«Развитие экспрессивно-творческих способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности средствами музыкального исполнительства в условиях внедрения ФГОС»
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Итоговая аттестационная (проектная) работа по теме:
«Развитие экспрессивно-творческих способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности средствами музыкального исполнительства в условиях внедрения ФГОС»
Работу выполнил:
Кременсков Е.Н.-
учитель музыки
высшей квалификационной
категории
Руководитель проекта:
Габдрахманова Елена Владимировна –
старший преподаватель
кафедры ИЗО и дизайна
отделения искусства КФУ
2015 год
Постановка проблемы
В современном обществе актуальны проблемы в духовно-нравственном становлении детей и подростков, в подготовке их к самостоятельной жизни, как важнейшей составляющей части развития общества, государства. В связи с этим, цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека и важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
В связи с этим, учреждена государственная образовательная инициатива по модернизации и инновационному развитию, как единственному пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
Наша педагогическая практика показывает, что многие современные дети приходят в школу зажатые, эмоционально-скованные, безразличные, душевно-пассивные. Ведь ограниченность чувств оборачивается ограниченностью мышления и сказывается на уровне общего развития и социального поведения. Поэтому так важно раскрывать и обогащать культуру чувств и эмоций у детей. Культура эмоций и чувств – это единство и взаимосвязь эмоций и чувств, развитие умения положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.
Через искусство переживания в раннем детстве непременно возникает - пока ещё в неосознанной форме – чувство индивидуального самовыражения и радость коллективного творчества, взаимно дополняющие друг друга.
Творческий процесс – это процесс целенаправленной эстетической деятельности, дающий результат в конкретной жизненной ситуации. Таким образом, исполнительская деятельность способствует разностороннему развитию мозга ребенка, что и является целью современных образовательных программ.
Цель проекта
Развить экспрессивно-творческие способности учащихся средствами музыкального исполнительства на уроках музыки в условиях ФГОС, в процессе эстетического воспитания личности учащихся, в целях её адаптации, в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни.
Задачи
Выявить роль эмоций в личностном становлении учащихся.
2. Изучить природу ассоциативного мышления учащихся в музыке.
3. Изучить причины и условия эффективного воздействия музыкального исполнительства на воспитание нравственных чувств и эмоций учащихся путём анализа и тестирования.
4. Применить средства и методы музыкального исполнительства для развития экспрессивно-творческих способностей учащихся на примере использования приобретённых навыков пластики движений, мимики и жестов, вокально-хоровой деятельности.
Целевая группа проекта
Обучающиеся
Срок реализации проекта
1 год
Место реализации проекта
Общеобразовательная школа
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Основной
Заключительный
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
1 2 3 4 5
Подготовительный этап реализации проекта
1. Оформление нормативно-правовой базы проекта: приказы, положения школа сентябрь Администрация школы
2. Материально-техническое обеспечение: музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор), шумовые инструменты, аудио-, МD-аппаратура. школа сентябрь Администрация школы
3. Создание творческой группы по реализации проекта. школа
сентябрь ЗДУВР
4. Формирование школьного концертного коллектива школа сентябрь Учитель музыки
5. Составление и утверждение календарно-тематических и индивидуальных планов школа сентябрь Преподаватели школы, завуч
6. Подготовка информационного обеспечения программы (ведение рубрики на школьном сайте) школа сентябрь Преподаватели школы
Основной этап реализации проекта МБОУДОД
«ДШИ№15» октябрь, 2012-апрель, 2013 1. Апробация программы развития экспрессивно-творческого потенциала обучающихся на уроках музыки и внеклассных мероприятий. школа в течение действия проекта Преподаватели школы
2. Подбор музыкального материала, позволяющие сочетать игровые методы с учебной исполнительской деятельностью. в течение действия проекта Учитель музыки
3. Организация индивидуальных и групповых занятий школа в течение действия проекта Преподаватели школы
