Статья Роль тренировки мышц артикуляционного аппарата в развитии певческого голоса
Роль тренировки мышц артикуляционного аппарата для развития певческого голоса
Артикуляционная, дыхательная и резонаторная функции в голосообразовании неразрывно связаны между собой. Мышцы, осуществляющие движение органов голосообразования, поддаются специальной тренировке. В дыхании
· это брюшной пресс, межреберные, спинные, поясничные мышцы и диафрагма, которые должны быть подвижны и должны подчиняться управлению. В артикуляции
· это ротовая полость, губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо с маленьким язычком (они должны быть хорошо развиты, легко подвижны и подчиняться воле). Из трех функций голосообразования процесс овладения резонаторной функцией наиболее сложный.
Описание тренировочных упражнений, развивающих необходимую для пения мускулатуру (артикуляционный аппарат), составит основную цель данной статьи.
Одна из сложностей вокального искусства состоит в том, что голосовым аппаратом, обладающим всеми свойствами музыкального инструмента, певец должен еще и говорить. Но артикулировать в пении так, как в речи, вокалист не может, ввиду необходимости для голоса особых певческих условий звучания. Так же, как и в обычной речи, в вокале певец должен стремиться к ясности произношения и простоте, без чего не может быть выразительного пения. Для хорошей дикции следует научиться четко произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата определенного тренажа. Практика показывает, что у обучающихся пению артикуляционный аппарат часто плохо разработан, вял и иногда зажат. При его тренировке с успехом применяются простые упражнения без звука для развития подвижности, ловкости и силы артикуляционных мышц. Беззвуковые упражнения готовят артикуляционный аппарат к более четкой работе, делают его, подвижным, сильным, улучшают тонус мышц и благоприятно влияют на свободу мимической мускулатуры лица, рта, нижней челюсти и шеи. Можно рекомендовать следующие беззвуковые упражнения:
Открыть рот вертикально, подержать его немного в таком положении, закрыть рот. Проделать это упражнение пять раз. Оно укрепляет связки, сочленения, суставы, жевательные мышцы.
Открыть рот, затем рукой, сжатой в кулак, надавить на нижнюю челюсть снизу, стараясь как бы закрыть рот и в то же время сопротивляясь, держать его открытым. Делать это движение с сопротивлением, считая мысленно от пяти до десяти. Повторить упражнение еще три-шесть раз.
Делать повороты челюсти вправо, влево, вперед, назад. Упражнение выполняется как с открытым, так и с закрытым ртом по нескольку раз в каждую сторону.
Проделать жевательные движения несколько раз. Жевать нужно, широко открывая рот. Так же жевать и с закрытым ртом. Данные упражнения тренируют нижнюю челюсть, делают ее более подвижной и свободной.
Надуть одну щеку, потом другую, затем втянуть обе щеки. Упражнение укрепляет и тонизирует щечные мышцы.
Для укрепления круговой мышцы рта следует проделывать такие движения: растянуть сомкнутые губы в «ниточку», поднимать верхнюю губу. Поднимаясь вверх, она обнажает зубы и из полукруглой становится квадратной. Далее, губы сомкнуть и выдвинуть вперед, делать круговые движения губами в обе стороны. Проделать эти упражнения несколько раз.
Вытянуть язык, поворачивать его вправо и влево. Согнуть язык, подняв его кончик. Делать круговые движения. Гимнастика языка хорошо осуществляется на подражательных движениях. Данное упражнение тонизирует язык и способствует укреплению мышц ротовой полости.
После такой беззвуковой подготовки можно переходить к звуковым упражнениям на отдельных звуках или слогах. При этом нужно ознакомить учащегося со звуковым составом русского языка и классификацией звуков, осознать положение органов артикуляционного аппарата при разных звуках и понять механизм их образования. Это поможет исправлению дефектов в произношении некоторых согласных звуков, например, р, с, л.
Каждый звук требует определенной установки артикуляционного аппарата, поэтому движения, необходимые для образования одного звука в слове или слоге связываются с движениями, необходимыми для образования другого звука. Языку и губам здесь отводится главная роль. Их движения непрерывно перестраиваются для каждого последующего звука. У неопытных вокалистов язык не всегда вовремя переходит в нужное для произнесения слога положение при пении. Зачастую, в погоне за красотой звучания и удобством, начинающие певцы искажают необходимые уклады языка. Очень хороший эффект в исправлении дефектов дикции дает работа перед зеркалом, поскольку имеется возможность следить за правильностью положения органов артикуляции. Для того, чтобы произношение было легким и правильным, нужно следить за свободой жевательных и мимических мышц (подбородочных, поъязычных), а также языка и губ. Зажатость и напряжение мышц должно постепенно устраняться с самых первых занятий вокальной работы, поскольку данный недостаток ведет к скованности артикуляционного аппарата, что очень мешает естественному звучанию голоса.
