Работа с портретами и фотографиями при изучении исторических тем в начальных классах
Работа с портретами и фотографиями при изучении исторических тем в начальных классах
Игра «Кто это?».
В зависимости от подготовленности учеников игровое задание усложняется или упрощается. По портрету (малоизвестному), датам жизни и деятельности (можно не давать), а также текстовой характеристике ученикам надо установить имя исторического деятеля. Например, для выполнения задания ученик получает карточку следующего содержания:
1. Малоизвестный портрет Петра I
2.1672-1725
3.Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы; отличался большой любознательностью; не стыдился всею жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством.
Аналогично предложенной схеме формируются другие игровые карточки.
Ассоциация
В этой игре может принимать участия как целый класс, так и один человек. Ведущий показывает фотографию или портрет какого-либо исторического героя . Например, Петр I. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Петр I может ассоциироваться с российским флотом, у кого-то - с Меньшиковым, но могут быть ассоциации не совсем понятные, например, с Иваном Грозным. В этом случаи можно попросить объяснить, почему возникла такая ассоциация. Воображение у всех детей разное, и поэтому некоторые ассоциации могут быть далекими от истории, в этом случае лучше не заострять на них внимание.
Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством этой игры, работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошел мимо внимания учащихся. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставивший без внимания: «Ребята, с помощью ваших ассоциаций мы повторили с вами почти все, что изучили о Петре I, но что же мы все-таки пропустили?»
Историческая личность
Легко и неслышно ходил он в походах, как барс...В походах же не вез за собой обозов с котлами,не варил мяса, но, тонко нарезав мясо и зажаривна углях, так ел. Не возил он и шатра,но спал, подостлав потник и положив седлопод голову. Такими же были и все его воины.
(Князь Святослав Игоревич)Он ополченье собирал,Всех одевал, всех обувал,Кормил, поил и снаряжал,И всех вооружал.И эту рать в туманной мгле,По нераспаханной земле,Где колос уж давно не цвел,К Москве, к столице он повел.
(Козьма Минин)Хан за данью баскаков не слал на места —Князь теперь посылал своих дьяков туда.Так в Москву повели все дороги земли.Враждовать с ним другие князья не могли.И Москва собрала вкруг себя города.Лишь с Москвою считалась отныне Орда.
(Великий князь Иван Калита)
Вопросы по миниатюре.
Поход князя Олега на Царьград
Миниатюра из Радзивилловской летописи
1. Какой город в древности называли восточным Римом? (Царьград.)2. Князь дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, так что собор стал десятинным, подобно древнейшему храму Киева — Десятинной церкви. Назовите имя князя и собор, которому предназначался такой подарок. Почему князь дал десятую часть доходов? (Князь Андрей Боголюбский. Успенский собор Владимира. В Ветхом Завете говорится о том, что Богу надо отдавать десятую часть того, что получает человек.)3. Назовите самую раннюю из достоверно известных каменных построек Киева.(Церковь Богородицы, именуемая обычно Десятинной. Построена в 989—996 гг. византийскими мастерами, разрушена во время осады Киева татаро-монголами.)Княгиня Ольга у византийского императора Константина Багрянородного
Миниатюра из Радзивилловской летописи
1.Почему Золотые ворота Владимира получили такое название? (Проездная арка ворот была очень высокой, что чрезвычайно затрудняло их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот. Снаружи они были обшиты листами золоченой меди. Вероятно, это была не просто золоченая медь, но «писанные золотом» медные листы, делавшие городские ворота подобными «златым вратам» владимирского и суздальского соборов. По этим пышным створам и все сооружение получило название Золотых ворот.)2. В связи с постройкой крупнейшего здания Владимира — Успенского собора — летопись сообщает, что во Владимир «Бог привел мастеров из всех земель». Почему в их составе не было специалистов кирпичной кладки из Киева и городов Поднепровья?(Усиление самостоятельности Владимирской земли и установление ее главенства в Русской земле неизбежно вели к конфликту с Киевом. Привлечение мастеров из других земель было в известной степени отказом от помощи Киева.)3. На рубеже XII—XIII вв. жена Всеволода III княгиня Мария Шварновна основала во Владимире женский княжеский Успенский монастырь. Как по-другому назывался и называется этот монастырь? (Княгинин.)
Игра «Экскурсия»
Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника.
Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определенное время готовит содержание и «экскурсии» о данном экспонате, но для разных групп экскурсантов.
После отведенного на подготовку времени (10 мин), от каждой группы выделяется представитель, который «проводит» такую экскурсию у доски, где вывешено изображение данного экспоната. А 3 - 4 человека из его группы играют роли экскурсантов.
Так, например, при изучении архитектуры второй половины XIX в., в основу игры могут лечь изображения Ленинградского (Николаевского) или Московского вокзалов, построенные К.А. Тоном. Учитель отсылает учащихся к тексту учебника, который содержит не конкретную информацию об этих постройках, а лишь обобщенные сведения о характерных особенностях архитектурных стилей того времени. Это ставит школьников в условия, в которых изображение вокзала используется как необходимый источник информации, на основе которого, в совокупности с текстом учебника, и выстраивается текст экскурсии.
При игре не обязательно организовывать групповую работу. Если иллюстрация есть в учебнике, то игровое задание может быть дано по вариантам для каждого. Его необходимо выполнить в письменном виде. А по истечении отведенного времени желающие проводят свой вариант «экскурсии» у доски.