Картотека подвижных народных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека подвижных народных игр для детей старшего дошкольного возраста
«У Маланьи…»
Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости. Описание игры и приемы ее проведения. Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова Движения
У Маланьи, у старушкиЖили в маленькой избушкеСемь дочерей,Семь сыновей,Все без бровей. Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
С такими глазами,С такими ушами,С такими носами,С такими усами,С такой головой,С такой бородой... Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.п.
Ничего не ели,Целый день сидели,На нее (на него) глядели,Делали вот так... Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши, заложить руки за спину, покачаться на двух ногах и т.д. Они могут сопровождаться звуками или возгласами.
Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривлянья детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры. Только после того, как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли ведущего, он предлагает кому-нибудь из детей занять это место и попытаться развеселить всех участников игры.Правила игры.1. Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи.2. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя.3. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.Советы воспитателю. Подготовьте заранее несколько движений для характеристики персонажей потешки. Непосредственно перед игрой создайте в группе такую обстановку, которая располагала бы к веселью, шутке. Такой эмоциональный фон будет способствовать проявлению творческой инициативы и находчивости. Благодаря смене ролей каждый ребенок получит возможность как придумывать смешные движения, так и воспроизводить их.Поощряя детей, выполняющих главную роль, вы активизируете творческую инициативу остальных. Но если кто-то из воспитанников начинает кривляться, нужно остановить его и сказать, что так мы делать не будем. Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях. можно подсказать ребенку какое-либо подходящее движение (но только шепотом, на ушко), а можно помочь и непосредственно; войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.
«Наседка и коршун»
Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать:
"Коршун! Что делаешь?"
- "Ямочку рою".
– "Зачем тебе ямочка?"
- "Денежку ищу".
– "Зачем тебе денежка?"
- "Иголку купить".
– "Зачем тебе иголка?"
- "Мешочек сшить".
– "Зачем мешочек?"
- "Камешки класть".
– "Зачем камешки?"
- "В твоих деток шуркать-буркать".
– "За что?" - "Они ко мне в огород лазят".
– "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их!».
После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и без приговора наседки.
«Заря заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница,Красная девица,По полю ходила,Ключи обронила.Ключи золотые, Ленты голубые,Кольца обвитые –За водой пошла!
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
«Гори ясно»
Дети идут по кругу, в середине в платочком стоит водящий.
Поют: — Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят, колокольчики зенят.
Раз, два не воронь, беги как огонь.
Водящий останавливается с платком возле 2 участников, с окончанием песни дети оббегают круг, кто первый возьмёт платок, становится водящим.
« Сиди, сиди Яша…»
Дети стоят в кругу, в центре сидит водящий «Яша» с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
Сидит, сидит Яша, под ореховым кустом.
Грызёт, грызёт Яша орешки калёные, ядра золочёные.
Чок, чок, пятачок, вставай, Яшенька дружок.
Где твоя невеста? В чём она одета?
Как её зовут? И откуда привезут?
«Яша» с закрытыми глазами идёт вперед и натыкается на ребят, стоящих в кругу. Выбирает «невесту» и открывает глаза.
«Вью, вью я капусточку…»
В «капусточку» играли так. Дети становились в цепочку, взявшись за руки.»Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку.
Вью, вью, вью я капусточку, даВью, вью, вью я капусточку.Завивался вилой кочешок,Завивался вилой кочешок.Когда развивали, пели: «развивался вилой кочешок».
«Воробушек»
Сначала выберите водящего. Это будет воробушек. Все другие игроки должны придумать, каким деревом или кустарником они будут называться. Например, кто-то будет сиренью, кто-то березой, кто-то рябиной и т.д.
Все игроки кроме воробушка садятся в круг. В центре круга нужно поставить стул (табурет или скамеечку) для воробышка. Это будет «столбичек».
Каждый игрок должен громко сказать всем, кем он будет в этой игре: «Я осина. А я дуб. Я сосна». Эти слова нужно всем запомнить.
Воробышек сидит «на столбичке» и приговаривает ритмично. Остальные играющие ему подпевают – приговаривают с ним.
Чив-чив-чив, воробушекСидел-сидел на столбичке,Слетел-слетел воробушек на малину!
Тот игрок, кто в этой игре назвал себя «малиной», должен подхватить песню:
Чив-чив-чив, воробушекСидел-сидел на столбичке.Слетел-слетел воробушек на березку!
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется и не скажет «на столбичек» или не назовет то дерево, которого нет в игре! Когда произойдет ошибка, все игроки должны быстро поменяться местами, в том числе и воробышек. Столбичек занимать нельзя!
Кто остался без места, в следующей игре становится воробышком. Он садится на столбичек, и игра продолжается.
Игра «Селезень и Утка».
Выбирается Селезень и Утка.Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойдём, утица, домой,
Пойдём, серая, домой,
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая – сама,
Поцелуй разок меня.
Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся».
«Дубок»
Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.
У нас рос дубок
Вот таков,
Вот таков!
(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)Корень да его —
Вот так глубок,
Вот этак глубок!
(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)
Ветки да его —
Вот так высоки,
Вот этак высоки!
(руки поднимают вверх и покачивают ими)
Листья да его —
Вот так широки,
Вот этак широки!
(хоровод расходится, расширяется)
Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.
В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.
«Зайка»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
«Курица и цыплята»
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко, Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.