Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр
для детей младшего дошкольного возраста
Составитель: воспитатель
Хасаншина Р.Р.
г.Чистополь
СОДЕРЖАНИЕ
Татарские народные игры.
игры на развитие силовой выносливости, ловкости
игры на развитие ориентирования в пространстве
игры без предметов
игры с предметами
2. Игры русского народа.
2.1. Игры и игровые упражнения с бегом.
2.2. Игры и с игровые упражнения с прыжками.
2.3. Игры и игровые упражнения на метание.
2.4. Игры и игровые упражнения на равновесие.
2.5. Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.
2.6. Игровые упражнения в ползании и лазанье.
Татарские народные игры
История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, детских видов фольклора, трудового и военного искусства.
Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них и др.
До Великой Октябрьской социалистической революции татарские народные игры были мало изучены. Даже в обстоятельных работах Е. А. Покровского нет почти никаких сведений о татарских играх.
Игры на развитие силовой выносливости
«Спутанные кони» (Тышаулы атлар)Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.
На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки. Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.
Правила игры:
выигрывает команда, закончившая эстафету первой;
прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими ногами одновременно, помогая руками.
«Угадай и догони» (Читанме, бузме)
Цель игры: развитие внимательности, ловкости.
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.
Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры:
если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;
как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
«Скок-перескок» (Кучтем-куч)Цель игры: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.
На игровой площадке чертят круг диаметром 15— 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30— 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий.
Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры:
нельзя выталкивать друг друга из кружков;
двое играющих не должны находиться в одном кружке;
при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
Игры на развитие умения ориентироваться в пространстве.
«Продаём горшки» (Чулмак уены)Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— «Эй, дружок, продай горшок!»— Покупай!— Сколько дать тебе рублей?— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры:
бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
бегущие не имеют права задевать других игроков;
водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
«Узелок»
Цель: Развитие быстроты реакции, ловкости, опорно-двигательного аппарата
Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.
Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.
Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.
Правила:
1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.
2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.
3. Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.
Игры без предметов
«Маляр и краски» (Буяну-буяну)
В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.
Описание. На расстоянии 20-30 м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4 м - «дом маляра». Выбирают водящего и «маляра», остальные игроки становятся «красками».
«Краски» садятся на гимнастические скамейки или на траву в один ряд. Отослав «маляра» в его «дом», водящий распределяет между играющими краски: красную, зеленую, желтую и т. д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с «красками») подходит «маляр» и спрашивает:- Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?
- У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?
«Маляр» называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название «красная краска», быстро встает и бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит «краску» в свой «дом». Если «маляр» не поймает «краску», то она возвращается к себе в «дом» (на скамейку) и «меняет» свой цвет. После этого игра повторяется.
Правила. Ловить «краску» можно только до противоположной линии площадки. «Маляру» запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли.
Не добежав до второй линии, «краска» не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.
«Хромая лиса» (Аксак телке)
В игре участвуют в основном дети младшего школьного возраста, от 5 до 30 человек.
Описание. Одного из играющих выбирают «хромой лисой», другого - «хозяином дома» по имени Бикчантай. Остальные участники - «курочки». «Хромая лиса» располагается на одной стороне площадки - за чертой, в своей «норе». На другой стороне чертится круг диаметром 5-10 м - «курятник», В нем размещаются «курочки». Сбоку от большого круга чертится круг диаметром 1-2 м - «дом хозяина». «Хромая лиса» прыгает на одной ноге от своей «норы», приближаясь к «дому хозяина». Ее встречает «хозяин дома». Между ними происходит такой диалог (во время разговора «лиса» может стоять на обеих ногах):
- Лиса, лисанька хромая, куда ночью ковыляешь?
- Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная.
- А зачем к ней торопиться? - Моя шуба там за печкой. - А если шуба загорится? - Окуну я шубу в речку. - Вдруг умчит ее теченье? - Я заплачу с огорченья. - Лиса, лисанька хромая, как без шубы ты пойдешь?
