Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Европейская музыка XIX века (3 класс)
План-конспект урока
по учебному предмету «Музыкальная литература»
3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель Белобородова Виктория Викторовна
МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Тема: Европейская музыка XIX века (обзор)
Цель: познакомить обучающихся с европейской музыкой XIX века
Задачи: 1. Образовательная:
Джузеппе Верди (1813 – 1901) – гениальный итальянский композитор, последний великий классик в истории итальянского оперного искусства. Биография и творческий путь композитора.
Рихард Вагнер (1813-1883) – крупнейший реформатор оперы в XIX веке. Выдающийся немецкий композитор, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства. Биография и творческий путь композитора.
Жорж Бизе (1838 – 1875) – крупнейший французский композитор, второй половины XIX века, создатель оперы «Кармен» и музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Бизе создал реалистическую музыкальную драму. Творчеству Бизе свойственны точность и ясность мысли, новизна, свежесть выразительных средств, законченность и изящность формы. Центральное место в творчестве Бизе принадлежит опере. Биография и творческий путь композитора.
Иоганнес Брамс (1833-1897) – немецкий композитор второй половины XIX века. Брамс создал симфонические, камерные, фортепианные и вокальные произведения, его произведения основаны на жизненных традициях народного творчества и национальной немецкой классики. Родился в Гамбурге в бюргерской семье. Отец был музыкантом играл на нескольких музыкальных инструментах. Учился игре на ф-но у педагога Эдуарда Марксена. Биография и творческий путь композитора.
Сезар Франк (1822 – 1890) – французский композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Учился в Льежской, затем в Парижской консерватории у П.Ж. Циммермана (ф-но), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция), занимался у А. Рейхи (композиция). С 13-го возраста выступал, как пианист. С 1843 г. жил в Париже, был церковным органистом, более 30 лет в церкви Сент-Клотильд, прославился как импровизатор Франк стремился к значимости и высокой обобщенности образного строя сложных инструментальных жанров. Для музыки характерны сочетание романтической образности с классической ясность стиля, единство цикла на основе лейттематизма, синтез влияний полифонии И.С. Баха, инструментализма Бетховена и средств выразительности позднего романтизма. Сложная аккордика произведений Франка подготовила гармонические новшества импрессионизма, в тоже время в творчестве наметился путь к неокласицизму.
2.Воспитетельная: воспитание у обучающихся эмоционального восприятия европейской музыки XX века.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, объяснительно-иллюстративный, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: мультимедиа, ноутбук, колонки.
Демонстрационный материал: слайды – фото композиторов Дж. Верди, Р. Вагнера, Ж. Бизе, С. Франка, Й. Брамс.Музыкальный материал: слушание: Р. Вагнер Увертюра к опере «Тангейзер», Дж. Верди «Триумфальный марш» из оперы «Аида», песенка Герцога из оперы «Риголетто», С. Франк Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор, 1 ч., Й. Брамс Венгерский танец № 5, Ж. Бизе - Р. Щедрин Танец Кармен из «Кармен-сюиты».
Раздаточный материал: ручки.
Использование ЭОР: Рихард Вагнер Увертюра к опере «Тангейзер» http://www.petamusik.ru
Дж. Верди «Триумфальный марш» из оперы «Аида», Й. Брамс. Венгерский танец № 5 http://www.audiopoisk.com
Дж. Верди песенка Герцога из оперы «Риголетто», С. Франк Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор, часть 1 http://www.get-tune.net
Биография и творческий путь Сезара Франка http://www.classic-music.ru/franck.html
Ж. Бизе картинка http://www.belcanto.ru
«Кармен» картинка http://www.interviewmg.ru
Ж. Бизе «Кармен» картинка http://www.operaizh.ru
Р. Щедрин и М. Плисецкая фото http://www.vladimir.allbsiness.ru
И. Брамс фото http://www.twirpx.comНазвание ресурса: тематическая подборка материала.
Список методической и используемой литературы
1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
3.Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран: Уч. пособ. – Вып. 4. – 9-е изд. – М.: Музыка, 1987.
4.Г.В. Келдыш. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
Наглядные пособия
Портреты композиторов.
Ход урока
Опрос Д./З: устный опрос по теме прошлого урока (творчество Ф. Листа, Р. Шумана, Э. Грига)
Тема урока: Европейская музыка XIX века (обзор)
Рихард Вагнер (1813-1883) – крупнейший реформатор оперы в XIX веке.