4. Посещение концертов с целью анализа действий исполнителя в течение года Преподаватели школы
5. Организация творческих отчетов в течение проекта Учитель музыки
8. Обмен педагогическим опытом на секциях, советах, мастер- классов и т.д. в течение действия проекта Учитель музыки
Заключительный этап реализации проекта МБОУДОД
«ДШИ№15» май, 2013 1. Организация отчетных концертов творческих групп Декабрь-
май Преподаватели школы
2. Мероприятия, посвящённые Дню города и Республики Татарстан Август Преподаватели школы
3. Подбор музыкального материала, позволяющего сочетать игровые методы с учебной исполнительской деятельностью Актовый зал школы
Ноябрь- декабрь ЗДУВР,
преподаватель музыки
4. Организация индивидуальных и групповых занятий Актовый зал школы
декабрь Преподаватели школы
5. Организация контрольных занятий по овладению и применению полученных навыков в исполнительской деятельности Актовый зал школы
Февраль Учитель музыки
6. Посещение концертов с целью анализа действий исполнителя. Площадки по месту проведения Ноябрь-июль Преподаватели школы
7. Организация мастер-классов учащихся Актовый зал школы
Март Преподаватель музыки
8. Организация творческих отчётов Актовый зал школы
Март- апрель Администрация школы
9. Отчётный концерт школы Зал Апрель ЗДУВР, преподаватели
10. Традиционное мероприятие «День Победы» Актовый зал школы
Май Преподаватели школы
11. Выпускной вечер Актовый зал школы
Май Преподаватели школы
Ресурсы
Нормативно-правовые:
1.Устав школы.
2. Утверждение расписания занятий
3. Локальный акт по внебюджетной деятельности (должностные инструкции)
4. Адаптированные образовательные программы по предметам
5. Приказ об организации дополнительных платных образовательных услуг.
1. Инструкции по ТБ для руководителя и учащихся.
2. Положение о работе отделов.
1.Администрация школы.
2.Книга приказов Август-сентябрь,
Материально-технические: Помещение для репетиций
Синтезатор
Музыкальный центр
Музыкальные инструменты
Микрофоны
Аудиозаписи формата «плюс» и «минус»
Ноутбук Костюмы
1.Актовый зал.
2.Музыкальные инструменты. 3. музыкальный центр. Бюджет
в течение года
Кадровые:
Руководитель проекта
Назначение
обязанностей Штатные единицы:
Руководители коллектива
Педагогические кадры школы Август
Научно-методические:
Адаптированные программы
Методическая литература
Цифровые образовательные ресурсы Приобретение необходимой методической литературы Утверждение программы директором ОУ и рецензентами Школьная библиотека,
Интернет-ресурсы В течение года
Информационные:
Создание сайта
Газеты
Журналы
Радио.
Телевидение.
Сайт школы.
На протяжении сроков реализации проекта
Мотивационные:
Награждение победителей конкурсов
Показ по телевидению
Информирование на сайте школы о победителях Подготовка к исполнительской деятельности.
Выступления перед родителями. 1. Общение в коллективе сверстников
2.Творческое воспитание учащихся В течение года.
Организационные:
Организация и участие в творческих конкурсах.
Организация концертов. Выступления на общественных мероприятиях. Проведение занятий, участие в конкурсах, концертах. 1. Творческое воспитание учащихся .
2. Общение в коллективе сверстников. Администрация школы. В течение года.
Финансовые:
Зарплата преподавателям.
Пошив костюмов.
Поездка на конкурсы.
Разработать смету расходов. Бюджет.
В течение года.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Выявить базовый комплекс экспрессивных аспектов музыкального искусства, составляющих методы диагностики творческих способностей личности обучающихся.
Создать благоприятные условия для эмоционального отклика учащихся на музыкальное искусство.
Реализовать методы развития исполнительских навыков коллективного исполнительства.
Сформировать интерес к самореализации в современном обществе через концертно-исполнительскую деятельность.
Теоретическая часть
1.1. Роль эмоций в личностном становлении младших школьников
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения
к добру, красоте, человечности».
В.А. Сухомлинский
Мир музыки – эмоциональная сфера психики человека. Сила её в непосредственном пробуждении таких чувств, которые составляют субъективную и интимную сторону личности и её переживаний. Самые гуманные чувства - сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости – музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям. Ребёнок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью музыки, начинает по-новому рассматривать своё собственное поведение и свои взаимоотношения с людьми.
