Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эстрадное пение ( 4 года)


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Базарносызганская Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
учебный предмет
"Эстрадное пение"
Срок реализации - 4 года
Возраст – 6 - 9 лет
Составитель:
Преподаватель первой квалификационной категории МКУ ДО "Базарносызганская ДШИ" Кадеркина А.Н.
р.п.Базарный Сызган
2016 г.
« ОДОБРЕНО»
Методическим советом МКУ ДО «Базаоносызганской ДШИ»
__________________________
«____»__________20____г.


« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКУ ДО «Базарносызганоской ДШИ»
___________ И.Д.Фокина (подпись)
«____»__________20____г.
Разработчик программы:
Преподаватель первой квалификационной категории МКУ ДО "Базарносызганская ДШИ" Кадеркина А.Н.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу учебного предмета «Эстрадное пение» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, разработанную в МКУ ДО «Базарносызганской ДШИ»
Программа учебного предмета «Эстрадное пение» разработана в соответствии с законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», санитарными правилами и нормами для учреждений дополнительного образования, локальными актами образовательного учреждения, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства (Эстрадное пение) в детских школах искусств.
Учебный предмет «Эстрадное пение» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков эстрадного вокального исполнительства, получение художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Эстрадное пение» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение Эстрадному пению включает в себя музыкальную грамотность, воспитание эмоциональной сферы детей, умение пользоваться вокально-техническими приемами с учетом специфики предмета «эстрадный вокал» необходимые навыки самостоятельной работы.
Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6-9 лет. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
В связи с вышеизложенным, считаю целесообразным использование данной программы в учебном процессе МКУ ДО «Базарносызганской ДШИ»
Директор
МКУ ДО «Базарносызганской ДШИ» Фокина И.Д.
Содержание программы «Эстрадное пение»
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Методические рекомендации
5. Формы и методы контроля
6.Техническое обеспечение
7.Методическое обеспечение учебного процесса
8. Список используемой литературы
9. Приложение
1.Пояснительная записка
В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Эстрадное пение - полноценный предмет вокальной педагогики, так как голос – самый естественный, но при этом сложный и нежный музыкальный инструмент, которым надо учиться управлять. А управлять голосом можно научиться так же, как и рисовать, танцевать или плавать. Другими словами, обучаться музыке можно и нужно каждому человеку, и успешно заниматься пением может практически любой человек, если у него есть желание. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, тексты песен и мелодии воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Музыка может полностью поменять мировоззрение человека, и даже подвигнуть его на те, или иные поступки. Психологи уверяют, что пение может помочь в решении многих проблем.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной образованной личности, которое создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства.

Создания классов эстрадного пения приобщает детей к основам мировой музыкальной культуры, развивает их музыкально-эстетический вкус, формирует у них исполнительские вокальные умения и навыки.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъёму общей музыкальной культуры учащихся.
Для желающих заниматься эстрадным пением необходимо наличие удовлетворительных вокальных музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки. Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков.
Срок реализации учебного предмета
Освоение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по предмету «Эстрадное пение» рассчитано на 4 года. продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
Данная учебная программа рассчитана на обучение детей, поступающих в детскую музыкальную школу или школу искусств в возрасте 6-9 лет.
Основной формой учебной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником, продолжительностью 40 минут. Рекомендуемый объем часов: 1- 4 классы, 2 часа в неделю.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
1 год 1 год 2 год 2 год 3 год 3 год 4 год 4 год Всего часов
Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество недель 16 19 16 19 16 19 16 19 Аудиторные занятия 32 38 32 38 32 38 32 38 280
Самостоятельная работа 16 19 16 19 16 19 16 19 140
Максимальная учебная нагрузка 48 57 48 57 48 57 48 57 420
Общая трудоемкость учебного предмета «Эстрадное пение» при 4- летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них 280 – аудиторные занятия, 140 – самостоятельная работа.
