Эссе Портрет современного учителя
Кузнецова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
Эссе
«Портрет современного учителя».
«Учусь у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом».
«Быть человеком значительно труднее, чем им называться. Если хотите, чтобы Ваши воспитанники были Людьми, будьте Человеком прежде всего ВЫ».
В. Сухомлинский.
Кто же такой современный учитель? Какими он должен обладать качествами? Попробую ответить на данные вопросы.
Во-первых, современный учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным в своей области, знать методику преподавания, активно использовать новые методы и технологии в своей работе, быть новатором. Но вся эта теория не будет работать без практики, поэтому молодым специалистам, несмотря на теоретическую подкованность и знание своего предмета на «ОТЛИЧНО», а также распределение урока «по минутам», необходимо быть готовым к экспромту и импровизации. И здесь на сцену выходит Его Величество Опыт.
Во-вторых, необходимо заниматься самообразованием и саморазвитием, например, участвовать в конкурсах профессионального мастерства, давать открытые уроки, мастер-классы, обмениваться опытом с коллегами, читать методическую литературу, издавать публикации, пусть и на просторах Интернет-ресурсов. Но порой постоянная загруженность оставляет совсем мало места для полета мысли. Работая в средних классах, мы вращаемся в одной и той же плоскости знаний, где до ученика необходимо информацию донести просто и понятно в пределах 40 минут, а вся та глубина, научность, обширность предмета, которые даёт университет, остаётся за пределами урока и со временем стирается, поэтому так необходимо заниматься самообразованием.
Так же, я считаю, необходимо привлекать к участию в конкурсах и учащихся, вырабатывать симпатию, неравнодушие к предмету, заинтересовать внеурочной деятельностью, показать, что уроки русского языка и литературы - это не только выполнение упражнений и заучивание сухих правил, а также чтение произведений, где-то интересных, где-то скучных; но и открыть другую сторону предмета, творческую. Вероятно, ничего этого не будет, если, в первую очередь, сам учитель не захочет быть активным участником и наставником происходящего. В этом году я столкнулось с аттестацией, заполнением портфолио. Раньше для меня это были просто слова, вроде ведешь уроки... А тут, занявшись вплотную сбором и поиском всевозможных грамот, сертификатов, бумаг, даже незначительно касающихся подтверждения моей компетентности, как учителя-предметника, наконец-то увидела воочию, скачав с сайта http://www.portfolio-edu.ru, требования, столь необходимые для аттестации на 1 категорию. Ознакомившись не раз с данной документацией, для себя сделала печальный, но немаловажный вывод: оказывается, когда я пришла на работу, я по незнанию не делала акцент на то, что нужно делать в данном направлении то..то и то..то, какие нарабатывать материалы по собственной инициативе, а не по требованию. Поэтому, несмотря на то, что я проработала в данном учебном заведении 7 лет минус 2 года декрета, по некоторым пунктам портфолио у меня недостаточно информации, которую сейчас, пока есть время, я активно восполняю. Например, это касается и НПК. Раньше я не имела желания участвовать, может быть ввиду неопытности, не знания, собственных страхов, что не справлюсь, а в этом году так получилось, что за три до конференции ученик, в чьём классе я веду русский язык и литературу, приносит проект, о котором раньше даже ни слова не упоминал. И пришлось нам совместными усилиями за два дня в усиленном режиме редактировать работу, готовить презентацию, защиту, но, в конечном итоге, это того стоило, ребёнок получил первый опыт, незабываемые эмоции, позитивный настрой на следующий год работать по данной теме, успешно защитившись на конференции.
В-третьих, мне кажется, немаловажную роль играют и личностные качества учителя: коммуникабельность, красивая и правильно построенная связная речь; опрятность во внешнем виде и одежде; уверенность в себе, искренность, справедливость, доброжелательность в отношении окружающих, а также эмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях, терпимость; умение оценивать ситуацию со стороны, руководствуясь разумом, а не эмоциями (данное высказывание запомнилось после одного из совещаний, проводимых в первом полугодии).
Несмотря на быстроменяющиеся реалии современного общества, требования, предъявляемые образовательному процессу, преподаванию в целом, учитель очень похож на кораблик, попадающий в многочисленные подводные течения стремительно меняющегося потока информации. И здесь мы предстаём перед выбором: активно взаимодействовать и подстраиваться, принимать и подстраивать под себя современные технологии и методы, быть «новатором», либо остаться верным устоявшимся традициям, быть всесторонним наблюдателем, «консерватором». Всё новое, как известно, это хорошо забытое старое. Истина стара, как сам мир. Но даже за два года, пока я была в декрете, всё настолько изменилось, что пришлось стремительно вливаться в образовательный процесс, например, знакомиться с ФГОСами, работать по новым учебникам и программам, так как произошло сокращение часов с 7 до 5 по русскому языку и, наоборот, прибавился один час по литературе и тд, хотя возвращаться в профессию оказалось намного легче, чем могло показаться вначале.
И в заключении хотелось бы сказать о том, что, возможно, работа получилась немного хаотичной, сумбурной, «многобуквенной», а портрет современного учителя несколько идеализированным и далёким от реалии, но, несмотря на всё вышесказанное, нужно помнить о том, что учитель, это, прежде всего человек, со своими слабостями, радостями, эмоциями и далеко не идеален. Завершаю поток своих мыслей стихотворением об учительском призвании замечательного советского поэта и песенника Роберта Рождественского:
Удачи вам, сельские и городскиеуважаемые учителя,Добрые, злые и никакиекапитаны на мостике корабля!Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!Особенно по утрам,когда вы входите в школьные классы,Одни – как в клетку, другие – как в храм.Удачи вам, занятые делами,которых не завершить всё равно,Накрепко скованные кандаламиИнструкций и окриков из гороно.Удачи вам, по-разному выглядящие,с затеями и без всяких затей,любящие или ненавидящиеэтих – будь они трижды... – детей.Вы знаете, мне по-прежнему верится,что если останется жить Земля,высшим достоинством человечествастанут когда-нибудь учителя!Не на словах, а по вещей традиции,которая завтрашней жизни под стать.Учителем надо будет родитьсяи только после этого – стать.В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,Он будет солнце нести на крыле.Учитель – профессия дальнего действия,Главная на Земле!
15