Духовно-нравственное развитие и воспитание в профессиональном образовательном учреждении
Публикация:
Георгиевская И. А, Духовно-нравственное развитие и воспитание в профессиональном образовательном учреждении// Сахалинские Рождественские образовательные чтения: материалы областной научно-практической конференции.- Южно-Сахалинск, 2012.
Теперь, когда мы уже научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле как люди.
Б. Шоу
Духовно-нравственное развитие и воспитание в профессиональном образовательном учреждении
* О воспитании
Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в педагогике. Платон говорил: «Если человека не воспитывать или дать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля». Действительно, там, где отсутствует воспитание, велика вероятность увлечений самого низменного характера.
Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Но о воспитании почему-то говорят в последнюю очередь, ставя вперед проблемы обучения («Я должна дать знания, а воспитывают пусть родители»). Надо признать, что наша школа – школа ума, школа знаний, в значительно меньшей степени – школа воспитания. Лишь немногие, к сожалению, педагоги приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно знаний, даваемых в рамках традиционного образования, посредством которого нельзя усвоить нравственные истины, понятия веры, сострадания, милосердия. Как утверждал, в свою очередь, доктор медицинских наук В. Ф. Базарный: «Основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе воспитания детей как в семье, так и в школе».
Сегодня российское общество нуждается в высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, ведь, как правило, знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитании. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения.
*Бытие
Нормы нравственности принято называть общечеловеческими ценностями. Ценность, в свою очередь, это то, что значимо для жизни человека, она духовна, имеет духовную субстанцию. Следовательно, в основе общечеловеческих ценностей лежит человеческая жизнь.
Целенаправленное воспитание отношения к жизни должно стать стержнем профессиональной деятельности педагога. Однако, провозглашая сегодня жизнь как наивысшую ценность, мы практически ничего не делаем для того, чтобы у наших детей отношение к данной ценности соответствовало месту в иерархии ценностей. Попросту, надо научить любить жизнь, «благоговеть перед жизнью», испытывать глубочайшее почтение, преклонение перед жизнью: от восторга перед красотой жизни до готовности и способности защищать любые проявления жизни, тогда наши лозунги и призывы не останутся пустыми красивыми фразами. Эту психологическую особенность воспитания знал Ф. М. Достоевский:
- Я думаю, что все на свете прежде должны жизнь полюбить.
- Жизнь полюбить больше, чем смысл ее?
- Непременно так, полюбить прежде логики, и тогда только я смысл пойму.
( Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»)
Жизнь как дар воспринимается и проживается духовно развитой личностью только при условии, что система наивысших ценностей ею освоена и присвоена. Заметьте, мы опять возвращаемся к понятию «ценность». Поэтому так важно вводить в систему образования и воспитания вопросы счастья, судьбы, любви, семьи, добра, веры, сострадания. Важно не только говорить об этом, но создавать условия для переживаний чувств любви и отвращения, гнева и доброты, нежности, чувства страха и смелости, сомнения и уверенности. Ребенок должен окунуться в жизнь, чтобы при должной помощи со стороны взрослого сделать нужные выводы.
*О самом важном
Самая весомая жизненная ценность у современных подростков – «счастливая семейная жизнь». Раньше родители старались стабилизировать ситуацию за счет авторитарных способов воздействия на ребенка, к концу 20 века стали встречаться отношения, строящиеся на основе невмешательства. Может это и правильно?
Может быть, только всегда существует «но»… Все чаще в литературе встречается термин «рекреативность» (развлекательность): рекреативные передачи, рекреативные наркотики, рекреативный секс, не обязывающий, когда нет упреков, нет давления на волю человека, нет заботы о ближнем. Отсюда модным стало считать, что если ты воздействуешь на кого-то против его воли, то ты демонстрируешь тяжелую форму психоза. Возможна ли забота без давления? По сути, родители, которые отказались от посягательств на волю ребенка, предоставляют ему свободный выбор между жизнью и смертью. Дети, которые беспрепятственно хамят, устраивают истерики и ходят на головах – результат современного воспитания.