Цель программы: Создание условий для освоения учащимися мира музыки, мира звуков, развитие их вокальных способностей и реализации творческого потенциала.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование определенной системы музыкальных знаний: овладение вокально-певческими навыками, знакомство с основами певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
формирование навыков певческой установки, певческой эмоциональности, выразительности, певческого дыхания, вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;
овладение техникой современного исполнительства;
приобретение навыка пения а-капелла.
Развивающие:
развитие артистических, эмоциональных качеств, творческих, певческих задатков;
развитие музыкальной памяти, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкости, полётности, мягкости;
разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
формирование духовной культуры обучающегося в процессе музыкально-творческой деятельности.
Воспитательные:
привитие основ художественного вкуса;
привитие любви и уважения к музыке, как к предмету искусства;
формирование эмоциональной отзывчивости.
2.Учебно-тематический план
Разделы
Теоретические знания Умение и навыки Методические рекомендации
Год обучения
1-й год Певческая установка. Артикуляция. Дикция. Дыхание. Чистая интонация. Кульминация. Фонограмма. Ясное произношение согласных в конце слов. Формирование навыка пения с фонограммой. Грамотное звукообразование – правильно открытый рот. Не брать дыхание в середине слов. Выработка кантиленного звучания. Цель – для чего поются упражнения. Качество интонации - воспроизведение певческого звука. Основа пения - гласные звуки.
2- й год Мягкая «атака» Legato. Staccato. Опора звука. Фонограмма «минус». Диафрагма. Разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове. Присоединять в согласные к следующему слогу. Расширение диапазона голоса. Экономичное расходование дыхания. Работа с учебной фонограммой «минус». Воспитание вокального слуха. Умение слушать себя. Ровность звучания – сохранение высокой позиции. Правильное диафрагматическое staccato- дыхание. Сохранение чувства опоры.
3-й год Тембр голоса. Микрофон. Тесситура. Арпеджио. Головной, грудной регистры. Микст. Фиксирование работы мышц диафрагмы. Певуче платстично вести звук. Чувствовать движение мелодии. Глотка – всегда свободна. Рот и губы – свободны и активны. Овладеть подвижностью голоса. Умение работать с профессиональной фонограммой и микрофоном. Правильное формирование и чистота звучания гласных. Работа над переходными нотами и выравниванием регистров.
4-й год Предыхательная атака. Твердая атака. Субтон. Джаз, рок. Форшлаг. Фразировка. Научиться самостоятельно работать над укреплением технических приемов. Правильная фразировка, нюансировка. Умение петь piano. Работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Работа над подвижностью голоса. Выявление красивого тембра.
Разделы
Попевки и упражнения Текущий и промежуточный контроль Количество пройденных произведений в год
Год обучения
1-й год Вокальные упражнения в медленном темпе с использование интервалов: ч1, м2, б2, м3, б3. Попевки и упражнения:
- на гласные А, У, Ю;
- на дыхание;
- на долгий выход;
- на развитие артикуляции;
- на согласные. Формы: контрольный урок, публичное выступление, переводной зачет. 1-е полугодие: популярная песня, вокализ.
2-е полугодие: популярная песня, ретро-песня. Пять - шесть произведений.
2- й год Элементы художественного творчества. Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на ч8 вверх и вниз. Упражнения на legato. Упражнения в пределах терции – квинты, основанные на сочетаниях гласных и согласных (ми, брэ, дуй, чха). 1–е полугодие: отечественная популярная песня, вокализ.
2-е полугодие: отечественная популярная песня, р.н.п. в современной обработке Пять - шесть произведений.
3-й год Мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, тесситурные скачки. Ясное, четкое произношение согласных. 1–е полугодие: отечественная популярная песня, песня напевного характера.
2-е полугодие: отечественная популярная песня, р.н.п. в современной обработке Шесть – семь произведений.
4-й год Упражнения на тесситурные скачки. Эстрадно-джазовые форшлаги. Использование различных динамических оттенков. Упражнения на кантилену. Упражнения на пунктир, синкопу. 1–е полугодие: отечественная популярная песня, романс современного типа.
