Детско — юношеский туризм Свердловской области
ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ
Малахаев Иван Викторович,
магистрант ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет» г. Екатеринбург
АННОТАЦИЯ
Кратко рассмотрена проблема и изучение интеграции краеведческой и спортивной части в соревнованиях по спортивному туризму, на примере данных отделения туризма и краеведения ГАУДО СО «Дворец молодёжи»
Ключевые понятия: спортивный туризм, краеведение, детско – юношеский туризм, соревнования, исследование
The importance of timely preparation on problems of the regional study
for participants of the athletic tourism races
Malakhaev Ivan
Ural state pedagogical university, Ekaterinburg, Russian Federation
Annotation
Tourism is becoming more and more popular. It’s one of the best ways to spend a holiday. It’s also a well-developed business nowadays.
The problem of integration and coexistence of the regional studding and sports itself in the regional competitions on the athletic tourism is briefly addressed here. The example of such research is the factorial data of the Department of tourism and regional studies of GAUDO SO “Dvorets molodyozhy”.
Terminology (key words) athletic tourism or sports tourism, regional study, tourism for children and young peoplehiking, competition or race, research
Детско-юношеский туризм, как форма активного отдыха и дополнительного образования, несомненно, полезен школьникам. Недостаточно сказать - полезен, он необходим каждой развивающейся личности. Поэтому за годы учебы каждому учащемуся, независимо от его склонностей, увлечений и желаний, должна быть предоставлена возможность занятий туризмом и краеведением[1].
В традиционном терминологическом определении деятельности, как «туристско-краеведческая», получила отражение идеология нашей системы образования, которая видела смысл туризма в сочетании с его краеведческим наполнением. Данный подход сочетания туризма с краеведением, самый верный в современном мире. Ведь только в комплексе можно достичь самых высоких результатов всестороннего развития личности ребёнка. Доминантами туристского краеведения, как показывает практика, являются изучение природы и истории края[2].
Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о следующем: среди многообразия форм воспитательной работы среди школьников, самым значимым можно считать туристко-краеведческую составляющую. Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Туризм и краеведение только в комплексе способствуют к формированию у ребёнка любви к своей Родине, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, будь то памятники культуры или традиции наших предков, так и природные богатства[3].
В течении нескольких лет сотрудниками отделения туризма и краеведения ГАУДО СО «Дворец молодёжи» проводились исследования, целью которых было выявление и обоснование эффективности интеграции туристско-спортивной части и краеведческой составляющей в областных соревнованиях по спортивному туризму «Школа безопасности». Была поставлена задача опровергнуть миф, что обучающиеся, занимающиеся спортивным туризмом, не уделяют должного внимания краеведению.
Начиная с 2013 года, в соревнования по спортивному туризму «Школа безопасности» включена краеведческая составляющая: тест, состоящий из 20 вопросов по истории родного края, природе Урала, краеведению, памятным датам Свердловской области. Наравне со спортивной частью, учитывались баллы по тесту «Знатоки Урала». На рисунке показана готовность и успешность прохождения данного теста по годам, начиная с 2013 года и заканчивая 2016 годом. В расчёт взяты младшая и старшая возрастная группа, возраст участников мероприятия от 12 до 17 лет.
Рис. Динамика краеведческой подготовки школьников, участников соревнований по спортивному туризму
Благодаря такому подходу и интеграции спортивного туризма и краеведения, педагоги дополнительного образования, тренеры и учителя, при подготовке команд к областным соревнованиям, большое внимание уделяют не только техническим приёмам прохождения дистанции и ориентированию, но и повторяют материал по географии, биологии, экологии родного края, проблемам жизнеобеспечения, что способствует разностороннему развитию личности детей.
Принято считать, что детско-юношеский туризм именно тот вид работы с детьми, который лучше других поможет педагогу направить воспитательный процесс на развитие инициативы и ответственности каждого ребёнка путём вовлечения его в самостоятельную и творческую деятельность. Главным критерием сформированности такой системы в школе, на наш взгляд, является наличие условий, при которых каждый школьник и каждый учитель в зависимости от своих интересов, склонностей, особенностей характера, уровня физической подготовки мог бы включится в различные виды туристко-краеведческой деятельности.
Список литературы
А.А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Издание второе, исправленное и дополненное. М. ЦДЮТК МО РФ, 2001. – С. 6-8
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М. ЦДЮТиК МО РФ, 2002. С. 16-20
Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Детско-юношеский туризм и краеведение России электронный научно-методический журнал №3 – 2014 [Электронный ресурс]– режим доступа: http:// www. http://turcentrrf.ru