Кроме того, любое психологически глубокое воплощение духовного мира людей учит нас лучше разбираться в сложных, порою противоречивых чувствах, тоньше воспринимать всё богатство внутренней жизни человека, воспитывает то, что называется «культурой чувств». И это тоже – важная грань воспитательного воздействия многих великих образцов музыкального творчества, которые замечательны как раз глубиной и разносторонностью эмоциональных характеристик.
«Я хотел бы, чтобы моя музыка не просто доставляла удовольствие, но чтобы под её влиянием люди становились лучше», - говорил Гендель. Бетховен хотел «высекать огонь из мужественных душ».
Музыка по своей природе социальна и коммуникативна. Она предназначена для общения между композитором, исполнителем и слушателем. Музыкальное искусство, в эстетическом понимании, это всегда коллективное сотворчество.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которых субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма возможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека, в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причём, чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональные возбудимости, длительности и устойчивости, возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесённости.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого правления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
Эмоции в жизни человека играют важную приспособительную функцию, помогая ему в трудные мгновения жизни включать резервные возможности организма для выхода из чрезмерно трудной и напряжённой ситуации. Эмоции заразительны – то, что испытывает один человек, передаётся другому, если последний обладает хорошей эмоциональной отзывчивостью.
Музыканту, постоянно имеющему дело с выражением и передачей различных эмоций, необходимо знать природу возникновения эмоциональных состояний, с тем, чтобы лучше воплощать их в собственном творчестве.
Ассоциативное мышление человека в музыке
«Музыка-воображение – фантазия – сказка –
творчество - такова дорожка, идя по которой,
ребёнок развивает свои духовные силы».
В. А. Сухомлинский.
Неопределённость содержания музыки, его непереводимость на язык слов отмечали многие. Известно изречение Гейне: «Музыка начинается там, где заканчиваются слова». Правда композиторы широко применяют не только прямое изображение, но и косвенное - с помощью связей между слуховыми ощущениями и прочими (света, цвета, тяжести и т.д.), а также с помощью ассоциаций между звуковым образом и зрительным. Благодаря этому музыка может изображать и неслышимое: солнечный свет, ночь, зарю, молнию и др.
Ассоциативные процессы напрямую связаны со сферой эмоций человека, служат, как правило, своего рода катализатором самых различных чувств и переживаний. Особо следует остановиться на роли ассоциативного начала в деятельности тех, кто занимается исполнительскими видами искусства. Ибо тут есть некоторые интересные нюансы.
В мире музыкального исполнительства, в ходу разного рода поэтические сравнения, аналогии, ассоциации «по сходству»; и здесь, в этой сфере, воображение художника не редко подсказывает ему нечто вроде живописно-образных эквивалентов музыки. Как остроумно выразился один из пианистов - «лишь тот исполнитель, кто в нотной пустыни увидел мираж». И если композитору «миражи», рождаемые его фантазией, помогают создавать музыку, то исполнитель, вглядываясь в них и вдохновляясь ими, раскрывает содержимое уже существующих произведений. Проникает в наиболее сокровенные и труднодоступные их тайники, открывает для себя такие грани и стороны музыки, которые по средством логики и профессионального расчёта он, пожалуй, и не открыл бы.
К помощи ассоциаций обращаются нередко педагоги, желая «растолкать», «растормошить» мышление учеников, сделать его более живым и пластичным, пробудить к творческой активности. Причём сам метод заключает в себе как бы двойную функцию: способствует решению конкретных художественно-интерпретаторских задач и, одновременно, развивает и совершенствует собственно ассоциативные способности учащихся. Рассуждая по большому счёту, артистом в праве называться лишь тот, кто способен переплавить всё воспринятое им во вне – в жизни, в других искусствах – в собственное исполнение.
Причины и условия эффективного воздействия музыкального исполнительства на воспитание нравственных чувств и эмоций учащихся
«В музыке мы через эмоцию познаём мир.
Музыка есть эмоциональное познание»
В.А.Сухомлинский
Роль искусства, в том числе и музыки, в эстетическом воспитании определяется тем, что в искусстве наиболее полно и всесторонне воплощается эстетическое начало, реализуется и передаётся эмоционально-оценочное отношение к действительности, ко всему эстетическому в природе и общественной жизни. В этом, как не трудно заметить, общее назначение искусства в целом. Оно вызывает в человеке эмоциональную активность, порождает творческое отношение к жизни.
