс работает самостоятельно;
учитель работает с 6 классом, а 5 класс работает самостоятельно;
подведение итогов урока проводится для обеих классов.
Но эта модель уже изжила себя, устарела и многие педагогические коллективы СМКШ подстраиваются под современные требования (ЕРМКО, подготовка к ГИА и ЕГЭ), т.е. они ведут основные учебные предметы вне совмещения, отдельно. Это русский язык и литература, тувинский язык и литература, иностранный язык, математика, история, география и биология. Изучение таких трудных предметов, как физика и химия, тоже проводится отдельно, если количество учащихся в класс- комплекте 8 и свыше.
В условиях полного совмещения проводятся уроки информатики (кроме 9 класса), музыки, изобразительного искусства, обслуживающего труда (девочки) и технологии (мальчики), физической культуры, т.к. у учащихся на этих уроках формируются практические умения и навыки.
Продолжительность уроков, в том числе совмещенных, - 45 минут. Продолжительность уроков для 1 класса в 1 учебной четверти- 30 минут, во 2 учебной четверти- 35 минут, со 2 полугодия- 40-45 минут. Большая перемена для организации горячего питания для учащихся начальной школы- 15- 20 минут после 2 урока, для учащихся и учителей основной школы- 30 минут после 4 урока.
По предложенному учебному плану работают:
МБОУ СОШ с. Ырбан Тоджинский кожуун- 36 учащихся ( в этой школе все классы с 1 по 11 класс учатся отдельно, т.е. нет совмещенных класс- комплектов и во всех классах все учебные предметы изучаются отдельно);
МБОУ СОШ с. Чал- Кежиг, Чеди- Хольского кожууна- 47 учащихся, (в этой школе все классы с 1 по 11 класс учатся отдельно, т.е. нет совмещенных класс- комплектов и во всех классах все учебные предметы изучаются отдельно);
МБОУ ООШ с. Усть-Хадын Тандинского кожууна- 36 учащихся ( в нашей школе имеются совмещенные класс- комплекты, но при этом администрация школы стремится к сохранению отдельных классов, а не совмещенных класс- комплектов, изучение основных учебных предметов проводится вне совмещения, отдельно).
15