Развитие речевого дыхания у детей с ОДА
Развитие речевого дыхания и голоса у детей с нарушением ОДА
Важным разделом логопедической работы с детьми, имеющими нарушения ОДА, является развитие речевого дыхания и голоса и коррекция их нарушений.
У детей с нарушением ОДА наиболее частым речевым расстройством является дизартрия.
Дыхание ребенка с дизартрией поверхностное, частота его увеличена, вдох не глубокий. Объем выдыхаемого воздуха недостаточный, неравномерный, толчкообразный, ритм дыхания нарушен. Это мешает работе голосовых складок. При неполном смыкании голосовых связок. Изменяется тембр голоса, появляется придыхание. При дискинезах голос может быть напряженным, с колебаниями громкости. Дискинезы - паретичность небно-глоточных мышц приводят к дисбалансу ротового и носового резонанса, к назализации голоса. Также к голосовым нарушениям относятся отклонения тембра голоса (глухость, хриплость, назализованность, сдавленность, напряженность, прерывистость). При дизартрии отмечается нарушение мелодико-интонационной и темпо-ритмичной стороны речи, слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Дискоординация работы мышц артикуляционного и дыхательного аппаратов является причиной общей смазанности, монотонности, замедленности речи.
Известно, что дыхание, его частота и глубина имеют большое значение в речевом акте. Дыхание можно разделить на речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжителен, чем выдох.
Одним из важнейших условий нормального формирования звуков речи является образование воздушной струи. Для развития целенаправленной воздушной струйки я использую игры на поддувание.
1. «Задуй свечу» (свечой служит указательный палец) ребенку предлагается спокойно выдохнуть через рот, произнося шепотом ф-ф-ф.
2. «Сдуть с руки ватку или мелко нарезанные бумажки» - на ладонь ложится ватка, ладонь с ваткой на уровне рта, на выдох ребенок сдувает ватку. Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребенок сделал вдох и выдох.
3. «Понюхать цветок при вдохе» - навыки естественного вдоха и выдоха хорошо прививать детям на играх-упражнениях. Например, дать ребенку понюхать цветок, духи, фрукты.
4. «На выдохе подуть на пригоршню рук» - имитируется дутье на горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.
5. «Понюхать ватку» - логопед поднимает ватку вверх и предлагает ребенку ее понюхать. Ребенок поднимается на носочки, и делает вдох, опускаясь, выдох.
6. «Выдох на ушибленное место руки» - вдохнув через нос, на выдох дуют на «ушибленное» место руки – на палец, на ладонь и т. д.
7.«Понюхать надушенный платочек» - на вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово «хорошо». Затем на выдох произнести фразу в два-три слова: «очень хорошо», «очень хорошо пахнет».
Для развития и воспитания целенаправленной струйки я использую поддувание игрушек. Это снежинки, птички, султанчики, листочки, бутылочка и т. д. во время занятий все эти предметы обыгрываются. Например, используя снежинку для отработки воздушной струйки, одновременно закрепляем пространственную ориентировку.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкой поиграли
Снежинка вправо полетела –
Дети вправо посмотрели.
Снежинка влево полетела –
Дети влево посмотрели.
Также на занятиях использую игры: «Подуй на вертушку», «Веселый клоун», «Футбол», «Подуй в свистульку», «Поиграй на дудке» и др.
Для тренировки произвольной регуляции воздуха и дыхательной мускулатуры необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок долен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами (для усиления кинестетических ощущений). Логопед дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь».
Дыхание важно для разборчивого произношения звуков, так как подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани. Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Для произношения гласных звуков требуется более сильное и продолжительное дыхание. Начиная работу над речевым дыханием нужно предложить ребенку на продолжительном выдохе произносить отдельные гласные звуки. Например: «а-а-а плачет кукла», «у-у-у гудит паровоз». Затем произносить два гласных звука и более одновременно (игра «волшебный клубочек»), следует следить, чтобы звуки произносились вместе-слитно.
Развитие и воспитание речевого дыхания тесно взаимосвязано с развитием и воспитанием голоса. Упражнения на развитие речевого дыхания: «Покажи как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и др. развивают голос. Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях:
Паровозному гудку – у-у-у
Вою волку – у-у-у
Ауканью в лесу – ау-ау-ау
Подражанию плачу малыша – уа-уа-уа
Вою ветра – в-в-в
Крику гусей – га-га-га и т. д.
Важное значение имеют упражнения по развитию силы, тембра, высоты голоса. В процессе работы необходимо формировать у детей произвольное изменение силы голоса от громкого до тихого и на оборот, усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания. Примером подобных упражнений может быть счет с постепенным усилением голоса (прямой счет) и с его ослаблением (обратный счет), а также произнесение букв в алфавитном порядке, чтение стихотворений, с постепенным усилением и ослаблением голоса:
В лесу кричат: «Ау-Ау!» (громко)
А мне в ответ: «Ау-Ау!» (тихо)
Горе кричу: «Ау-Ау!» (громко)
Гора в ответ: «Ау-Ау!» (тихо)
Для развития высоты, силы и тембра голоса большое значение имеет использование различных логопедических игр («Эхо», «В лесу», «Ветер» и др.), чтение сказок, рассказов по ролям, игры-инсценировки «Царь картошка». Игры на развитие речевого дыхания и голоса можно найти в литературе:
Логопед в детском саду. – научно-методический журнал 1 (16). 2007 г.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – СПб. 1998 г.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: 2001 г.
Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: «Корона принт», 2003 г.
Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией. – СПб.: «Каро», 2006 г.
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: «Просвещение», 1989 г.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: 2000 г.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: «Владос», 1994 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что овладение речью – это сложный, многосторонний процесс и зависит от многих факторов. Немалое значение в этом процессе занимаю дыхание и голос, которые взаимосвязаны между собой. И важное значение имеет речевое окружение, то есть ребенок подражает тому, что видит и слышит. Путем подражания ребенок постепенно усваивает элементы звучащей речи.
15