Выступление на ШМО по теме Здоровьесберегающие технологии на уроках истории
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 103.
г.Нижний Новгород
Выступление на ШМО МБОУ СОШ № 103 учителя истории Саратиной Елены Сергеевны.
( Из опыта работы)
Тема : « Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории».
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии. На уроках и во внеурочной работе учитель истории решает следующие задачи, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие.Приемы здоровье сбережения, применяемые учителями во время проведения занятий 1. Коррекция позы ученика должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, учитель может просто подойти к нему, не прерывая объяснения, и ласковым движением руки исправить позу. Иногда достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, можно попросить весь класс «подтянуться, выпрямить спинки». 2.Сохранению здоровья способствует смена деятельности на уроках истории. Например, сначала устно пообсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке истории
3.На уроках истории и обществознания часто проводятся физкультминутки.4.Коррекционные задачи решаются также за счет организации микрогрупповой работы класса.5.Социальное здоровье также формируется на каждом уроке. К нему относится умение жить в обществе, коммуникативность, удовлетворенность социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся. Обучающиеся, знакомясь с тенденциями становления и развития общества и государства, начинают лучше ориентироваться в социуме, реализовывать себя.
Важнейшим элементом, составляющим благополучие и счастье любого человека, безусловно, является здоровье. И как важно его сохранять и укреплять на протяжении всей жизни, чтобы понятие здоровый образ жизни было осознанным принципом жизнедеятельности.
Когда открываешь в классном журнале страницу с характеристиками показателей здоровья учащихся, всегда видишь там записи о подготовительной или специальной группе учащихся.
По данным Министерствам РФ сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины имеют место функциональные расстройства. Уже в первый класс здоровыми приходят лишь около 25% детей, остальные имеют различные нарушения в состоянии здоровья.
Задача школы, как важнейшего социального института, в решении проблемы здоровосбережения подрастающего поколения, заключается в том, чтобы, что есть ( в смысле здоровья) сохранить и приумножить, не навредить, сделать так, чтобы каждый ребенок осознал, что для того, чтобы быть успешным в жизни, необходимо быть здоровым.
Безусловно, что каждый учитель на уроке применяет те или иные методы и приемы здоровосберегающих технологий.
Как учитель истории и обществознания, я на уроках важнейшей своей задачей (наряду с образовательными, развивающими, воспитательными) считаю задачу сбережения здоровья своих учеников. Я думаю, что все эти задачи неразрывно связаны между собой.
В чем я вижу свой вклад в решение проблемы сохранения здоровья детей в условиях учебного процесса? Здесь много составляющих. Во-первых, это рациональная организация урока. Это очень важно не только для большей эффективности результатов урока, но и для того, чтобы не допускать переутомления учеников на уроке. И здесь очень важна смена деятельности на уроке ( слушают учителя, читают учебник, смотрят презентацию, делают записи в тетради, обсуждают проблему…),что делает урок более разнообразным и, поэтому, более динамичным и менее утомительным.
Очень важно создать особую психологическую обстановку на уроке, ведь психологическое здоровье не менее важно, чем физическое. Наверно, недаром говорят, что «все болезни от нервов».Поэтому так важна атмосфера успеха, толерантности, доброжелательности. На уроках, когда возникает спорная ситуация, а такое происходит достаточно часто, ( и это хорошо) важно учить детей быть терпимым к чужому мнению, не опускаться до крика и оскорблений в сторону оппонентов.
Всю жизнь считаю, что наиважнейшим компонентом здровьесберегающих условий урока является юмор! Учитель без чувства юмора, безусловно, теряет значительную часть своей педагогической и человеческой привлекательности. ( Постоянная серьезность – это, вероятно, признак психологического нездоровья). Поэтому на каждом своем уроке стараюсь создавать минутки радости и веселья. Улыбка и здоровый смех детей на уроке, по-моему, стоят в здоровосбережении не меньше, чем физкультминутки.
Кстати, многие темы на уроках истории и обществознания так или иначе затрагивают проблемы, связанные со здоровьем человека. И вопросы, рассматриваемые на них сами являются элементами в воспитании здорового образа жизни, в формировании ответственного отношения к своему здоровью. Например, на уроке истории России в 7 классе, посвященном внешней политике во второй половине XVIIIв., когда мы знакомимся с русским генералиссимусом А.В.Суворовым (родившимся тщедушным и больным) есть возможность поговорить о важности закаливания, как тела, так и духа, о воспитании упорства в достижении цели. На уроке всеобщей истории, во время знакомства с жизнью средневековой Европы, постоянными спутниками которой были мор и эпидемии, акцентируется внимание на важности соблюдения норм санитарной гигиены, регулярной смены белья. При знакомстве со Спартой в 5 классе, когда речь идет о воспитании у мальчиков отрицательного отношения к алкоголю (когда взрослые спартанцы специально поили илотов и затем их пьяных демонстрировали детям) Отмечается важность быть особенно внимательным к своему организму, чтобы не допустить серьезных сбоев в этот период перемен. Подчеркивается недопустимость бездумного копирования «взрослой жизни» во избежание пагубных последствий. При обсуждении глобальных проблем современности, прежде всего такой, как демографическая, говорим о тех последствиях, которые несет безответственное отношение людей к своему здоровью. При изучении темы «Древний Египет» (5, 10 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»; при выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8, 10 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов; при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья…
Во внеурочной деятельности с детьми не только говорится о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта, но ребята учатся готовить целебный чай и народным методам оздоровления, изучают полезные свойства овощей и фруктов. Реальность снижения уровня заболеваемости гриппом доказана включением в меню лимона, чеснока, лука. Анализ показал, что своевременная профилактика позволила предотвратить подъём гриппозных заболеваний и снизить заболеваемость. Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, поэтому в школе так много аллергиков и просто ослабленных детей. На внеурочных мероприятиях и уроках обществознания говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. Часто ругают молодёжь за её инфантильность, за неумение думать и рассуждать, но вот такие уроки доказывают, что молодые люди также как и весь мир озабочены здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий не только в школе, но и в дальнейшей жизни. С целью пропаганды здорового образа жизни на уроках обществознания и классных часах проводятся такие внеклассные мероприятия как: -«Молодёжь за здоровый образ жизни» «Береги здоровье смолоду» Конкурсы рисунков, плакатов, газет на тему «Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Нет - наркотикам», «Нет – курению», «Нет – СПИДу».
Каждый урок истории и обществознания – это своего рода наглядная агитация и пропаганда здорового образа жизни.
В перемену важно обязательно проветрить кабинет! В темное время суток следить за освещением учебного кабинета. Или какой учитель пройдет мимо, не обратив внимания на ученика, криво сидящего за партой?! (Корректировка осанки индивидуальная или групповая).
Всегда важно помнить о правильной, разумной дозированности заданий, как на уроке, так и при определении домашнего задания.
И, конечно, любовь к детям, оптимизм в отношениях, отсутствие прямого диктата, приоритет положительного стимулирования, толерантность к детским недостаткам, доброжелательность оказывают благотворное влияние на психику ребенка, способствуют психологическому здоровью, а значит и здоровью физическому.