Для руководителей вокальных и хоровых коллективов особенно важно воспитание эмоциональной культуры детей. Так как хороший хор, ансамбль представляет собой собрание поющих, способных передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. И чем лучше не только вокальная, но и эмоциональная подготовка поющих, тем больше удовлетворения и радости получат слушатели от их выступления.
Сходство музыки с интонациями речи помогает понять, какое содержание скрыто в её звуках. Речь – основное средство общения людей между собой. Она выражает главным образом мысли. А музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов способность выразить эмоцию – и безмерно развила, обогатила её. Выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки.
Особенно большие возможности в этом отношении музыка приобретает тогда, когда соединяется со словом. Это происходит в программных инструментальных и вокальных сочинениях.
Ведь мы всегда поём песни от своего имени, ставя себя на место её героев, отождествляя себя с ними.
Практическая часть
В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Не всем выпадает счастливый случай попасть в дошкольное образовательное учреждение, поэтому альтернативой стали коммерческие группы на базе школ «Искусств» дополнительного образования. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений.
На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец — это творчество, танец — это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Детские танцы — это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Основная цель на занятиях ритмики с учащимися — всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой
Развитие музыкальности.Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.Развитие музыкального слуха, чувства ритма.Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.Развитие музыкальной памяти.
Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие способностей фантазии и импровизации.
Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше
Методика для разучивания танцев с детьми 6-8-летнего возраста, придерживается следующих основных принципов:
Правильный подбор музыкального произведения.
Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.
Разнообразие движений и высокая динамичность. Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.
Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру «Покажи и повтори».
Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.
На занятиях я использую наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях я использую упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве. Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Хоровое пение как действенное средство идейно-художественного воспитания подрастающего поколения
Одно уже совместное восприятие музыки рождает у нас ощущение взаимной связи и общности. И ещё сильнее становится это ощущение, когда мы участвуем не только в коллективном восприятие музыки, но и в её коллективном исполнении. Вот почему, хоровое пение справедливо рассматривается в педагогике как одно из лучших, самый действенных средств воспитания коллективизма у детей. И такую же роль играет всякое совместное музицирование, всякое исполнение инструментальных и вокальных ансамблей.
Известен факт врождённого характера основных эмоций и их экспрессии на лице. Однако врождёнными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания.
Примером для развития и раскрепощения эмоциональных проявлений детей может послужить игра «Угадай эмоцию», которую можно проводить в начале или конце занятия хором (Руководитель предлагает учащимся изобразить мимикой, жестами определённое эмоциональное состояние, не произнося никаких слов. А один из учащихся (ведущий) должен отгадать заданную эмоцию.
Та или иная эмоция, переживаемая человеком, сопровождается, прежде всего, определённым мышечным тонусом всего тела, в том числе и артикуляционного аппарата. Поэтому вначале урока хора полезно заняться активацией всех мышц лица – артикуляционной гимнастикой. Эти упражнения, опять же, желательно обыграть в виде различных эмоциональных образов: «крокодильчик», «кислый лимон», «сладкий апельсин», «удивление», «мама поправляет губную помаду», «надуваем шарики-щёки», «поднятие кирпичиков» мышцами щёк и т.п.
Дыхание. Комплексу дыхательных упражнений я дала образные названия, что улучшает качество представлений о том, как их надо выполнять:
« Привет солнцу». ( Такт 1. Медленно поднимать руки вверх, как бы забирая из организма все имеющиеся в нём негативные эмоции. Такт 2. Задержка дыхания с внутренним представлением, что все болезни и неприятности находятся в руках, поднятых над головой. Такт 3. Бросить на землю все свои представленные болезни и неприятности, наклоняясь вперёд и полностью расслабляя руки. В этот момент выдохнуть набранный воздух через рот, произнося слог «ХА!») « Сытая лошадь». (Расслабление мышц лица и головы. Упражнение построено на имитации продолжительного «фырканья лошади». При вдохе через рот надо постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием проходящего воздуха.)« Пробуждающийся гейзер». ( Тонизирующее дыхание – медленный вдох в пропорции 3:1. Мысленно представлять себя струёй гейзера, набирающего силу, и поднимающегося вверх, и затем срывающегося вниз.)« Парад войск» - следующая инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активации тонуса в крике. Многие дети часто стесняются звука собственного голоса и не могут прорваться через броню собственной неуверенности, для того, чтобы иметь возможность громко крикнуть и снять внутреннее напряжение. Подобная инсценировка позволяет это сделать. (Учащиеся выстраиваются в шеренгу, представляя себя в роли солдат на параде)
Их приветствует «генерал»: «Здравствуйте, товарищи солдаты!» Группа отвечает мощно и уверенно: «Здравия желаем, товарищ генерал!» Генерал произносит: « Поздравляю вас с праздником!» Солдаты отвечают сильным троекратным: «Ура!».