2-е полугодие: отечественная популярная песня, песня военных лет в современной обработке Шесть – семь произведений.

п/п Название разделов, тем
Кол-во часов
1год обучения2год обучения3год обучения4год обучеНия1. Теоретический материал 8 8 8 8
2. Инструктивный материал 28 24 24 20
3. Художественный материал 34 38 38 42
Итого учебных часов 70 70 70 70
3.Содержание программы
Первый год обучения
1.Теоретический материал
Преподаватель должен ознакомить учащихся с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань – как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной или верхний, грудной или нижний). Особое внимание нужно обратить на взаимосвязь работы гортани и резонаторов. Чем больше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения. Тем точнее он сможет управлять работой голосового аппарата. Следует помнить, что грудное и головное резонирование являются средством правильного организованного певческого звука, а не его причиной.
2.Инструктивный материал.
Необходимо объяснить и показать учащемуся рёберно-диафрагматическое дыхание. Механизм работы дыхательного аппарата у эстрадных певцов такой же, как у певцов академических. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.
Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствует развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строиться на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).
Упражнения должны быть направлены на развитие и крепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции-квинты на сочетания гласных с согласными, напимер: ми,зи,мэй, ха,чха, и т.п. При этом следует следить за чистотой интонации. Если у учащихся нет специального предмета, то необходимо заниматься с ними техникой речи (артикуляция, дикция).
3. Художественный материал.
Выбор репертуара зависит от степени подготовки и индивидуальных возможностей учащегося. Работа с микрофоном, фонограммой, аккомпаниатором.
В течении года учащийся должен освоить различных 4-5 упражнений, 4-5 попевок, 5-6 песен. На контрольном уроке в конце первого класса исполняется два произведения ( или два публичных выступления в течение года).
Второй год обучения.
1.Теоретический материал. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические во время пения: повороты головы, корпуса. Хороший результат даёт упражнение на «ха» и «хэй».
2.Инструментальный материал. Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результат правильной интонации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятия мышечного напряжения.
Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата учащегося. Необходимо уделять внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а также развитию и креплению пения согласных вместе с гласными. Ясное чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации , экономит дыхание, и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров. При работе над упражнениями добиваться плавного звучания.
3. Художественный материал. Работа с микрофоном. Фонограммой, аккомпаниатором. Работа над несложными произведениями с текстом. В течение года учащийся должен освоить различных 5-6 упражнений, 5-6 попевок, 5-6 песен. На контрольном уроке исполняется два произведения ( или два публичных выступления в течение года).
Третий год обучения
1.Теоретический материал. Работа над дыханием, как важным фактором выразительного исполнения с увеличением физических нагрузок, роль сценических движений при исполнении произведения.
2. Инструктивный материал. В этом классе можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твердой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.
3. Художественный материал. В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала. Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой, помогает освоить ту или иную манеру исполнения, Работа с микрофоном, фонограммой, аккомпаниатором.
В течение года учащийся должен освоить различных 5-6 упражнений, 6-7 песен. На контрольном уроке в конце каждого полугодия исполняется два произведения( или публичные выступления в течение года).
Четвёртый год обучения.
1.Теоретический материал. Работа над осмыслением сценического образа в исполнении вокальных произведений с текстом.
2.Инструктивный материал. В этом классе большое место отводиться упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы и арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и четкой дикцией, фразировкой.
3.Художественный материал. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Работа с микрофоном, фонограммой, аккомпаниатором.
В течение года учащийся должен освоить различных 5-6 упражнений, 6-7 песен. На контрольном уроке в конце каждого полугодия исполняется два произведения( или публичные выступления в течение года).
4.Методические рекомендации
В основе процесса обучения в классе эстрадного пения лежат следующие методические принципы:
- единство художественного и технического развития певца;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
- применение индивидуального подхода к учащемуся.
Занятия ценно вести по формуле: замечай, не мешай, помогай.
Индивидуальное - следует укрупнять и развивать недостатки помогать снивелировать.