К тому же, с ростом детей возрастают и дурные привычки. Когда в доме возникает пожар, изо всех сил пытаются потушить и зовут на помощь. Нельзя ждать, когда в детях запылает огонь страстей, тем более нельзя ждать, когда дети поумнеют. Известно, что и в тюрьмах сидит немало разумных людей, но разум они обрели слишком поздно.
Ребенок должен понимать, что его любят, к его мнению прислушиваются, его проблемы интересуют и беспокоят родителей. Но на все недозволенное должен быть положен запрет, поскольку и любовь должна быть разумной.
Итак, главная роль в воспитании принадлежит примеру родителей, успешность семейного воспитания зависит от роли в ней действительно нравственного человека, который свято выполняет свои обязанности относительно семьи и окружающих. Только при таком воспитании ребенок не на словах, а на деле будет любить свою семью, разовьется глубокая привязанность к ней. И еще. Ребенок, растущий в атмосфере любви, создаст свою семью по подобию.
*Выход?
Что же делать нам родителям для того, чтобы наши дети научились «жить на земле как люди»?..
Мы, взрослые, сами должны избавиться от комплекса «неудачников», «несчастливых» людей. «Несчастливость» - модель поведения, образец существования присваивается по примеру семьи и начинается в семье. Несчастливость родителя – один из негативных факторов воспитания как в ситуативном плане, так и в контексте формирования личности. Все родители, как они сами думают, желают счастья своим детям, но к счастью нужно приобщать, счастьем нужно напитывать. Мне часто приходится видеть таких детей, которые, несмотря на внешнее благополучие, неудовлетворены собою, депрессивны, склонны говорить о никчемности существования («Я боюсь одиночества», «Я боюсь, если меня не будут любить», «Я переживаю, когда учителя на меня кричат»).
Воспитанию всегда мешают излишества: люди склонны к перегибам в ту или иную стороны. А между тем, «излишества всегда чрезмерны и в этом смысле дефектны». Необходимо вторжение разума, который несет «точную меру», согласие. Вопрос «меры» важен в воспитании, поскольку жизнь нынче «оптовая» (все и сразу): аборт, развод, распад, увольнение, интернет, сотовая связь, убийство, самоубийство. Нет меры. Это очень мнимое царство. Но есть другой мир, живой, который развивается медленно, незаметно, сообразно природе. Мир и мера – родственные слова. Воспитание – научение мерам, устоям жизни, мерности.
Педагоги согласятся, зачастую бывает так, не нравится тебе твой воспитанник, но обстоятельства таковы, что должен с ним общаться, и усилием доброй воли ты принимаешь его, начинаешь ценить его,
таким образом, самосовершенствуешь себя: меньше крика и шума, больше такта, деликатности и обязательно одобрения, ребенок должен чувствовать теплоту и заботу. «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Коррекционные методы работы с детьми должны так структурировать процесс обучения, чтобы деятельность ребенка оказывалась успешной, а поставленная цель – достигнутой.
Духовно-нравственное воспитание юного поколения немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования. Школа и Церковь должны возрождать ценность материнства, укреплять институт семьи. Вы видели, как венчают в Церкви? Над головами жениха и невесты держат венцы. Это мученические венцы. Церковь вразумляет, люди вступают в брак не для наслаждения и радостей, а чтобы набраться терпения. Половое воспитание – это нравственное воспитание, а не обучение блуду. Это запреты на то, что противоречит природе человека. Если этого нет, то мы имеем неполные семьи и брошенных детей.
Особое внимание, как представляется, надлежит уделять преподаванию этических дисциплин, раскрытию разрушительности и пагубности пороков, преступлений, страстей, морального нигилизма, вражды, гражданской безответственности. Надо понимать, что жизнь – это не развлечение и праздник, в жизни много уродливого, злого и печального, но зная это, надо иметь перед внутренним взором гармонию. Необходимо направить обучение на лучшую подготовку к жизни в обществе, в семье.