Важно напрягать нижние мышцы живота при крике «Ура!» и выполнять упражнение с максимальным чувством уверенности в себе.
Дикция. Сходство музыки с интонациями речи помогает понять, какое содержание скрыто в её звуках. Речь – основное средство общения людей между собой. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас сторона речи – её интонация – служит в основном для выражения эмоций.
Учащимся предлагается произнести пословицы, поговорки с различной эмоциональной окраской ( восхищённо, вопросительно, трагично) и различными смысловыми ударениями. Например: « Из-под топота копыт пыль по полю летит»; « На горе Арарат растёт крупный виноград» и т.п.
Затем можно пропеть двухголосно (на различные интервалы: ч.5, б.3, м.3) данные пословицы с аналогичной фразировкой и акцентами, а также выполняя в партии сопрано и альтов противоположное динамическое развитие.
Репертуар. Конечно, музыка сама по себе не определяет направленности развития личности, её положительных качеств. Безусловно, важным моментом в работе над воспитанием эмоциональной культуры учащихся является подбор соответствующего ярко-образного, идейно-содержательного репертуара.
При выборе произведений на год, я учитываю результаты психологического тестирования учащихся, которое позволяет узнать подсознательные настроения каждого ребёнка, выявить его душевные потребности в данный момент.
В нашем сознании мысли, наглядные представления и эмоции не разделены, а слиты между собой. Поэтому и различные виды искусства взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга, то есть литература, театр, живопись в музыку и наоборот. Важным условием для этого является развитое ассоциативное мышление человека.
Поэтому, я часто предлагаю детям «нарисовать» те песни, которые мы поём. Можно провести целую выставку-конкурс.
Тем более это даёт возможность менее музыкально-способным детям проявить себя в другом художественном искусстве. На начальном этапе разучивания новой песни данный метод также помогает детям легче и быстрее запомнить тест произведения, благодаря дополнительной зрительной памяти своих и чужих рисунков.
Результаты исследований музыкантов-экспертов показывают, что в моделировании эмоций основную роль играют лад и темп. Поэтому при анализе песни мы прибегаем к данной условной схеме, которая наглядно и доступно отображает настроение произведения:
Минор
Печаль Гнев
Медленно Быстро
Спокойствие Радость
Мажор
Расширению эмоциональной палитры участников хора способствует также игра в ассоциации. Например, если песня называется «Призыв весне», я спрашиваю, какие явления, цвета, запахи они представляют при слове «весна». Кто больше назовет ассоциаций, тот и выиграл. Развитое ассоциативное мышление очень важно в детском хоровом исполнительстве. К помощи ассоциаций мы обращаемся нередко, желая «растолкать» «растормошить» мышление учеников, сделать его более живым и пластичным, побудить к творческой активности.
При работе над фразировкой и динамическим развитием, полезно читать текст (стихи) песни с выражением, с акцентами на смысловых словах.
Но особенно эмоционально раскрепощают детей, и развивает их артистизм театрализация исполнения произведений. Можно использовать какие-либо элементы, приёмы театра (движения, жесты, мимика, костюмирование), которые изобразительно усиливают образное содержание песен.
Рассуждая по большому счёту, артистом вправе называться лишь тот, кто способен переплавить всё воспринятое им вовне – в собственное исполнение.
Литература:
Самарин В. , Осеева Хоровой класс и практическая работа с хором. – М.,2003.
Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором. – М., - 2002.
Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003. — 10 с.
Абдульманова Л. В. Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. — Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2005. — 220 с..
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Програ. — СПб, 2000.