Начинать тренировочные упражнения для четкой дикции следует на середине диапазона, на наиболее легко звучащих тонах и с наиболее верно звучащего удобного гласного звука. Для ровного звучания голоса певец должен научиться незаметно изменять гласные звуки, чередовать их, ставя вначале упражнения наиболее удобные. Только после овладения навыком пения гласных звуков и достижения ровности исполнения можно переходить к пению отдельных слогов. Атака гласного звука с помощью верно подобранного согласного звука помогает в работе над улучшением дикции. Сначала нужно выбрать согласную индивидуально по принципу благоприятного влияния на гласный звук. Желательно, постепенно проработать все гласные и согласные в самых разных сочетаниях. Упражнения следует начинать в медленном темпе. Хорошо проработав данный этап, темп можно ускорить, но не в ущерб дикции. Каждое сочетание слогов произносится несколько раз с прерывами, но без утомления. В быстром темпе эти упражнения нужно говорить и петь на одном дыхании. Однако, при пении очень полезно изменять штрих исполнения. Например, пение на staccato укрепляет мышечное ощущение звука при дыхании.
В вокальной практике чаще всего дается сочетание последовательности гласных у, о, а, э, и, прибавляя согласный д. При этом нужно держать рот собранным, губы выдвинуть вперед. Позиция рта сохраняется на о или у. Но если слоги с гласной у не удается хорошо пропевать, то следует начинать с той гласной, которая звучит лучше, например, с гласного звука а.
Ниже предлагается несколько групп фонетических упражнений на слоги и отдельные короткие слова, которые следует исполнять проговаривая их, а затем пропевая на простых вокальных упражнениях. В качестве упражнений обычно используются простые интервалы, трезвучия, отрезки гамм и т.п.
Ду, ду, ду, ду.
Дудо, дудода, дудодадэ, дудодадэди.
Луло, лулола, лулолалэ, лулолалэли.
Руро, рурора, рурорарэ, рурорарэри.
Дру-дро-дра-дрэ-дри.
То же на: бру, друг, бруг, мрук и т.п.
Билибилибом, билибилибом.
Дилидон, дилидон, дилидилидон.
Круг упражнений можно расширить, используя различные звукосочетания согласных и гласных звуков.
Для выработки дикционной четкости очень полезны скороговорки и быстрое проговаривание по нескольку раз отдельных слов, звукосочетаний. Также, их можно и пропевать. Ниже предлагаются скороговорки и пословицы, способствующие разработке артикуляционного аппарата.
Семен семена семеня сеял.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В Монголии не растут магнолии.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
У Прова корова здорова.
От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю, пыль по полю,
пыль по полюшку летит.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Уж пожаловал ежам дюжину цветных пижам, прежние пижамы
исколоты ежами.
Проворонила ворона вороненка.
Ехал Грека через реку, видит грека
· в реке рак, сунул Грека руку в реку,
рак за руку Греку цап.
Шли мыши по крыше.
Бык тупогуб
· тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
Жили гули, лили пули в Ливерпуле.
Во рву траву рву.
Ложечка моя, желобовыгибистая, с переподвыподвертом,
с переподвыподвертом, с переподвыподвертом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
Таким образом, четкость слова вырабатывается путем произношения и пропевания на опертом звуке (на дыхании) слов, фраз, слогов, индивидуально подобранных для каждого ученика. Хороший результат в работе над дикцией дает беззвучное проговаривание скороговорок (так называемое «немое кино») с активной артикуляцией всех согласных звуков. Бывает и так, что слово лучше формируется в пении, чем в речи. В связи с этим, полезно каждое упражнение проговаривать и пропевать поочередно. Если речевое произношение не удается, то следует ограничиться только пением.
Работу над артикуляцией можно разнообразить, если постепенно изменять высоту звука, динамику, расширять диапазон. Труднее всего пропеть скороговорку на какую-то заданную мелодию, сохранив при этом четкую дикцию, чем просто ее активно проговорить. Опыт вокальной работы с оперными певцами по такому принципу, описанный во многих методических трудах известных педагогов-вокалистов, дал очень хорошие результаты в обучении.
Также, в заключении, необходимо отметить, что четкость дикции при пении очень благотворно влияет на звукообразование, поскольку активность артикуляции согласных звуков снимает излишнее напряжение с гортани и голосовых связок, что способствует правильной атаке звука и свободному звучанию гласных звуков.
15