После такого разговора «хозяин дома» укладывается «спать». «Лиса» же, прыгая на одной ноге, заходит в «курятник». «Куры», «проснувшись», начинают бегать в кругу в разных направлениях. «Хромая лиса» старается кого-либо осалить. Сделать это не так легко, так как «куры» убегают от нее на двух ногах, а «лиса» гонится за ними, прыгая на одной ноге. Осаленный меняется ролью с «хромой лисой». Затем все становятся на свои места и игра начинается снова.
Если «хромая лиса», находясь в «курятнике», нечаянно станет на обе ноги или сменит ногу (если по договоренности это запрещено), то «хозяин дома» «просыпается» и направляется в «курятник». «Хромая лиса», испугавшись, бежит к своей «норе». «Хозяин дома» старается поймать ее т. е. осалить. Если ему это удается, осаленная остается «хромой лисой», в противном случае назначают другую «лису».
Можно предварительно разрешить «лисе» прыгать то на одной, то на другой ноге.
Игры с предметами
«Бег по следу» (Эздэн йегеру)
Играют 20-30 человек.
Описание. Играющие разбиваются на; две команды и выстраиваются в две колонны за линией старта. Для каждой команды чертятся от линии старта непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и другие фигуры (рис.). Первые игроки команд начинают бег по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила. Не разрешается начинать бег, пока возвратившийся игрок не коснется рукой следующего.
При беге надо строго придерживаться линий дистанции.
«В узелок» (Тесычек уены)
В игре принимают участие 20-30 человек. Для нее нужен платок, завязанный узлом.
Описание. Один из игроков - водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся на землю Гили становятся на колени) на расстоянии не более 2 м яруг от друга. Водящий стоит за кругом с платком, завязанным в узелок. По сигналу руководителя водящий бросает узелок одному из игроков, сидящих в кругу, И отходит на три шага назад. Сидящие начинают передавать узелок от одного игрока другому так быстро, как будто ой летит по кругу. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если это ему удается, он меняется ролью с игроком, у которого был перехвачен узелок.
Правила. Сидящие могут передавать узелок только своему соседу справа или слева.
Водящий должен перехватить узелок из рук. Узелок не считается пойманным водящим, если поднят им с земли (если кто-то уронит) или схвачен на лету. Однако в игре младших ребят водящему разрешается брать узелок с пола (с земли), если его уронили.
Во время передачи узелка можно менять направление.
- Бикчантай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь.
Игры русского народа
Игры и игровые упражнения с бегом.
Игры с бегом дети усваивают быстрее, чем ходьбу—возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления.
Например, игры: «Догони мяч», «Солнышко и дождик», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и автомобиль», «Бегите ко мне», «Карусель» и др.
«Солнышко и дождик» (бег)
Цель: Учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Материал: стульчики (домики).
Ход игры: Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять!». Дети бегают по всей площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места (в домик).
«Такси» (бег)
Цель: Учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре.
Материал: Обручи большого диаметра.
Ход игры: Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым. Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.
У медведя во бору (Бег)
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
Материал: Грибы, ягоды, корзинки, маска медведя.
Ход игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.
«Снежинки и ветер» (бег)
Цель: Упражнять в беге в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу.
Материал:
Ход игры: По сигналу «Ветер!» дети – «снежинки» - бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («снежинки упали на землю»)
«Перебежки наперегонки» (бег)
Цель: Приучать детей действовать по сигналу, упражняться в беге на коротких дистанциях.
Материал:
Ход игры: Несколько детей становятся в ряд лицом к кустику, до которого надо бежать. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – беги!» - дети бегут до куста, а затем возвращаются шагом.
«Птички летают» (бег)
Цель: Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.
Материал: доски, кубики, бруски (высота 5-10см).
Ход игры: Дети становятся на кубики по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с кубиков, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зёрнышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!» дети бегут на свои места.
