Конспекты урока по русскому языку 4 класс тема Объяснительная записка


Урок русского языка «Объснительная записка. Учимся рассуждать» 4 класс.
(УМК «Гармония» ФГОС)

Задачи урока:
Образовательная: научить различать виды записок, строить рассуждения и при- менять знания в новой ситуации.
Познавательные УУД: формулировать проблемы, находить необходимую инфор- мацию, наблюдать и делать выводы.
Регулятивные УУД: формировать цель урока, оценивать и контролировать свои знания и умения.
Коммукативные УУД: сотрудничать с одноклассниками, учителем, понимать речь товарищей, высказывать своё мнение.
Личностное УУД: осознавать важность значения своей учебной деятельности.

Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоритическое обоснование

I.Мотивационно- целевой момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Дверь в познание открыта.
Не пора ли заглянуть?

(Называет,какие учебные принадлежности необхо-
мо на уроке.
Показывает карточку сло-
жного предложения, пред-
полагающего рассуждение)

- Уменя прекрасное настро-
ение, так как рада видеть
вас. Ваше настроение?

-Я думаю вы догадались над
чем вы будете сегодня рабо-
тать.


Слушают учителя



Осуществляют готовность к
уроку

Следят за действием и слуша-
ют


Составляют предложения, ис-
пользуя схему с «мостиком»
потому что
-У меня настроение, потому
что


II/Актуализация
опорных знаний
-Прежде, чем начать урок, вам вам придётся кое – что вспомнить.

(Настраивает работу уча - щихся на воспроизведение имеющихся знаний.)

-У вас на столе карточки зелёного цвета. Попробуй –
Те из отдельных частей со- брать единое целое .



-Что вы получили?
-Вспомните, как называются элементы записки и какую
роль они играют



(Если возникнут трудности
Подводит детей к ответу наводящими вопросами)

-Кому можно адресовать записку?
-Какова цель записки?











Работают в парах. Из отдель-
ных элементов составляют записку

-Это записка.
(Высказывают свои мнения)
1элемент записки – обращение
Их пишут родным, товарищам

2элемент – сообщение или при
глашение

3элемент - подись


(По ходу ответов учащиеся выставляют карточки с на зва-
нием элементов записки).
Обращение
Сообщение, приглашение
Подпись
Регулятивное УУД.
Оценка.
Работа с карточка-
ми.

Коммукативное
УУД.
Умение слушать собеседника, полно и точно выражать
свои мысли.
Речевой диалог.


III/Создание
конфликтной
ситуации
(Предлагает детям заменить вторую часть записки кар-точкой красного цвета, со- здавая конфликтную ситуа-
цию)

-Что вы заметили?




-Значит, какую тайну рус-
ского языка вы можете
открыть сегодня на уроке?






(Вопросы записывают на
доске)
-Это будет планом работы
(Выполняют задание.
Читают полученный текст)
-Обращение не подходит к тексту записки, так как её мы не можем адресовать родным или близким.
-В тексте записки кроме сооб- щения есть и объяснение. Это рассуждение.
-С такими записками ещё не встречались.



(Высказывают свои предполо- жжения)
-Надо узнать, кому пишут такие записки
-Зачем их пишут?
-Как можно их назвать?

Познавательно – логические и позна-вательно- образо – вательное УУД

Анализ.
Постановка проб – леммы.
Сравнение видов записок.

Коммукативное УУД.
Умение слушать собеседника, пол-
но и точно выра-
жать свои мысли.
Учебный диалог.

IV/ Поисковый
Этап. Открытие нового знания об объяснительной записке
(Предлагает детям выбрать «путь открытия» нового зна
ния)

-Где же вы можете найти
ответы на эти вопросы?





(Организует поисковую ра-
боту по учебнику в парах)

-Поработайте с учебником
и тетрадью- задачником
(Упр. 516,517)

(Направляет работу учащих-
Ся)





-Может рассказать учитель.
-Ответы можно найти в учебни-
ке






(Осуществляют поиск-сбор информации)



(Слабые учащиеся работают с
карточками для индивидуаль-
ной работы)





Познавательное
УУД.
Поиск и выделение информации.

Задание «Открой новые знания»

Работа с учебником
и тетрадью – за - дачником

V/Уточнение
знаний об объяс- нительной запис-
ке
(Организует беседу по уточнению полученных
знаний)

-Что же вы узнали из сооб- щений, данных в учебнике
и тетради- задачнике.
Работаем по плану







-Замените обращение на
ваших записках. Понятен ли сейчас смысл?
Как называют такие запис---к
ки?


-Обратили ли вы внимание,
Как авторы ещё называют обяснительную записку?


-А как вы считаете, почему
это документ?


-Назовите элементы, кото-
рые входят в объяснитель-
ную записку?


-Расскажите о построении рассждения.




-Сколько причин объясняет
ся в записке на карточке?
Какая?