Родился в Лейпциге в семье полицейского чиновника. Рос в семье культурной, тесно связанной с театром, где работали его отчим, старшие братья и сестры. В детстве он не проявил особого музыкального дарования, как Моцарт. Ему ближе была литература, увлекался античной литературой и великим английским драматургом Шекспиром, пробовал писать трагедии в духе древнегреческих классиков.
В Дрездене окончил гимназию, а потом слушал лекции по философии и эстетике в университете. Знакомится с музыкой Бетховена, которая произвела на него сильное впечатление, начал брать уроки игры на фортепиано и теории музыки.
Первый опыт в опере был неудачен. Он сжег текст и музыку начатой им оперы «Свадьба» в 1833 году. В этом же году написал оперу «Феи» в духе немецких волшебных опер, но поставить ее на сцене не удалось. В 1834 году начал карьеру дирижера в маленьком оперном театре в городе Магдебурге. Постановка новой оперы «Запрет любви» по пьесе Шекспира «Мера за меру». Эта опера не имела успеха.
Переезд в Ригу, создает оперу «Риенци», либретто писал сам. Это опера о народном вожде XIV века, поднявшем восстание в Риме и погибшем во время пожара, была написана по всем законам большой оперы. Жанр большой оперы зародился во Франции.
1839 год Вагнер тайно покидает Ригу и отправляется морем в Лондон, а оттуда в Париж. По дороге он чуть не погиб во время сильной бури. В Париже композитору не повезло, он жил случайными заработками, писал статьи. В 1842 году он вернулся в Германию – новый этап творчества. С большим успехом была поставлена опера «Риенци», вскоре появился «Летучий Голландец».
«Летучий Голландец» - первая зрелая опера, навеяна той бурей, которая чуть не стоила Вагнеру жизни. Эта опера основана на легенде, известной морякам всех стран, - о корабле, который не может ни пристать к берегу, ни утонуть, встреча с которым предвещает несчастье. «Летучий Голландец» представляет собой нечто новое в оперном искусстве. В ней почти нет законченных музыкальных номеров, обязательных в итальянской и французской операх того времени. Именно в этой опере композитор ввел систему лейтмотивов, а картины бушующего моря были переданы средствами симфонической музыки. Всё это вызвало недоумение, стремление Вагнера к оперной реформе.
Следующие 2 оперы – «Тангейзер» (1845 г.) и «Лоэнгрин» (1850 г.) – написаны в Дрездене, где Вагнер стал дирижером оперного театра, и в Веймаре. Это были следующие этапы на пути его реформаторской деятельности. Сюжеты их тоже взяты из фольклора – немецких средневековых легенд. Оперы встретили холодный прием публики, которая не сумела оценить новые творения Вагнера со стороны их значения.
В Дрездене началась замечательная деятельность Вагнера как дирижера. Он был человеком эмоциональным и принципиальным.
Вагнер стремился к созданию идеальной оперы, в которой драма служила бы главной целью, а музыка - средством. Для непрерывности развития действия Вагнер предлагает упразднить деление на вокальные «номера» - арии и речитативы, введя свободно возникающие диалоги и монологи. Большое значение придает выразительной вокальной речи.
Роль оркестра, по мнению композитора, должна заключаться в углублении и усилении передачи чувств героев. Вагнер был великим мастером и знатоком оркестра. И сегодня оркестровые эпизоды его опер украшают программы концертов симфонических оркестров всего мира.
Сущность оперной реформы Вагнера проявилась во многих операх композитора – «Тристан и Изольда», поставленной в 1885 году.
Новаторские начинания Вагнера сначала вызывали недоумение и насмешки, но с 60-х годов его поклонники часто считали, что опера дальше должна идти только по вагнеровскому пути. Вагнер написал 13 опер (слушание: Увертюра к опере «Тангейзер»).
Бюст Р. Вагнеру. В центре Вагнер, Ф. Лист и его дочь.
Вилла Вагнера. Оперный театр Вагнера в Байроте.
Джузеппе Верди (1830 – 1901) –
гениальный итальянский оперный композитор.
Последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди: «Риголетто», «Травиата», «Аида» и другие. Многие мелодии из опер Верди стали знаменитыми, а на родине композитора, в Италии, поются как народные песни.
Популярность творчества Верди объясняется его глубокой народностью, неразрывной связью с национальной демократической культурой своей страны, жизненной правдивостью, необычайным мелодическим богатством.
