Профилактика нарушений голоса у педагогов
Нарушения голоса определяются как отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Голос человека оказывает весьма существенное влияние на коммуникационное взаимодействие людей, на реализацию конкретным индивидом его коммуникативных функций, так как в случае его нарушений снижается разборчивость и внятность речи и, следовательно, затрудняется ее восприятие окружающими.
Среди причин, вызывающих заболевания голосового аппарата можно выделить следующие:
Чрезмерный прием пищи (перед началом и после многочасовой голосовой нагрузки)
Употребление в пищу большого количества жирной, острой и чрезмерно соленой пищи
Злоупотребление табаком, алкоголем
Пыль в помещении
Слишком сухой воздух в помещении
Громкий разговор во время болезни горла
Большая голосовая нагрузка сразу после простудного заболевания
У педагогов чаще всего встречаются следующие заболевания голоса:
Острое или хроническое воспаление слизистой оболочки верхних дыхательных путей
Кровоизлияния в толщу слизистой оболочки трахеи либо в ее гладкую мускулатуру (потеря голоса (и даже шепота) происходит внезапно)
Узелки на голосовых складках
Фонаторная судорога голосовой щели (звуки представляются сдавленными и одновременно удлиненными, слова кажутся растянутыми и рассеченными)
Преждевременное изнашивание голоса в условиях профессионального труда
Голосовые недостатки могут возникнуть из-за переутомления голосовых складок. Это часто случается, когда педагогам приходится вести по 5-6 и более уроков в день.
Если учитель болен, но работает в таком состоянии, то это приводит обычно к потере голоса, если не полной, то частичной.
Чаще всего возникает охриплость голоса либо его практически полная потеря, связанная с отеком голосовых складок.
Лечебное воздействие для смягчения и (или) устранения симптомов:
Дать отдых голосовым складкам (на протяжении 48-72 часов)
Полное молчание, либо избегать крайностей – речи шепотом. При необходимости – говорите тихим голосом
Следить за влажностью воздуха в помещении
Вдыхайте горячий пар, либо увлажните воздух
Полечитесь куриным бульоном
Тепло способствует поддержанию влажности в горле
Воздержитесь от приема кофеина и алкоголя
Они обладают подсушивающим действием, что неблагоприятно скажется на голосовых складках
А также не поднимайте тяжести во время болезни, избегайте физических нагрузок, требующих от вас задержки дыхания.
При первых признаках расстройств голосовых функций обратитесь к оториноларингологу.
Обратитесь к доктору если у вас:
Отмечается хриплый голос в отсутствие простуды
Голос исчез в одно мгновение
Вы не чувствуете никакого улучшения в течение 2-3 дней
Голосовые функции не восстановились в полном объеме по прошествии 10-14 дней после болезни
Кроме хриплого голоса отмечаются опухоли, выпуклые образования на шее
Постоянная боль во время разговора
В целях профилактики расстройств голосовых складок старайтесь выполнять следующие рекомендации:
Перед длительными речевыми нагрузками выполняйте речевые разминки
Старайтесь ограничить речевую нагрузку во время болезни
Не употребляйте в пищу слишком горячие, холодные или острые блюда
Старайтесь не употреблять слишком тяжелую пищу, не переедайте
Пейте воду, избегайте продуктов-аллергенов
Не злоупотребляйте табаком и алкоголем
После голосовой работы старайтесь ходить не очень быстро, чтобы холодный воздух меньше попадал в голосовые пути
Не разговаривайте на улице в холодную и дождливую погоду
Старайтесь соблюдать режим молчания между уроками
Если голос утомлен – съеште лимон, выпейте “Боржоми” и некоторое время помолчите
Перестаньте прочищать горло путем откашливания
Лучше попробуйте “проглотить” что-либо. Выполняйте медленные глотательные движения, как будто вы на самом деле проглатываете небольшие кусочки пищи
Во время общения в шумной обстановке постарайтесь разговаривать на близком расстоянии. Стойте около собеседника таким образом, чтобы четко видеть его артикуляцию
Избегайте раздражающих веществ
Упражнения, способствующие улучшению качества голосоведения.
Цель этих упражнений – подготовить речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы и др.
Проводить упражнения следует в хорошо проветриваемом помещении. Тренироваться рекомендуется утром, до речевой нагрузки, перед уроком, при голосовом утомлении. Каждое упражнение следует повторить 5-10 раз. Упражнения выполняйте несколько раз в день.
Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “с”
Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “ш”
Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звуки “с-ш” (с плавным переходом от одного звука к другому)
Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “х”
Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “в”
При постоянном желании откашляться – беззвучно произносите звук “ы” (при задержанном дыхании и закрытом рте с неплотно сжатыми зубами) (при этом в глотке ощущается небольшое напряжение) (2-3 раза в день по 10-12 раз)
Проверьте тип своего дыхания. Для полноценной фонации нам необходимо диафрагмальное дыхание. Его необходимо отрабатывать сначала в положении лежа, затем сидя и только потом стоя с контролем зеркала. Одну руку положите на грудь, другую – на живот (для контроля за движением мышц). При вдохе грудь и плечи должны оставаться неподвижными.