Говоря о воспитании юношей и девушек, следует помнить, что парня надо направлять на «мужской» тип: углубление изучения военного дела, где бы наряду с общеобразовательными дисциплинами, стали изучать спортивную гимнастику, рукопашный бой, легкую атлетику, военную историю ( г. Пермь, Кадетская школа №1). Для барышни романтизм не должен казаться чем-то наивным и несовременным, напротив, романтизм удивительным образом укрепляет душу человека, способствует пробуждению самой женской природы. Учителю-словеснику не стоит ограничиваться только лишь примерами из художественной литературы (Лариса, Катерина, Анна, Соня…), рассказывайте о ваших родственниках, знакомых, вспоминая то, что достойно подражания.
Обществу необходимы русские, национально-русские школы, в таких школах не только изучается русская культура, но и созревает русский человек. Только подлинно русские школы в состоянии формировать в душах молодых людей те качества, которые всегда отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, сострадание (г. Нерехта, средняя школа №4: центральным является преподавание русского языка, трудовое обучение, народные промыслы, народные игры, состязания, русская борьба; курсы:«Русский танец», «Экономика и русское предпринимательство»…).
Нужны школы с целостной методологической системой телесного сенсорного и психомоторного раскрепощения, основанного на принципах трудового и художественного творчества. Поймите правильно, говоря об этом, мы пытаемся не сломать, а преобразовать сложившуюся систему с помощью природосообразных и созидающих технологий. А между тем, бесконечные эксперименты и смены учебных программ, проходящие без оценки результатов со стороны медиков, приводят к неврозам, ухудшается телесное, психическое и духовно-нравственное здоровье детей. В связи с этим хотелось бы заметить, что больше всего нравственных переживаний ребенку доставляет плохая учеба, ведь ребенку приходится выслушивать упреки по этому поводу и от учителей, и от родителей. Отсюда нежелание ходить в школу. Терпение, согласованность с педагогом могут изменить ситуацию. Ребенок должен чувствовать поддержку, тогда он сам захочет учиться. И пусть он не будет отличником, зато он будет честным человеком, не падающим из-за неудач. Только чувство защищенности делает психику человека устойчивой к различным негативным жизненным явлениям.
Считается необходимым создание программ профилактических культурно-досуговых мероприятий, возобновление детских движений, ведь у нас был неплохой опыт работы пионерской организации, это был своего рода социально-педагогический феномен. Пионерское движение призвано было внедрить в детскую среду культуру, борьба с беспризорностью, неграмотностью. Много интересных начинаний родилось внутри Пионерии, но эта организация потеряла свой «самодеятельный» характер – «из организации самих детей она превратилась в организацию для детей» (Н. К. Крупская). Замечу, что основном все детские организации ныне действующие – это организации «для детей», что само по себе печально…
Комплексный подход в воспитательной работе всегда будет актуален, т. к. комплекс – это всегда единство воздействия на сознание, чувства и мысли человека, только направлен он должен быть не на «животную, материальную» жизнь, а на духовную, ибо « как только ты почувствовал большой интерес к внешнему миру, нежели к душе, знай, ты остановился» (Л.Н. Толстой).Литература
1. Губанова Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников.- 2011. - №5.
2. Лукьянченко Н. В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия ребенка // Воспитание школьников.- 2011. - №5.
3. Шемшурина А. И. Ценностно-смысловая основа воспитания: мыслители прошлого и современность // Воспитание школьников. – 2011. - №5.
4.Щуркова Н. Е. Жизнь как базовая ценность системы образования // Воспитание школьников. – 2011. - №3.
5. Богатырев А. В царстве Снежной Королевы // Воспитание школьников. – 2002. - №9.