«Цветные автомобили» (бег)
Цель: Учить детей выполнять функцию водителя. Развивать реакцию на цветовой сигнал. Упражняться в лёгком беге с поворотом влево – вправо.
Материал: рули синие, жёлтые, зелёные. Флажки таких же цветов.
Ход игры: Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они автомобили. Каждому из них даётся флажок или руль какого-либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке 3 цветных флажка. Когда воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, то дети с таким же цветом руля (флажка) бегут по площадке, изображая автомобиль. Когда воспитатель опускает флажок, то дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж
«Птицы и лиса» (бег)
Цель: Приучать детей выполнять разные функции. Ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на команды.
Материал: Маски птиц и лисы.
Ход игры: Дети-птицы устраиваются на пеньках, это их гнёзда. Вдалеке норка лисы. Птицы слетают с деревьев на землю, перелетают с одного места на другое, ищут различных вредных насекомых. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - все прячутся в свои гнёзда, а лиса выбегает из норы и пытается догнать птицу.
«Гуси – лебеди» ( бег)
Цель: Учить действовать по правилам. Упражнять в лёгком беге с ускорением и ловкости.
Материал: Маска волка.
Ход игры: Выбирается волк и пастух, остальные – гуси.
На одной стороне отмечается дом гусе, сбоку логово волка. Пастух выгоняет пастись гусей на луг. Гуси ходят, летают. Затем пастух говорит:
Гуси, Гуси! Гуси. Да, Да, Да!
Гуси останавливаются и отве- Пастух. Так летите!
чают хором: Га, Га, Га! Гуси. Нам нельзя: Серый волк
Пастух: Есть хотите? Не пускает нас домой!
Пастух. Так летите, как хотите.
Гуси летят домой, а волк пытается их поймать.
«По узенькой дорожке» (бег)
Цель: Учить двигаться по ограниченной площади опоры, сохраняя равновесие.
Материал: Дорожка из верёвочек или начерченная на земле.
Ход игры: По дорожке ширенной 15-20 см и длиной 4-5 м дети должны пробежать, не наступая на линии.
«Шире шаг» (Бег)
Цель: Выработать лёгкий бег, координация движения.
Материал: Начерченные линии на расстоянии 35-40 см.
Ход игры: Дети бегут перешагивая через линии.
«Перебежки» (бег)
Цель: Учить детей правильно бежать в заданном направлении и одновременно выполнять простейшие задания.
Материал: палки
Ход игры: Игры с бегом:
1. Пробежать в среднем темпе как можно дальше (90-180м).
2. пробежать по краям площадки или по ровненькой дорожке, высоко поднимая колени.
3. Бежать, перешагивая через палки, рейки, положенные на землю.
4. Кто меньше сделает шагов, добежав до определённого места.
5. Кто быстрее пробежит дистанцию.
«Не забегай в круг» (бег)
Цель: Развивать ловкость и сноровку.
Материал: Чертится круг или делается из верёвки.
Ход игры: Дети располагаются за линией круга на одной стороне, воспитатель становится в центр круга. Дети перебегают на другую сторону, забегая в круг и быстро выбегая из него, а воспитатель ловит только тех, кто не успел выбежать из круга.
«Лошадки» (бег)
Цель: Упражнять в лёгком беге друг за другом в паре. Развивать реакцию на словесный сигнал.
Материал: Скакалки.
Ход игры: Дети делятся на 2 группы: одни изображают лошадок, другие – конюхов. У конюха есть вожжи. По сигналу воспитателя конюхи ловят лошадок, запрягают их (надевают вожжи). По указанию воспитателя дети могут ехать (бежать в паре) тихо, рысью или вскачь. Через некоторое время лошадей распрягают и выпускают на луг, конюхи садятся отдыхать.
«Лохматый пёс» (бег)
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия.
Материал: полумаски
Ход игры: Один из детей изображает пса; он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые руки. Остальные дети тихонько подходят к нему со словами:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними.
