ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:«ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ СБОРНИКОВ В.КОРОВИЦИНА «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» И «ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ».
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1им.Э.Бакирова»
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:
«ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ СБОРНИКОВ В.КОРОВИЦИНА «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» И «ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ».
АВТОР: ПЕТРОВА Л.С.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО
КЛАССУ ФОРТЕПИАНО
г. Елабуга-2015г.
.
Отзыв на методическую работу на тему: «Воспитание образного мышления у обучающихся детских музыкальных школ. Презентация новых сборников В.Коровицина «Детский альбом» и «Исполнение желаний».
В данной методической работе преподаватель освещает проблемы развития творческих способностей детей через воспитание образного мышления. Передавая ученикам знания, развивая их исполнительские навыки, расширяя их музыкальный кругозор, преподаватель предлагает постоянно искать такую форму занятий, которая требует от учеников сознательных усилий, побуждает их думать и искать.
Для возможно более глубокого проникновения в художественный образ предлагается найти образные сравнения, аналогии с явлениями природы, различные ассоциации , обращенные к воображению ребенка. При этом очень важен тщательный отбор музыкального материала с преобладанием образных , эмоционально ярких пьес. Именно таковыми являются пьесы В.Коровицина, исполнение которых было представлено вниманию слушателей.
Каждое произведение было тщательно проанализировано преподавателем, были подобраны стихи и нарисованы картины. Все это вместе с очень профессиональным исполнением ярко выявило художественный образ каждой пьесы.
Методическая работа вызвала большой интерес слушателей, думается , что эти пьесы будут близки и понятны детям и займут достойное место в репертуаре учащихся музыкальной школы.
Преподаватель 1-й квалификационной категории заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ ДОД «Елабужской музыкальной школы им.Э.Бакирова» Сатонина Е.В.
Эмоционально-образное мышление – это художественное восприятие мира, наполнение фантазией и собственными чувствами ученика. Программная музыка помогает ученикам прочувствовать образно-эмоциональное содержание произведения. Преподаватель должен помнить, что развитие духовности и общей культуры проходит через развитие образно-музыкального мышления . Урок музыки может быть либо только лишь освоением еще одного вида деятельности, а может быть уроком, формирующим нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, гармонии – всему тому, что возвышает человека.
Как же сделать так, чтобы высокая, замечательная классическая и романтическая музыка, их лучшие образцы затронули самые глубокие струны души в сердце ребенка, стали доступны и понятны, помогли, являясь отражением окружающей жизни, понять эту жизнь. Если в душе ученика тлеет огонек отзывчивости на музыку, то огонек этот можно раздуть. Конечно, увлечение, творческое «горение» нельзя вызвать произвольно, через приказ или требование, но их можно «выманить» развивая творческое воображение и фантазию. Но при этом нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретное мышление. Абстрактное мышление младшие дети воспринимают значительно хуже; они предрасположены к познанию мира через образцы.
Следовательно, обучать учеников желательно не на информативном уровне, а на эмоционально – образном: это и интересно, и понятно, и запоминается надолго. Именно так обучают учителя, уроки которых обожают, которых помнят всю жизнь, которые оставляют след в душах своих учеников. В первые два - три года обучения музыканта закладывается багаж его музыкальных и художественных впечатлений. Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию – грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и т.д. Самое главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в звуках образ, настроение, и с этим чувством работал над заданием.
Ведь в каждом произведении можно найти то, что связывает его с реальной жизнью. Трудно представить себе музыку ради музыки, без человеческих переживаний. А чтобы музыкальный рассказ был живым и интересным, необходимо, чтобы исполняемое произведение находило какой-то отклик в душе ребенка, чтобы оно было ему близко лично. Поэтому предметом тщательной заботы педагога должно быть нахождение тех образных представлений, аналогий, сопоставлений, которые смогут пробудить в душе ребенка соответствующее настроение. Надо направить внимание ребенка не только в музыкальную сторону, но и в сторону чувств, душевных переживаний, то есть того, чем живет искусство.
Было бы, конечно, неправильно рассматривать сравнение как программы, которые ученик должен воспроизвести , изобразить. Смысл сопоставлений совсем в другом : постараться прочувствовать музыкальный образ, т.е. жизненное содержание произведения через то, что ему знакомо и понятно. Психологически схема этого процесса выглядит примерно так: найденный образ напоминает о какой -нибудь пережитой эмоции. Приведу пример: изучаем пьесу Рюигрока «Горе куклы». С ребенком начинаем размышлять, что могло случиться с куклой, какое горе? Ученица решает, что у куклы сломалась ножка.
