Доклад на тему: Активизация речевой деятельности и развитие творческих способностей у обучающихся на уроках башкирского языка в условиях внедрения ФГОС


Доклад на тему:
«Активизация речевой деятельности
и развитие творческих способностей у обучающихся на уроках башкирского языка
в условиях внедрения ФГОС»
Активизация речевой деятельности и развитие творческих способностей у обучающихся на уроках башкирского языка в условиях внедрения ФГОС
В данной статье хочу рассказать о том, что современная школа, вступила  в 21 век – век  новых образовательных технологий. В настоящее время, когда в России происходит смена образовательной системы и постепенное становление новой. Таким образом необходим определенный набор знаний учителя, иной уровень знаний и профессиональной компетентности.
Рассматривая  цели Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков и умений самостоятельной деятельности и  ответственности обучающихся, иными словами ключевые компетентности, определяющие современное образование.
    Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности или коммуникативного подхода к обучению, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.  Также, изучение башкирского языка  должно способствовать  приобщению обучающихся к культуре и традициям  коренного народа. Актуальность данной темы ставит перед учителями вопрос: Как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы интерес  учащихся сохранялся до конца урока, чтобы они понимали цели, поставленные учителем, чтобы учащиеся были активными участниками реализации этих целей.
      Для этого следует выделить наиболее эффективные подходы, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового образовательного  стандарта:
·    создание на каждом уроке реальной  коммуникации
·     проведение нестандартных уроков
·     создание проектов с применением информационно-коммуникационных технологий,
·     применение личностно ориентированного подхода, где  ученик- в центре учебного процесса,
·     включение учащихся в игровую  деятельность
·    сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой
·     развитие творчества,  умения работать и различными источниками информации
   Важными принципами обучения башкирскому языку в современной школе  являются:
-Коммуникативная направленность
      Научить учеников общаться на башкирском языке в условиях учебного процесса – задача непростая. Настоящую речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.  Уроки башкирского языка -это уроки  общения. При отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с изучением предмета, что является большой преградой  для учителя. На моих  уроках создаются условия для общения, разыгрывается конкретная ситуация общения, насколько это возможно: создание игровых ситуаций, использование занимательного башкирского, физкультминуток – всё это совершенствует  речевую деятельность учащихся к  нормам, активизирует ранее изученный материал.
Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, развития интереса к предмету, повышению качества знаний.
 «Башкирский язык» должен соответствовать потребностям учащихся. Это позволяет включать  иноязычную речевую  деятельность в другие виды деятельности, свойственные ученику конкретного определенного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи  с предметами, изучаемыми в   школе и формировать метапредметные   общеучебные умения. Важно создавать условия, где ученики  учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ.
В новом ФГОС формирование  универсальных  учебных действий, обеспечивающих учащимся  умение учиться, то есть способность личности  к саморазвитию и самосовершенствованию, что на данный  момент является важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
-Личностно-ориентированный характер обучения  появляется у школьников от  их собственного участия в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, пропадает интерес к языку. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели.
-Учет ведущей деятельности  учащихся начальных классов. Включение учащихся в игровую  деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления.    Применяю  также лексические, грамматические, фонетические игры.  Часто формой  моих уроков  бывает - игра-путешествие. Данная технология является основой моей системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся,  во-вторых, способствует  актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками.
- Наглядность-одна из составляющих уроков:  тематические картинки, плакаты, открытки, рисунки детей -все это дополнительные положительные  эмоции. Используя такой прием введения лексики - ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие.
-Творческая деятельность на уроке башкирского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя  скуку на уроке и положительно влияя на развитие  коммуникативных умений школьника. Чтобы овладеть башкирским языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого урока, создавая условия для раскрытия личности учащегося. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают  мне специальные приемы.
·   фонетическая зарядка
·    игровые технологии
·      практические задания с применением пословиц и поговорок
·      защита рефератов и проектов
·      использование песен и стихов
·      домашние задания с творческой направленностью
·       применение  компьютерных технологии
·       участие в творческих конкурсах
Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести её в занимательной форме: устроить так называемый фонетический конкурс среди школьников.
Еще одним  эффективным приёмом является использование пословиц, поговорок и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Заучивание и сочинение небольших по объёму поговорок  и рифмовок не требует от детей больших усилий для усвоения  языкового  материала.
-  Здоровьесберегающие технологии на уроках башкирского языка
Одним из приоритетных направлений  школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Организация уроков обучения башкирскому языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. Смена видов деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов, повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.
 Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам башкирского языка.
Современный урок башкирского языка.
 Какой он? Он включает в себя : знания, умения, навыки, творческую деятельность; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций учащегося; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий . 
  - Требования к технике проведения урока
-       урок должен быть эмоциональным;
-       вызывать интерес к обучению;
-       воспитывать потребность в знаниях;
-        ритм урока должны быть оптимальными;
-       действия учителя и учащихся завершёнными;
-       необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на      уроке;
Критерии эффективности современного урока
-       Обучение через открытие.
-       Наличие дискуссий                 
-       Развитие личности
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.
Итак, современный урок - это познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Доклад на тему:
«Активизация речевой деятельности
и развитие творческих способностей у обучающихся на уроках башкирского языка
в условиях внедрения ФГОС»