«Пилоты» (Бег)
Цель: Учить детей подчиняться общим правилам игры. Упражняться в беге и ходьбе в колонне и врассыпную. Реагировать на команды.
«Птички и кошка» ( бег)
Цель: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.
Материал: Маска кошки и птичек. Начерченный большой круг.
Ход игры: Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребёнок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.
Игры и игровые упражнения с прыжками.
Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.
Например игры: «Зайка беленький сидит», «Мой весёлый звонкий мяч». « Перепрыгни через ручеёк», «Весёлые зайчишки», «По дорожке». «Поймай комара», «Поймай снежинку».
«Через ручеёк» (прыжки)
Цель: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Материал: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5-2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определённом расстоянии друг от друга.
Ход игры: Играющие стоят у черты – на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился – намочил ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.
«На одной ножке вдоль дорожки» (прыжки)
Цель: Упражнять в прыжках на одной ноге.
Материал: дорожка.
Ход игры: Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать до другой стороны площадки на правой ноге. Обратно можно возвращаться бегом. Затем прыгают на левой ноге.
«Из кружка в кружок» (прыжки)
Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах. Энергично отталкиваться и мягко приземляться.
Материал: Несколько кружков на расстоянии 30-35 см.
Ход игры: Дети должны перебраться на противоположную сторону площадки, перепрыгивая из кружка в кружок.
«Дотронься до мяча» (прыжки)
Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах.
Материал: Мяч и сеточка под мяч.
Ход игры: Воспитатель держит в руке небольшой мяч в сеточке, предлагает каждому из детей подпрыгнуть и дотянуться до мяча двумя руками.
«Зайцы и волк» (прыжки на двух ногах)
Цель: Учить выполнять функции волка и зайца, упражняться в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд; закреплять умение играть по правилам.
Материал: Маски волка и зайцев.
Ход игры: На одной стороне дом зайцев, на другой – овраг волка. Воспитатель говорит:
Зайки скачут, скок, скок, скок, Осторожно слушают -
На зелёный на лужок. Не идёт ли волк.
Травку щиплют, кушают,
Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Движения выполняют соответственно тексту. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их моймать.
«Зайка беленький сидит» (прыжки)
Цель: Приучать детей слушать стихотворение, понимать содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием.
Материал: Шапочки зайчат.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках, по сигналу воспитателя : «Бегите в круг» - все дети собираются в круг. Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст.
1.Зайка беленький сидит, 3. Зайке холодно стоять,
Он ушами шевелит Надо зайке поскакать,
Вот так, вот так Скок-скок, скок-скок,
Он ушами шевелит Надо зайке поскакать.
2. Зайке холодно сидеть, 4. Кто-то зайку напугал,
Надо лапочки погреть, Зайка прыг… и убежал.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
«Поймай бабочку» (прыжки)
Цель: Упражнять детей в совместных играх с элементарными правилами; упражняться в прыжках с места.
Материал: Палочка к которой привязана бабочка на верёвочке.
Ход игры: Воспитатель берёт палочку к которой привязана бабочка, поднимает её повыше и предлагает им её достать. Так же бабочка может летать по площадке, садиться на ковёр.
«Мой весёлый звонкий мяч» ( прыжки)
Цель: Приучать детей подпрыгивать на двух ногах; внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Материал:
Ход игры: Дети стоят около воспитателя и изображают мячики, прыгая на месте и приговаривая:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
После этого мячики убегают, а воспитатель ловит.
«Зайка серый умывается… «(прыжки)
Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Учить соотносить действия со словами.
Материал: Маска зайки.
Ход игры: Все становятся в круг, выбирается зайка, он становится в центр круга. Дети, образующие круг говорят:
Зайка серый умывается. Вымыл хвостик,
Видно, в гости собирается, Вымыл ухо,
Вымыл носик Вытер сухо!
Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идёт в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки.
Игры и игровые упражнения на метание.
Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.
Например, игры: «Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови—бросай», «Сбей кеглю».