Затем она вспоминает, что, оказывается, не так давно младший братик тоже сломал ножку, и ему было очень больно и грустно, потому, что нельзя было ходить. Эти же чувства (боль и грусть) определяют и характер нашей пьесы. Конкретное и яркое, близкое ребенку лично сопоставление вызывает, «выманивает» нужное чувство или настроение, которое переносится на исполнение пьесы, стимулирует работу воображения, помогает лучше понять и прочувствовать музыкальный образ.
Развитию образного мышления также способствует поиск своего названия, которое можно придумать к исполняемому произведению. Этюды, прелюдии, сонаты – огромное поле для творчества. Прочувствовать образный смысл произведения также помогает обращение к детским стишкам, мультфильмам, сказкам, персонажам литературы, поэзии и другим видам искусства.
Многие выдающиеся музыканты пользовались этим способом. Например, Г.Г. Нейгауз пробуждал интерес к музыке и другим видам искусства тем, что умел их связать между собой. Он рассказывал о любимых книгах и картинах, восхищался архитектурными памятниками, делился впечатлениями от увиденного, прочитанного, услышанного; анализируя текучие, изменчивые гармонии шопеновских пассажей, он прибавлял: «перламутровая» гармония, все переливается, как у «Коро» - многие после урока шли в музей, чтобы снова посмотреть картины Коро, почувствовать настроение, краску…
С учеником желательно обсуждать общие проблемы, объяснять общие понятия, а не только заниматься конкретной, разучиваемой пьесой.
Например, если ученик играет веселую, шуточную, смешную музыку, можно дать понятие комического в музыке, искусстве, жизни. Скажем это комедия в кино и театре, карикатура и дружеский шарж в живописи, юмореска- в музыке и т.д. После этого ребенок может сам подумать, как сыграть эту пьесу, чтобы вызвать улыбку у слушателя. А это уже нахождение средств музыкальной выразительности, вытекающие из характера пьесы помогающие лучше раскрыть ее образное содержание.
Часто можно услышать: на занятиях музыкой дети должны испытывать радость. Из чего же она складывается? Ну, конечно, это радость от самого процесса общения с музыкой, от постепенного приходящего чувства удовлетворения от достигнутой цели, от возможности побыть учителем – поучить простому музицированию родителей, сестер и братьев, сплачивая тем самым семейные отношения через совместные занятия, но все - таки в первую очередь это радость от знакомства с новой, интересной, красивой музыкой. В работе музыкальных школ всегда актуально обновление репертуара. Это нужно и детям, и учителям. Согласитесь; намного интереснее работать с новой, ранее незнакомой музыкой, чем с пьесами, которые уже многократно исполнялись учениками класса.
Произведения, используемые в работе с детьми для воспитания образного мышления, должны отвечать определенным требованиям:
- прежде всего способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
- быть содержательными и занимательными по сюжету, содержащими конкретные и ясные музыкальные образы;
- быть эмоционально насыщенными, способными возбудить в детях чувство сопереживания;
- мелодичными, простыми, понятными, близкими детскому сердцу.
Всем этим требованиям отвечает музыка, которую я хочу представить вашему вниманию- это два новых сборника фортепианных пьес Владимира Коровицина «Детский альбом» и «Исполнение желаний» для младших и средних классов.
Но сначала несколько слов о композиторе. В. Коровицин родился в Великом Новгороде в 1956 году, в 1981г. Окончил Санкт -Петербургскую консерваторию. Член Союза композиторов России. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов в композиторских номинациях. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения. Отличительными чертами музыки В. Коровицина являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык. Для решения задач воспитания образного мышления у педагога есть, по существу, 2 канала обращения к ученику: зрительный и слуховой. Именно к ним мы будем обращаться при знакомстве с пьесами из «Детского альбома».
Мы покажем картины и расскажем стихи ,которые будут иллюстрировать исполняемую пьесу.
