Конспект урока Характеры людей в изображении А.П.Чехова на примере рассказа Тонкий и толстый (6 класс)
Характеры людей в изображении А.П. Чехова на примере рассказа «Толстый и тонкий».Цель урока: развитие у обучающихся универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста.
Метапредметные:
Регулятивные
-умение самостоятельно формулировать цель урока
-умение планировать пути достижения поставленных целей и задач
-умение корректировать деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией
Познавательные
-обобщение понятий и умение делать выводы
-смысловое чтение текста (с выделением смысловой, подтекстовой информации)
-представление учебной информации в разных формах (таблицы, тезисы, кластеры, развернутый ответ на вопрос)
- проведение самоконтроля и самооценки хода и результатов учебного исследования
Коммуникативные
-развитие умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли
-развитие умения сотрудничать в группе
-умение излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностные
-развитие представлений о собственном достоинстве
-осознание особенностей своего характера
-умение аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-умение осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент.
Актуализация необходимых знаний.
Приветствие.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир литературы, в мир А.П.Чехова, с творчеством которого мы познакомились на других уроках литературы.
Тема нашего урока «Характеры людей в изображении А.П. Чехова на примере рассказа «Толстый и тонкий».
Вопросы к теме:
- Как вы думаете, что такое характер?
- Как можно узнать характер человека?
- Можно ли узнать что-то о людях по их общению?
Сформулируйте цель урока.
(Записывают тему и цель урока).
Отвечают на вопросы.
Делают выводы, что
по речи, поведению героев
художественного
произведения
можно понять черты характера.
Формулируют цель урока. П2. Мотивация познавательной деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).
Для того, чтобы нам понять, как по общению людей, их речи, мимике, жестам можно узнать характер человека, посмотрим отрывок из мультфильма.
Просмотр мультфильма.
-Что вы можете сказать о героях этого мультфильма?
-Какие черты характера можно увидеть по их общению?
А.П. Чехов – мастер слова, он деталью, репликой мог сказать многое. Обратимся к рассказу «Толстый и тонкий» и посмотрим на особенности характеров в изображении Чехова. Анализируют.
Рассуждают.
Делают выводы.
П- 1, 2,3
Л-2
4.Открытие нового знания
Организация познавательной деятельности.
Информационная технология(презентация);
Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Работа в группах.
На партах у вас есть инструкция для работы в группе и критерии для оценивания других групп.
1 группа будет анализировать речь героев(с точки зрения лексики, синтаксиса).
2 группа – поведение (жесты, мимика, позы).
3 группа – художественные и композиционные особенности (изобразительно-выразительные средства, ремарки).
После работы в группах представители от группы выступают с результатами своей работы перед аудиторией. Другие группы оценивают (по критериям).
Выводы:
- Посредством чего создаются характеры в рассказе?
- Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера при общении героев?
Чехов через речь, интонацию, поведение, жесты и мимику передает особенности характера персонажа.
Работают в группах заполняют таблицу, обсуждая друг с другом результат .Исследуют средства языковой художественной выразительности. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают и выступают перед аудиторией.
При работе особое внимание обращается на художественные детали.
Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.
Делают вывод о мастерстве Чехова писателя.
Л-1, 3
П-1, 2
К- 1,2
Р-4
ПР-4, 5
5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний
Мы увидели, как мастерски А.П.Чехов изображает характеры людей , показывая лишь их диалог.
Посмотрите на слайд, как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к рассказу?
(Чинопочитание, подхалимство, лицемерие, самоуничижение, угодничество).
Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных, без лести, подхалимства, лицемерия).Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.
- Как вы думаете, почему толстый изображен полным, довольным « Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем» ?- Ребята, а как вы считаете, хорошо ли это, когда в общении проявляется характер?
- А как нужно общаться с людьми?
Отвечают на вопросы.
Ищут путь решения
учебных задач.
Участвуют в
дискуссии. Л-2
П-1 ,2,3
ПР-2,3,5
7. Рефлексия.
Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Задание на дом Чтобы нам подвести итоги, сделать выводы о проявлении характера в общении людей, предлагаю вам написать собственные рекомендации «Как вести себя в общении».
(читают рекомендации).
Слайд с рефлексией
- Что приобрели в течение урока?
- Благодаря чему достигнуты результаты?
- Актуальна ли эта тема в современной жизни?
Вывод:
основной акцент Чехов делал не на действии, а на характере персонажа, что ярко проявляется в данной конкретной ситуации. Автор краток в описательных характеристиках, он не пишет рассуждений и выводов. Но так ярко и удивительно четко подмечает особенности характера, которые проявляются в общении, различных ситуациях, что читатель сам делает выводы.
Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста - не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
Высказывают своё мнение. Делают выводы по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в любой ситуации нужно сохранять человеческое достоинство..Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся.
Составить кластер – юмор и сатира в рассказе. Л-1,4
П-2
Р -4
ПР-3
Приложение (инструкция для работы в группах, критерии оценивания).