Методические рекомендации по заполнению журналов
Рассмотрены и согласованы: Утверждены:
на заседании М.К. Директором Свердловского протокол № __ строительного колледжа от»__»____2017 года ______ Матюшенкова Е.П.
______ Щепетильникова Л.В.
Методические рекомендации
преподавателям теоретического обучения по ведению урока
С самого начала учебного процесса демонстрируйте учащимся свое полное к ним доверие.
Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач,стоящих как перед группами, так и перед каждым из них в отдельности.
Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настройгруппы и принимать его.
Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь кдостижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживанияучащегося.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВКЛЮЧАЕТ(2-3 минуты)
предварительную организацию группы (проверка отсутствующих,внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличие дежурных, внешнего вида учащихся, организация внимания);
готовность преподавателя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение;
мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);
Психологический настрой учащихся;
обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Психологический настрой - эмоциональное состояние группы, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.
Исходная мотивация.
На этом этапе учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.Исходная мотивация создает готовность учащихся к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у учащихся направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым.
В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.
1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть уучащихся за счет педагогического мастерства преподавателя, формируяинтерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируютзаинтересованность учащихся к изучаемому предмету. К приемам,которые наиболее часто используются для мотивации, Н.М. Зверева относит:
1) связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;
2) показ недостаточности имеющихся знаний;
3) создание проблемной ситуации;
4) использование художественной и научно-популярной литературы,произведения искусства;
5) экскурсы в историю:
6) использование сравнений;
7) привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;
8) использование игровых ситуаций и др.
Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей учащихся, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся группы, в том числе и слабоуспевающих.
2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняетучащимся, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоитьследующий раздел. У учащихся формируется мотив к обучению. В этомслучае они ориентируются не на оценки, и познавательная деятельностьявляется лишь средством достижения цели, которая находится вне самойпознавательной деятельности.
При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих.
Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поисказнаний. Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда порешению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решенияпроблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя заинтересованность учащихся, которая формирует мотивационную среду на учебном занятии.
Мотивационная среда воздействует на поведение и действия учащегося в интересах саморазвития и самосовершенствования, ане просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.
Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.
«Активные методы» — это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, на организацию их самостоятельного получения знаний, их запоминание и воспроизведение, на организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности.
К данным приемам обучения на уроке в практике работы современного обучения относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты, интригующее анонсирование темы; перенос организационно-психологического момента на до урочное время; актуализация и новизна темы; эмоциональность подачи; сравнение и аналогия; эффект парадоксальности; познавательные игры, тренинги, использование музыки и других эстетических средств воздействия.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Традиционный урок Развивающий урок
Длится 5 -7 минут. Основную роль играет учитель. Новое знание «открывают» учащиеся. Общение с ними должно быть организовано так, чтобы каждый ученик смог представить свои собственные ожидания от урока, как он сможет самореализовываться в этом конкретном уроке.
На данном этапе учащиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно- проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практическойзначимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основногопротиворечия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуациизавершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.Формулировка основной учебной задачи играет значительнуюмотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление, - писал Выготский. Важное условие организации учебной деятельности — подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемноразвивающего типа.
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящейдеятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.
НАЧАЛО УРОКА В РАЗНЫХ ТИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
Традиционный Нетрадиционный
1 . Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания); 2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»); 3. Актуализация знаний учащихся. 1 . Рифмованное начало урока. 2. Начало урока с элементами театрализации. 3. С эпиграфа к уроку. 4. С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока. 5. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока. 6. Постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.
В проблемно-развивающем уроке возможностей для организационного момента гораздо больше, поэтому мы вынесли его за таблицу.
Структура оргмомента урока изучения нового материала.
1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процессапознания при высокой мыслительной активности учащихся.
Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа сопорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.)
Структура оргмомента урока проверки знаний.
1. Организация начала урока. Создание спокойной, деловойобстановки. Проверка готовности учащихся к дальнейшемуизучению материала.
Постановка задач урока. Сообщение учащимся о материале,который будет проверяться или контролироваться. Повторениесоответствующих правил, работа с памятками по проверке,самопроверке, взаимопроверке.
Структура оргмомента комбинированного урока.
Организация начала урока.
Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.актуализация знаний, практических и умственных умений.
Оргмомент проблемного урока.
Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков, но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала.
В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.
Актуализация прежних знаний в проблемном уроке в какой-то степени занимает место опроса. Однако актуализация более широкое понятие, она может включать опрос как составную часть. Если при опросе задача учителя заключается в том, чтобы выявить объем и качество знаний, умений и навыков учащихся, то основная цель актуализации - посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, т.е. прежние знания сделать актуальными в данный момент.
Основная задача данного этапа урока - создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.
4. Цель, задачи, тема.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):
- образовательные (обучающие);
- развивающие;
- воспитательные.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Приступая к формулировке целей, учитель:
- изучает требования образовательного стандарта и программы;
- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников;
- определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть уч-ся;
- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности уч-ся.
Конструирование системы познавательных целей учебного занятия. С позиций системно-структурного подхода важно, чтобы учитель имел представление, из каких основных компонентов состоит система знаний, т.к. структура системы знаний логически отражается в системе познавательных целей.
В дидактической системе знаний выделяют два блока: эмпирический и теоретический. Эмпирический блок включает: термины (номенклатура предмета), цифры, факты, представления. Теоретический блок -определения, понятия, причинно-следственные связи (прямы и обратные), закономерности, законы, теории.
Значительную часть учебного времени учитель уделяет системе теоретических знаний, которые формируются на базе эмпирических, т.к. понимание сути объектов и явлений ученик осознает на основе образов и представлений. В процессе работы над системой знаний учитель формулирует соответственные цели.
Обучающие (дидактические):
- передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;
- выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д.
- проверка знаний по теме;
- обобщение изученного материала;
- проверка усвоения материала на основе творческих заданий;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности творческих способностей.Определить основную дидактическую цель урока - значит, установить,
чему в основном будет посвящен данный урок:
- изучению нового материала (одна дидактическая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала);
- закреплению нового материала и ранее пройденного (одна дидактическая цель — закрепление);
- контрольный урок (одна дидактическая цель - контроль за полученными знаниями);
- две дидактические цели: повторение и обобщение: на повторительно- обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока.
- три дидактические цели: повторение, закрепление, сообщение нового материала - комбинированный урок.
Приблизительная хронология
урока теоретического обучения
Организационный момент – 2-3 минуты;
Актуализация знаний учащихся -3-5 минут;
Д.З. – 5 минут
В зависимости от типа урока преподаватель самостоятельно разбивает время на:
Повторения материала;
Объяснение нового материала;
Закрепление материала в сумме минут должен получиться академический час равный 45 минутам.
Проект подготовила
методист Стародубова Т.И.
0505151948