Упражнения по логопедии для развития речевого дыхания
ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
1.Надуть щёки и удерживать их надутыми (контроль шпателем, зеркалом
под носом).
2.Глубокий вдох через нос и ровный выдох через рот (бесшумно).
3.Сдувание ватки, бумажек, пластмассовых шариков, комков бумаги, поддувание в воздухе пушинок, ватки на нитке.
4.Вдох носом - фонация с широко открытым ртом и прижатым языком
( звук «а»).
5.Вдох через нос, толчкообразный выдох через широко открытый рот, контроль за диафрагмальным дыханием.
6.Вдох через нос - плавный выдох через рот. Ток воздуха направлен в полость рта, язык прижат ко дну ротовой полости.
7.То же управление, но с удержанием кончика языка рукой, салфеткой. Нос
после вдоха можно зажимать.
8.Задувание свечи на расстоянии, катание по столу катушек, круглых пало-
чек, вращение вертушек, дутьё на игрушки из пластмассы на воде, на бумажные фигурки на столе, на полоски бумаги, пускание мыльных
пузырей.
9.Надувание резиновых игрушек.
10.Нюхать пахучие вещества и предметы,( цветы , духи, яблоки, апельсины)
· с речевым сопровождением, с выдохом на длительных гласных: а, у, и,
с интонацией удовольствия.
11.Длительное произношение гласных и согласных, сочетаний гласных и со-
гласных звуков. Произношение прямых слогов с увеличением их количества.
12.Стихи, потешки, сказки ( короткая стихотворная строка на одном выдохе).
13.Скороговорки, пословицы на одном выдохе в 3-4 слова.
14.Счёт, ряд слов, дни недели, названия месяцев, времён года - за один выдох.
15.Фразы, их спряжение.
16.Дуть на воду до образования брызг, задуванием удерживать пламя свечи в
наклонном положении, игра на губной гармошке, дудке (музыкальных
инструментах).
17.Храпение на вдохе и выдохе ( спящий), гудение, свист.
18.Дутьё в стеклянную трубку, пузырёк.
Дыхательная
гимнастикаTimes New Roman