«Попади в круг» (метание)
Цель: Учить соблюдать правило поочерёдности, пока действует один участник, остальные должны сдерживать свои действия. Упражняться в метании мешочка одной рукой в цель; развивать глазомер.
Материал: Круг и мешочек наполненный песком.
Ход игры: Дети строятся в колонну по одному. У первого мешочек с песком он должен бросить его в круг, затем взять мешочек и отдать следующему.
Игры и игровые упражнения на равновесие.
Упражнения в равновесии являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
Например, игры: «По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком».
Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.
В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве
Например игры: «Найди где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару».
«Принеси предмет» (ориентироваться в пространстве)
Цель: Научить детей придерживаться указанного воспитателем направления; изменять направление соответственно заданию; не наталкиваться друг на друга; ориентироваться в пространстве; выполнять в процессе игры несложные задания воспитателя.
Материал: любой предмет или игрушка.
Ход игры: Воспитатель даёт задание пойти и взять предмет(заранее приготовлен и лежит на определённом месте), а потом принести его ей.
«Найди и промолчи» (ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
Ход игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.
«Прятки» (ориентироваться в пространстве)
Цель: Научить детей играть по правилам игры:
1. Прятаться только на участке (в группе)
2. Водящему не разрешается подсматривать
3. Водящий идёт искать только после определённых слов.
Материал: предметы за которые можно спрятаться.
Ход игры: Воспитатель выбирает водящего по считалочке. Водящий закрывает глаза и говорит вслух слова: «1,2,3,4,5, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Пока он произносит слова, все остальные прячутся на отведённой им площадке (группе).
«Найди зайку» (ориентировка в пространстве)
Цель: Учить детей соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.
Материал: игрушка заяц.
Ход игры: Дети сидят на стульях или на травке. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет «Зайку». «Пора искать зайку», - говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать зайку. Тот кто находит несёт его воспитателю. Затем игра снова повторяется.
«Жмурки с колокольчиком» (ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами, соблюдать правила игры и прислушиваться к различным движениям играющих. Реагировать на звук колокольчика.
Материал: Ограниченное место, косынка, колокольчики.
Ход игры: Одному из детей завязывают глаза, остальным дают колокольчики или одному. «Жмурка» должен поймать малыша.
«Дай кролику морковку» (ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в пространстве.
Материал: Игрушка кролик, морковка.
Ход игры: Дети сидят на скамейках. Одному дают в руки морковку, которую он должен дать кролику-игрушке. Ребёнок становится на расстоянии 3 метра от кролика, ему завязывают глаза, и он должен подойти и поднести морковку к мордочке кролика. Лучше брать более смелых детей.
«Жмурки» (ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами, соблюдать правила игры и прислушиваться к различным движениям играющих.
Материал: Небольшое ограниченное пространство (веранда, зал). Косынка.
Ход игры: Воспитатель одному из детей завязывает глаза, а другие тихо стоят или тихо бегают на ограниченном месте, «жмурка» пытается поймать детей. Кого поймал, тот и «жмурка».
«Найди себе пару» (ориентировка в пространстве)
Цель: Приучать детей действовать по сигналу, соблюдая правила игры. Упражняться в беге, ходьбе, нахождению своей пары.
Материал: Флажки или платочки нескольких цветов.
Ход игры: Детей должно быть нечётное количество. Детям раздаются флажки, по сигналу (один удар в бубен) они разбегаются по залу, а на сигнал, два удара в бубен должны найти себе пару (с одинаковыми флажками должны стоять рядом). Кому не хватило пары, все ему говорят:
Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля…),
Быстро пару выбирай.
«Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.
Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.
Игровые упражнения в ползании и лазанье.
Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп ( плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и спины.
Например, игры: «Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики», «Лазанье по гимнастической стенке».
«Наседка и цыплята» (подлезание)
Цель: Учить выполнять функции «цыплят».