(Предлагает подумать и озвучить, какие вопросы
мог задать директор стар-
шекласснику и ответы маль
чика) Упр. 517

-Сравните вопросы директо-
ра и ответы мальчика с объяснительной запиской




-Сделайте вывод о разговор
ной и деловой речи.
Сравните ваши ответы с
Выводом в тетради- задачни
ка
-Какой вывод можно сде-
лать?



Выделите начало объясне-
Ния знаком [ и подчеркните слова «мостиком»
-Мальчик отвечал такими
же словами, как в объяс-нительной записке








(Отвечают на вопросы(план).
Высказывают свои мнения)
-Такие записки пишут директо-
ру
-А можно написать и учителю
-Их пишут с целью объяснений
причин.




-Такие записки называют объяснительными.




-Это деловая бумага
-Документ


-Она будет храниться у того,
кому её пишут.



-В ней есть обращение, рассуж-
дение, подпись и дата.


-В рассуждении есть мысль
(тезис) и объяснение,
«мостиком» могут служить сло-
ва потому что, так как













В устной разговорной речи
директора есть вопрос, ответ
мальчика отличается от текста объяснительной записки







-Мальчик объясняет две причи-
ны. Значит в записке два объяснения
Познавательное
общеобразователь-
ноеУУД.

Обобщение.
на основе частично
поискового метода. Познавательное логическое УУД.

Анализ.

Выявление разли-
чий между раз-
говорной и дело-
вой речью, элемен
тами записки.

Коммуникативное
УУД. Умение вы-
ражать свои мысли, слушать собеседника.
Учебный диалог

VIФизминутка
Встали прямо и прогнулись,
А теперь легко согнулись
Головою вправо, влево
И взялись опять за дело
Выполняют движения соот-ветственно тексту


VII. Применение
знаний в новой ситуации в творческой рабо-
те
(Задаёт вопрос)
-Пригодятся ли в жизни
Эти знания?


-Значит надо уметь правиль
но оформлять объяснитель-
ную записку.Что нужно
помнить, чтобы не получи
лась обычная записка?



-Давайте прочитаем, что предлагают нам авторы учебника в упр. 518


-Выполняем её первую
часть


-Когда возможен такой
диалог?

-Какой документ вы напи-
шете директору?






(Направляет работу детей.
Тем, кто затрудняется,
предлагает строить объяснительную записку ,
пользуясь упр.517





(Организует взаимопровер-
ку в парах)


Высказывают мнения





Повторяют структурные части записки, правила написания


Дети читают I часть за-
дания упр.518


В парах. Распределяют
роли и обыгрывают сцену

-В разговорной речи.


Читают вторую часть задания. Обдумывают содержание, построение и оформление записки, пи-
шут её


Слабые учащиеся продолжают работать на индивидуальных карточках

После записи проверяют работу по памятке «Редактор»
Познавательное
УУД
Осознанное построение речевого высказывания.

Учебный диалог

Регулятивное
УУД.
Контроль.
Работа по памят-
ке «Редактор»

Коммуникатив-
ное УУД.
Умение выра-
жать свои мысли
Умение слушать
и понимать дру---гих.

Учебный диалог
Работа в парах

Личностное УУД
Установление
Значения ре-
зультата своей
учебной деятель
ности.

Вопрос»Приго-
дятся ли в жизни эти знания и уме
ния?

VIII. Итог урока.
Рефлексия
(Акцентирует внимание на конечном результате.)
-Вот и подошёл к концу
урок.
Хотите оценить ваши зна-
ния?
(Организует работу на индии-
видуальных карточках)


-Оцените свою работу.
-Встаньте, на правую руку мысленно положите знания,
С которыми вы пришли на
урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соедините их и скажите друг другу
«Спасибо








Работают по карточкам
Регулятивное
УУД. Оценка.
Работа по кар-
точкам



Приложение
1.Карточки зеленого цвета со словами:
-мама
-Антон
-Я ушёл гулять.

2.Карточка красного цвета:
-Я не был вчера в школе, так как плохо себя чувствовал.

3. Карточки с названием элементов записок:
- обращение
- сообщение
- приглашение
- подпись
- дата
- рассуждение

4. Карточки – схемы
- ______________, так как _____________
- ______________, потому что ___________________


5. Карточка для индивидуальной работы
Кому____________________________
_________________________________

____________________записка
____________________________________________________________________
потому что (так как)__________________________________________________
Кто________________________
___________________________
Дата___________________________







Листок самооценки для сильных
Тест
Объяснительная записка состоит из
а) сообщения
б) рассуждения
в) приглашения

Обычная записка состоит и
а) сообщения
б) подписи
в) дата
д) обращения


Лист самооценки для слабых
Поставь галочку напротив объяснительной записки

1. Я иду в школу.

2. Классному руководителю Ивановой Н. И.
Я не выполнил домашнее задание, потому что забыл записать их в дневник.
14.04.2014 Сидоров Коля


3. Маша!
Приходи ко мне учить уроки.
Нина
15