Разработка урока по биологии «Значение дыхания. Органы дыхания»

Разработка урока по биологии в 8 классе.
Тема урока «Значение дыхания. Органы дыхания»
Учитель: Бородулина О. И.
Цель урока: выявить особенности строения органов дыхания человека в связи с выполняемой функцией.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие о строении и функции органов дыхания, установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
Развивающие: развивать умения самостоятельной работы с текстом и материалам видеофильма, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, продолжить формирование умений в оформлении самостоятельных работ и самоконтроля.
Воспитательные: продолжить формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать чувство ответственности за результаты совместной работы в группе.
Оборудование: таблица «Дыхательная система человека», компьютер, проектор, презентация и видеофильм.
Тип урока: изучение нового материала.
Эпиграф: «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой»

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

1
Организационный момент
Организация класса на работу, приветствие, эмоциональный настрой
Организация рабочего места
Личностные

2
Стадия вызова
Беседа: У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля»
Почему так ответил мудрец?
Что значит быть здоровым?

Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь, вы определите при помощи подсказок.
Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент?
В хорошем образовании? В престижной работе?
Карьере? Деньгах?
Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни...
Кто-то стоит краткосрочные планы...
Кто-то – планы на всю жизнь.. Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться по значимости с архиважной потребностью...
Дышать...
Представляете себе, если бы вы не могли дышать 39 секунд...
Сейчас вы были бы готовы отдать все на свете ради одного вдоха...
А через минуту вы и вовсе потеряли бы сознание...
Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будет не вернуть к жизни...
Сегодня мы должны построить работу таким образом, чтобы ответить на вопрос за чем нам нужна дыхательная система.
Предложите формулировку темы сегодняшнего урока.
Да, на сегодняшнем уроке мы с вами изучим значение и строение органов дыхания.

Какова же цель нашего урока? Предложите, опираясь на тему сегодняшнего урока.
«Выявить особенности строения органов дыхания человека в связи с выполняемой функцией».



Обучающиеся участвуют в обсуждении. Предлагают свои варианты ответов.

























Ответы обучающихся

Ответы «Значение дыхания. Органы дыхания». Запись темы в тетради
Обучающие выдвигают цель урока.
Личностные и познавательные, коммуникативные

3
Стадия осмысления
Итак, следующий этап нашего урока с текстом учебника (стр.101- 106), прочитайте текст и систематизируйте информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
«!» знакомая информация
«+» - новая информация
«-«думаю иначе
«?» непонятно






Работаем в группах, последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте свои результаты.
Давайте посмотрим небольшой фрагмент фильма, где вы сможете увидеть строение органов о которых мы только что говорили.
Работа с учебником и заполнение таблицы, в группах, с последующем обсуждением






Просмотр фильма, добавление информации в таблицу.

Регулятивные и познавательные, коммуникативные

4
Стадия рефлексии
Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.
У вас на столах лежат листы с утверждениями. Я попрошу вас расставить плюсы или минусы рядом с номером утверждения с каким вы согласны или нет.
100 кв. м - такова поверхность человеческих легких. 
3,75 л - средний объем легких обычного человека.
1000 вдохов и выдохов в день в среднем делает взрослый человек
Задержать вдох человек может на 30 минут.
Газообмен происходит в трахеях.
Вместимость воздуха при вдохе у правого легкого больше, чем у левого.
Теперь я предлагаю вам составить синквейн к ключевому слову нашего урока.
Вы все сегодня замечательно потрудились. Спасибо за сегодняшний урок. И я предлагаю самим оценить вам свою работу.





Индивидуальное выполнение задания с последующим обсуждением .









Составление и защита синквейна

Самоконтроль и самооценивание своей работы обучающимися
Регулятивные, коммуникативные

5
Домашнее задание
Параграф 23-24, записи в тетради, учить.
Творческое задание:
Обязательное для всех: составить кластер «Органы дыхания»
Для заинтересованных обучающихся: составить презентацию «Газообмен в лёгких».
Запись в дневник
Личностные, познавательные


. Литература:
А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология 8 класс»- Изд. 3 е перераб. – М.: Вентана – Граф, 2010. – 272 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Крылова Н. В., Соболева Т. М. Пищеварительная и дыхательная системы: Анатомия человека в схемах и рисунках. – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2001.
Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х т. – М.: Мир, 1990.

15