В вокально-технических занятиях эстрадных певцов-учащихся желательна академическая основа, а в исполнительстве – индивидуальность. При этом вокальная тренировка учащихся может далеко не полностью соответствовать академическим правилам. Педагог определяет, когда надо ставить певца в режим традиционного голосового тренинга, а когда следует подчеркнуть личное.
Беречь вокальную и исполнительскую индивидуальность – черта более свойственная эстрадному исполнительству, чем академическому.
Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения, являются близость речевой фонетике, речевое, то есть не очень округленное формирование звука.
Работа над вокальной исполнительской техникой ведется систематично, в течении всех лет обучения, на основе учебного материала, включающего разнообразные упражнения и вокализы.
Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над исполнительской техникой, так как именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения.
Задачи обучения
В задачи обучения входит формирование и развитие у учащихся:
- художественного восприятия музыки;
- певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокое эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильная артикуляция);
- исполнительских навыков;
- чувства метра и ритма;
- тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
- навыков различения певческого тона (темного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизведения его;
- бережного отношения к слову;
- навыков выразительного исполнения произведения;
- навыков работы с текстом, в том числе иностранным;
- навыков работы с фонограммой, микрофоном, вокально-усиленной аппаратурой;
- навыков сольного исполнения с сопровождением фортепиано, других инструментов.
На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных уроках, публичных выступлениях, переводных зачетов, итоговом экзамене. Учащиеся могут принимать участие в больших праздниках, конкурсах, фестивалях, тематических концертах, концертах для учащихся.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся могут находится в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя при обучении пению тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. И в связи с этим индивидуально отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения.
Необходимо развивать творческую индивидуальность исполнителя, культуру исполнения, оберегать детей от манерности и подражательства.
Вокальная работа должна проводится на доступном учащимся материале.
Выбор репертуара для учащихся класса эстрадного пения – наиболее трудная задача преподавателя. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту учащегося, определит его творческое лицо, позволит решить воспитательные задачи.
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:
- художественная ценность;
- воспитательное значение;
- доступность музыкального и литературного текста;
- разнообразие жанров и стилей;
- логика компоновки будущей концертной программы.
Важно, чтобы дети и подростки научились правильно петь, красиво и выразительно представлять свои действия на сцене, формировали индивидуальную манеру исполнения.
Для успешного обучения необходимо выработать у учащегося навыки самостоятельной работы, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному для преодоления многочисленных трудностей.
Для успешности реализации программы необходимо специальное оснащение учебного процесса, например: наличие микрофонов, усилительной аппаратуры, высококачественных магнитофонов.
5.Формы и методы контроля, система оценок
Программа предусматривает текущий контроль (пение в классе, тесты, кроссворды т.п.), промежуточную и итоговую аттестацию. Формами текущего и промежуточного контроля является контрольный урок, публичное выступление 2 раза в год ( фестивали, конкурсы, концерты ) по 1-2 произведения, либо академические прослушивания 1 раз в полугодие и экзамены в выпускном классе.
По окончании обучения проводится прослушивание учащихся, желающих продолжить свое обучение по более сложной программе.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой
- развитие музыкального мышления
овладение необходимыми навыками предмета «Эстрадное пение», способствующими развитию музыкального слуха. По итогам исполнения программы выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения, участие на всех концертах.
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами, участие в концертах
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, малохудожественное исполнение, участие в обязательном отчетном концерте
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости занятий и нежеланием работать над собой, недопуск к выступлению на отчетный концерт
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или конкурсе;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе работы преподаватель должен добиться освоения учащимися:
- правильного дыхания;
- точного интонирования;
- четкого произношения;
- ровности тембра при исполнении упражнений.
Выпускники, обучающиеся по 4-летней программе, должны получить достаточный объём знаний, практических умений и навыков для того чтобы продолжить музыкальное образование и ориентироваться в музыкальном мире.
Учебный репертуар, заложенный в программных требованиях, расположен по степени возрастания сложности (от простого к сложному). В нём учтены возрастные особенности учащихся и требования охраны детского голоса.