Полька «Деревянные башмаки»
Мы, малышки –ребятишки, очень рады поплясать! Всех собрали, в пары стали, вышли польку танцевать. Хоть и малы наши ножки, но на месте не стоят: Завертели, закружили наших маленьких ребят.
Исполнение пьесы.
«Первая проталинка»
Под лучами весеннего солнца, под веселые песни синиц,
Тает снег во дворе под оконцем, обнажая дно снежных глазниц.
Пусть снег тает везде постепенно, подмерзая глазами слегка.
И весна к нам придет непременно, и весь снег унесет вниз река.
Исполнение пьесы.
3.«Дюймовочка» Дюймовочка проснулась и вышла из цветка. Прошла и оглянулась: нет никого, одна. Крылья распрямила, в порядок привела, Росой лицо умыла и прыгать начала. Исполнение пьесы.
4.«Мама»
Мамочка, любимая, родная ,солнышко, ромашка, василек,
Что мне пожелать тебе не знаю в этот замечательный денек,
Пожелаю радости и счастья, мира и удачи на твой век,
Чтобы сердце не рвалось на части, милый мой, родной мой человек.
5.«Емеля на печке едет»(4 пьесы из цикла «Русская тетрадь»)
6. «Прогулка»
Мы шли по росистой тропинке вдвоем
под сосен приветственный шорох,
А дачный поселок, за домиком дом,
Сползал позади за пригорок.
Исполнение пьесы.
Вариации «Мужичок с гармошкой»
«Девичий хоровод» Исполнение пьес.
9. «Уличный фокусник» (2 пьесы из цикла «Д жазовая коллекция») Пьесы этого цикла имеют общие особенности. Капризный синкопированный ритмический рисунок и современные гармонии. Эти пьесы вызовут интерес у учеников, интересующихся джазом.
10. «Кэк – уок» Кек-уок- буквально шествие с пирогом-бальный и эстрадный танец северо- американских негров во 2-й половине 19 века. Название танца связано с обычаем награждать лучших исполнителей пирогом , а также с позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо с пирогом: корпус откинут назад, руки вытянуты вперед. Музыка кек-уок отличается синкопированным ритмом , близким к рэгтайму. Музыкальный размер 2 четверти. Исполнение пьес.
11. Благородный вальс из цикла «Очарование ушедших эпох» Прелестный и забытый танец вальс. Ты царствовал в начале века, который смуты, войны порождал, губя и унижая человека. А молодежь в безумном умиленье, забыв достоинство, войти стремится в транс. Пренебрегая Штрауса твореньем, танцует танец в стиле «декаданс». Ушел великий танец. Нет сомненья, непопулярен он. Но будет час, когда любой захочет испытать движенье, наполненное музыкой под вальс. И вновь , расправив спины, плечи, и выпрямившись в рост, бог даст, захочет станцевать забытый, вечный, но вновь воскресший танец вальс. Исполнение пьесы.
12 . «У вечного огня»
Пьеса носит ярко выраженный драматический характер, что поможет
ученику поработать над созданием музыкального образа.
Исполнение пьесы.
13. «Серенада» Серенада - это песня, которая представляет собой обращение к возлюбленной. Истоком серенады является вечерняя песня трубадуров.
Была широко распространена в быту южно - романских народов. Предназначена для исполнения в вечернее и ночное время под окном возлюбленной. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем серенада стала также и инструментальной пьесой ,воспроизводящей характерные черты вокальной серенады. Исполнение пьесы.
14.«Куклы сеньора Карабаса» - ансамблевая пьеса для концертного исполнения .
15. «Исполнение желаний»
16. «Пинг - понг»
Исполнение пьес.
17. «Эвридика» Эвридика – в греческой мифологии жена поэта и певца Орфея из известной легенды об Орфее и Эвридике. Это легенда о величии любви и могуществе музыки в трагической борьбе с силами смерти. Орфей после смерти горячо любимой жены отправляется в подземное царство ,чтобы обаянием своего пения побудить владык этого царства вернуть Эвридику на землю .Возвращаясь вместе с Эвридикой из подземного царства Орфей, вопреки поставленному условию, в нетерпении оглянулся и потерял Эвридику навсегда. Исполнение пьесы. В музыке В.Коровицина раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.
Музыка, написанная Владимиром Коровициным, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Опыт показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства. Надеюсь, что представленные пьесы займут прочное место в репертуаре наших учеников.