Выступление на ШМО учителей английского языка Развивающее обучение на уроках английского языка

Выступление на ШМО по теме:
Развивающее обучение на уроках английского языка
В минуты высшего напряжения всего заметнее растёт человек.
Теодор Драйзер.
Исторический экскурс
Взаимосвязаны ли развитие детей и обучение?
Нет: Развитие «должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения» (Арнольд Гезелл, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже)






Развитие и обучение – это одно и то же. Развитие – это накопление опыта в жизни и в процессе обучения (Уильям Джеймс, Эдвард Торндайк )

Да, но: развитие произойдет в любом случае, а обучение может помочь. (Курт Коффка)
Теория Л. С. Выготского: «...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой». Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка.
«Обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека»
В обучении есть сфера (уровень) актуального развития (то, что ребенок может сделать самостоятельно + уже сформировавшиеся качества) и зона ближайшего развития (то, что ребенок самостоятельно не может сделать, но может с помощью учителя). Развивающее обучение создает зону ближайшего развития.

Развивающее обучение в России
Принципы Даниила Борисовича Эльконина- Василия Васильевича Давыдова:
Предметом усвоения являются общие способы действия способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.
Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде». 
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Универсальные учебные действия
Принципы Леонида Владимировича Занкова:
обучение на высоком уровне трудности (поисковая деятельность, ребенок улавливает общий смысл);
ведущая роль теоретических знаний (понимание взаимосвязанности явлений);
высокий темп изучения материала;
осознание школьниками процесса учения (задуматься зачем нужны знания);
систематическая работа над развитием всех учащихся (учет типов учеников).
Развивающее обучение за рубежом
Brain-based approach:
Мозг обрабатывает несколько процессов одновременно (поэтому можно использовать большое количество методов);
Физиология влияет на обучение (стресс, питание и т.д.);
Мозг пытается осознать значение происходящего, ученикам нужно открывать информацию самостоятельно;
Мозг осознает информацию через ее структурирование (информация должна быть организована так, чтобы ученики могли ее структурировать);
Эмоции влияют на обучение (облегчают запоминание);
Оба полушария взаимодействуют, поэтому мозг работает как с целым понятием, так и с частями;
Мозг воспринимает информацию как сознательно (то, на чем фокусируется внимание), так и бессознательно (то, что происходит вокруг);
Для обучения необходимо осознавать что и как изучено;
Используется два типа памяти: мгновенное запоминание опыта и запоминание фактов умений через повторение и тренировку;
Наилучшее обучение происходит через включение фактов и умений в опыт;
Сложные задачи стимулируют обучение, а угроза препятствует обучению и развитию;
Каждый мозг уникален, необходимо учитывать его особенности.
Развитие через обучение: наши дни
Личностно ориентированный подход: учет личностных особенностей ученика, создание комфортной обстановки;
Системно-деятельностный подход: обучение через деятельность и целостные представления о реальности;
Комплексное развитие ученика (развитие интеллекта, когнитивных способностей, логического мышления, эмоционально-нравственное развитие, развитие творческих способностей) отражено в планируемых результатах ФГОС;
Проблемы в развитии могут быть скорректированы;
Наиболее актуальным развивающее обучение является в начальной школе, но способы организации работы должны переноситься и на дальнейшие этапы обучения.
Теории овладения языком
Как дети овладевают языком?
Nativist theory: дети осознают мир и вычленяют значение речи и языка. Ноам Хомский (N. Chomsky): мозг обладает механизмом для восприятия языка (language acquisition device) и естественным путем овладевает структурой языка.
Social learning theory: дети имитируют речь и речевые модели и обучаются через имитацию;
Interactionist theory: дети овладевают языком через взаимодействие. Ребенок не научится говорить, если он только слушает (например, смотрит ТВ).
Развитие ребенка на уроке английского языка
Интеллектуальное развитие.
Цель – мобилизация интеллектуальных ресурсов для повышения эффективности обучения.
Способы и средства: задания на выявление закономерностей, связей (включая причинно-следственные и хронологические) и отношений явлений, работа с символами и знаками. Умения анализа, синтеза, обобщения информации лежат в основе гибкости мышления и творчества.
Развитие происходит с помощью соответствующих заданий, дидактических и ролевых игр. Развитие идет комплексно и способствует формированию целостной картины мира.
Эмоциональное развитие.
Цель –поддержка памяти и внимания через положительные эмоции от урока.
Способы и средства: задания на определение эмоций, объяснение причинно-следственных связей между ситуацией и эмоцией, песни и игры.
Этапы развития:
1. развитие опыта эмоционального реагирования на забавную или радостную ситуацию;
2. развитие эмоциональной экспрессии через игры и эмоционально окрашенные речевые ситуации;
3. овладение словесными обозначениями эмоций.
Эмоциональное развитие способствует повышению мотивации ученика.
Развитие чувственного восприятия (sensory development) тесно связано с интеллектуальным развитием (синтез информации - восприятие целого по признаку, анализ информации – различение отдельных признаков целого, развитие мелкой моторики), лежит в основе поисковых способов ориентировки.
Цель – обеспечить возможность развития детям с различными познавательными стилями и особенностями восприятия.
Средства и способы: использование мультисенсорного подхода, использование поделок, физкультминуток и подвижных игр на уроках.
Развитие чувственного восприятия способствует развитию наглядно-действенного мышления, дифференциации и индивидуализации обучения.
Развитие творческих способностей.
Цель – стимулировать творческие способности, развивать внимание, воображение, наглядно-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление.
Средства и способы: проектная деятельность, ролевые игры, творческие задания.
Развитие творческих способностей открывает возможности для самовыражения учеников с помощью изучаемого языка с учетом их интересов и возможностей.
Средства развития учеников в “Enjoy English”
Избыточность материала в УМК;
Задания повышенной трудности;
Творческие задания (проектные работы в конце каждого юнита);
Проблемные формулировки заданий;
Личностно-ориентированная парадигма обучения;
Грамматическое моделирование;
Задания в электронных учебных пособиях – обучающих компьютерных программах;
Задания, направленные на развитие интеллекта.
Средства развития учеников в “Happy English.ru”
Сюжетное построение;
Образная подача грамматического материала;
Дидактические игры;
Сопоставление родного и изучаемого языков, анализ;
Задания в электронных учебных пособиях – обучающих компьютерных программах;
Стихи и песни.
Таким образом, содержание УМК “Enjoy English”, “Happy English.ru”способствует всестороннему развитию учащихся, отвечает принципам системно-деятельностного подхода в обучении и формирует языковую личность школьника.