6.Техническое обеспечение
Оборудование и приборы
Учебная комната(тёплая)
Фортепиано или синтезатор
Ноутбук
Комплект усиливающей аппаратуры ( акустическая система)
Два микрофона
Одна микрофонная стойка
Флешкарта7.Методическое обеспечение программы
1.Абт Ф. «Вокализы и упражнения»
2.БагадуровВ.А. «Очерки по истории вокальной методики»
3.Вопросы вокальной педагогики. Вып.6-Л.:Музыка 1982
4.Гордеева И.В. «Школа сольного пения»
5.Гонтаренко Н.Б. «Школа сольного пения»
6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. Москва 2000
7.Егорычева М «Упражнения для развития вокальной техники» Киев 1980
8.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. Москва, АСТ. Астель 2006г.
9. Иванников В.Ф. Методика поточного пения. Москва 2005 г.
10.Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке» Москва 1989
11.Линклейтер Кристин «Освобождение голоса»
12.Любимов В.В. «Видео уроки эстрадного вокала»
13.Мордвинов В.И. «Практические занятия по постановке голоса»
14.Панофка Генрих «Искусство пения»
15.Работнов Л.Д. «Основы физиологии и патологии голоса певца»
16.Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала» Санкт-Петербург 2007
17.Севастьянов А.И. «132 упражнения для учителя по развитию голоса и вокала»
18.Шимановская А.С. «Методическое пособие по эстрадному вокалу»
19.ЩетининМ.Н «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой» Москва 2006.,
20.Юссон Р. «Певческий голос» Москва 1974
21. Юдин С.П. «Формирование голоса певца»
22.Яковенко С.Б. Лисициан (уроки одной жизни)
21. Распевки: логопедические, эстрадные, джазовые (mp3)
23.Плакаты (Красивое пение, Дикция, Дыхание, Скороговорки и т.п.) – 24.Интернет ресурсы-Фонотека (поп произведения отечественных и зарубежных авторов, современные хиты, новые детские песни музыкальных издательств детских и юношеских программ “МАЭСТРО-ПРО” и “ВЕСТЬ-ТДА” и т.п.).
8.Список используемой литературы
1.Багадуров В.А. «Очерки по истории вокальной методики»
2.Вопросы вокальной педагогики. Вып.6-Л.:Музыка 1982
3.Гордеева И.В. «Школа сольного пения»
4.Гонтаренко Н.Б. «Школа сольного пения» Ростов-на-Дону, Феникс 2006г.
5. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. Москва 2000
6.Егорычева М «Упражнения для развития вокальной техники» Киев 1980
7.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. Москва, АСТ. Астель 2006г.
8. Иванников В.Ф. Методика поточного пения. Москва 2005 г.
9.Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке» Москва 1989
10.Линклейтер Кристин «Освобождение голоса»1993
11.Любимов В.В. «Видео уроки эстрадного вокала»
12.Мордвинов В.И. «Практические занятия по постановке голоса» 13. «Молодежная эстрада» №5-6 2007 год. Искусство обучения пению.
Москва, ОАО «Молодая гвардия».
14.Панофка Генрих «Искусство пения»
15.Работнов Л.Д. «Основы физиологии и патологии голоса певца»
16.Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала» Санкт-Петербург 2007
17.Севастьянов А.И. «132 упражнения для учителя по развитию голоса и вокала»
18.Шимановская А.С. «Методическое пособие по эстрадному вокалу»
19.ЩетининМ.Н «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой» Москва 2006.,
20.Юссон Р. «Певческий голос» Москва 1974
21. Юдин С.П. «Формирование голоса певца»
22.Яковенко С.Б. Лисициан (уроки одной жизни)
9.Приложение
Примерный репертуарный список
1 год
1. Г.Гладков. «Чунга – чанга».
2. Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»
3. В.Добрынин «Бабушки – старушки»
4. Р.н.п. «Я на горку шла».
5. Р.н.п. «Во поле береза стояла».
6. Р.н.п. «Все мы песни перепели».
7. В.Шаинский «Песенка мамонтенка».