Материал: Верёвка с нанизанными на ней флажками, 2 стойки или 2 дерева(если на улице игра)
Ход игры: Дети изображают цыплят, а воспитатель наседку. На одной стороне площадки или комнаты огорожено место, это – дом. В доме помещается наседка с цыплятами. Наседка отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовёт цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под верёвку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. По сигналу воспитателя: «Большая птица!». Все цыплята бегут домой.
«Пастух и стадо» (ползание)
Цель: Закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.
Материал: Для пастуха шапку, хлыст и рожок.
Ход игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:
Рано-рано поутру А коровки в лад ему
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру». Затянули: «Му-му-му».
Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.
«Перелёт птиц» (лазание)
Цель: Развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.
Материал: Гимнастические лестницы, маски птиц.
Ход игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.
Игры и игровые упражнения на развитие меткости и ловкости.
«Целься верней» (меткость)
Цель: Упражняться в попадании в цель.
Материал: Мячики(мешочки с песком), корзина.
Ход игры: На земле проводят линию, на расстоянии 1,5-2 м от неё ставят корзину. Ребёнок подходит к линии и бросает мячик в корзину. Выигрывает тот, кто больше забросил мячиков в корзину.
«Школа мяча» (ловкость)
Цель: Развивать ловкость сноровку.
Материал: Несколько мячей.
Ход игры: Дети делятся группами, на группу мяч. Сначала один ребёнок выполняет упражнения с мячом, если он ошибся, то отдаёт мяч другому.
Виды движений:
1. Подбросить мяч вверх и поймать 4. Бросить мяч о стену, его двумя руками, подбросить мяч дать ему стукнуться о
вверх и, пока он летит, хлопнуть в землю, отскочить от неё
ладоши перед собой. и поймать.
2. Ударить мяч о землю и поймать. 5. Отбивать мяч о землю
Ударить мяч о землю, хлопнув в до пяти раз правой и
ладоши перед собой и поймать. левой рукой.
3. Стать лицом к стене на рас-
стоянии2-3х шагов от неё,
ударить об неё мяч и поймать.
Игры и игровые упражнения на развитие координации движений.
«Весёлая карусель» (развитие координации движения)
Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации движений, учить действовать согласно правилам игры.
Материал: обруч или скакалка.
Ход игры: Дети берутся вместе с воспитателем за обруч и бегут в правую сторону со словами:
Мы катались на качелях,
А теперь – на карусели,
Поначалу еле-еле,
А потом, потом, потом
Всё быстрее и бегом.
Пробежав 1-2 круга, воспитатель даёт команду «Стоп!», дети останавливаются, а потом берутся за обруч другой рукой
«Рыбаки и рыбки» (развитие координации движений)
Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.
Материал: скакалка, кусок мела.
Ход игры: Сначала из всех желающих играть в эту игру выбирают при помощи считалки 2-х рыбаков, которым дают скакалку – это их сеть. Остальные будут рыбками.
Очертите при помощи мелка круг – это будет пруд или озеро, в котором обитают рыбки. За пределы обозначенного водоёма рыбки не должны выплывать. Малыши и в самом деле выполняют плавательные движения: медленно разводят руками, передвигаясь в воде. Рыбаки хотят поймать рыбок и для этого растягивают скакалку, как сеть, чтобы окружить и поймать рыбок. Рыбки стараются увернуться, но рыбаки попались умелые без улова не уйдут.
Те из рыбок, кого коснулась скакалка, выбывают из игры, выходят на берег, как пойманные. Когда будут пойманы все рыбки, выбирают новых рыбаков и игру повторяют. и бегут в противоположную сторону. На этот раз такой стишок:
Снова, снова еле-еле
В путь пустились карусели.
А потом опять по кругу
Подгоняли мы друг друга.
Заканчивают игру под такие слова:
Карусель остановите,
Не спешите, не спешите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Сделав 1-2 круга, дети постепенно замедляют шаг. После этого как прозвучит последняя строка, они останавливаются, кладут обруч на пол и хором повторяют стишок за воспитателем.