8. И.Космачев «Чучело».
9. Е.Ларионов «Котята».
10. С.Степанов «Незнайка»
11. С.Степанов «Тигрёнок»
12. С.Степанов «Ванька»
13. В.Ударцев «Маленький гном»
14. Ю.Привалов «Папа и мама»
15. Ю.Привалов «Пушок»
16. Ю.Привалов «Бабушка и дедушка»
17. Ю.Привалов «Кукла Настя»
2 год
1. М.Дунаевский «Песня Красной шапочки».
2. К.Певзнер «Оранжевая песенка».
3. В.Шаинский «Облака».
4. Р.н.п. «Калинка».
5. Р.н.п. «Со вьюном я хожу».
6. Р.н.п. «На горе - то калина».
7. М.Минков «Дождя не боимся».
8. Б.Савельев «Если добрый ты».
9. В.Шаинский «Белые кораблики».
10. Е.Крылатов «Песнка о лете».
11. Э.Ханок «Я у бабушки живу».
12. Э.Ханок « Песня первоклассника».
13. Ю.Верижников «Озорная».
14. В.Шошин «Банановый остров».
15. В.Шошин «Кораблик».
16. И.Челноков «Мой щенок».
17. Ю.Верижников «Рыболов».
18. Е.Птичкин «Русская изба».
19. В.Канищев «Мамочка».
20. Р.Габичвадзе «Продолжение сказки».
21. Л.Олифирова «Русская зима».
22. С.Степанов «Колокольчик».
23. С.Степанов «Пой со мной».
24. Ю.Привалов «Песенка».
3 год
1. И.Николаев «Маленькая страна».
2. Б.Савельев «Большой хоровод».
3. М.Минков «Где водятся волшебники».
4. Р.н.п. «Ах, вы, сени, мой сени».
5. Р.н.п. «Как пошли наши подружки».
6. М.Дунаевский «Лев и брадобрей».
7. М.Минков. «Дорога добра».
8. В.Шаинский «Пропала собака».
9. С.Пожлаков «Розовый слон».
10. О.Газманов «Люси».
11. А.Иванов «Ты да я, да мы с тобой»
12. А.Ермолов «Тигрёнок».
13. Ж.Колмагорова «Золушка».
14. Ж.Колмагорова «Загадка Шехерезады».
15. Ю.Верижников «Детство мчится».
16. И.Теньков «Маленькая девочка».
17. А.Варламов «Волшебный бал».
18. А.Варламов «Волшебные сны».
19. И.Челноков «Я нарисую счастье».
20. И.Челноков «Кот на крыше».
21. И.Челноков «Кукла Лида».
22. О.Полякова «Журавли».
23. О.Полякова «Лунная сказка».
24. А.Пинегин «Фермер Джон».
25. В.Ударцев «Волшебные фонарики».
26. В.Цветков «Пять февральских роз».
4 год
1. И.Николаев «Хрустальное сердце Мальвины».
2. И.Дунаевский «Песенка о капитане».
3. Ю.Саульский «Черный кот».
4. А.Зацепин «Песенка про медведей».
5. М.Блантер «Катюша».
6. Е.Крылатов «Три белых коня».
7. Е.Крылатов «Снежинка».
8. С.Алиев «Буду».
9. А.Зацепин «Волшебник недоучка».
10. М.Минков «Разве это не чудо».
11. М.Дунаевский «Ах, этот вечер».
12. Ю.Верижников «Хрустальный башмачок».
13. Ю.Верижников «Первые стихи».
14. Ж.Колмагорова «Музыка моя».
15. Ж.Колмагорова «Лампа Аладдина».
16. Л.Кудрявцева «Give me».
17. И.Теньков «Зонтики».
18. И.Теньков «Сказочная страна Мультипультия».
19. И.Челноков «Наша школа»
20 И.Челноков «Я буду ждать».
21. И.Челноков «Там в заоблачной дали».
22. В.Ударцев «Нарисованное лето».
23. А.Ермолов «Мама».
24. В.Цветков «Желтые ботинки».