Верди прошел большой творческий путь: создал 26 опер на протяжении почти 60-ти лет – от 30-х до 90-х годов. Первый зрелый период творчества Верди венчается операми «Риголетто» (1851 г.) и «Травиата» (1853 г.); второй – «Аидой» (1871 г.);, третий – «Отелло» (1887 г.) и «Фальстафом» (1893 г.).Неоднократно итальянская опера в различные периоды своей истории находилась в состоянии идейно-художественного кризиса. В 30-40-е годы XIX века ряд явлений в итальянском оперном искусстве свидетельствует о кризисе, заключавшемся в культе красивого голоса певцов и вокальной виртуозности в ущерб содержанию и драматическому смыслу, в жалкой роли оркестра, в игнорировании музыкальных характеристик действующих лиц и драматических ситуаций. Лучшие оперы Россини, Беллини и Доницетти сохранили свое значение как выдающиеся образцы итальянской оперной классики. Но репертуар оперных театров Италии и других европейских стран был засорен и такими операми, которые давали возможность знаменитым певцам завоевать быстрый и дешевый успех; сейчас они забыты.
Историческая заслуга Верди заключалась в том, что, основываясь на лучших реалистических традициях итальянского оперного искусства, он вывел итальянскую оперу из кризиса, реформировал ее и в лучших своих операх создал национально-итальянское реалистическое, насыщенное глубоким драматизмом, психологически правдивое музыкально-театральное искусство.
Верди всю свою долгую творческую жизнь исповедовал одни принципы: слушался только своего голоса, своего сердца, стремился рассказать в своей музыке о людях и жизни, основой оперной музыки считал сильные чувства. Творчество Верди связано с элементами романтизма. Ведь в самой жизни борющейся за свободу Италии было много романтического. Освобождение Италии Гарибальди и его добровольцами звучит как увлекательное романтическое повествование. Поэтому творчество Верди можно считать реалистическим. Реализм – направление в искусстве, правдиво и объективно отражающее действительность.
Верди приблизил серьезную оперу к простым людям и к современности, даже если речь в операх шла о древности. И всегда, о чем бы он ни писал, перед его глазами стояла его родная многострадальная в то время Италия.
Он был величайшим музыкальным драматургом, и его деятельность в этом направлении оказала очень большое влияние на все дальнейшее развитие оперного искусства.
Родился Джузеппе Верди в маленькой деревне Северной Италии Ле-Ронколе, недалеко от города Буссето. Верди был выходцем из крестьянской среды, его отец был трактирщиком, содержателем деревенской харчевни, получал мало и с трудом содержал семью. Любовь к музыке Джузеппе испытал с раннего детства, вслушиваясь в игру и пение бродячих музыкантов. Так итальянская народная музыка вошла в жизнь будущего композитора. Когда Верди было 7 лет, он прислуживал в деревенской церкви за обедней. Здесь он впервые услышал орган. Потрясенный этим впечатлением Верди обратился к родителям с просьбой учить его музыке. Отец достал старый спинет (род клавесина) и пригласил в качестве учителя своего сына церковного органиста Байстрокки. В течение 3-х лет учился Джузеппе у Байстрокки и овладел игрой на спинете настолько хорошо, что его учитель уже больше не мог ничего ему дать. Когда ему исполнилось 12 лет, отец отправил его в город Буссето (недалеко от Милана) для занятий в городской школе. Учась в школе, Верди продолжал заниматься музыкой. По воскресеньям и праздникам он отправлялся в свою деревню, где работал церковным органистом вместо умершего Байстрокки.
Несмотря на большую одаренность и любовь к музыке, ему не удалось поступить учиться в консерваторию. Молодой музыкант был вынужден брать частные уроки, так как испытывал большие материальные трудности.
В молодые годы Верди постиг жестокий удар: в течение 2-х лет умерли его двое детей и горячо любимая жена. В это трагическое для него время одна из его первых опер «Король на час», на которую он возлагал большие надежды, с треском провалилась. Уже в следующих его операх – «Навуходоносор» (1841 г.) и «Ломбарды» (1842 г.) прозвучали патриотические мотивы.
Хоры из этих и других опер – пел народ на тайных сходках, они звучали и в домах интеллигенции и в хижинах бедных крестьян. Его называли «маэстро итальянской революции».
Тяжелые семейные события и неудачи в молодости наложили отпечаток на характер композитора. Он до самой смерти избегал всяких встреч со зрителями, спокойно относился к оценке своих произведений, будь то восторги или порицания. Больше всего он любил жить в своем сельском доме и работать, встречаясь только с близкими людьми.
В 50-е годы композитор достиг своей вершины, он создает знаменитую триаду «Риголетто» (1851 г.), «Трубадур» (1853 г.) и «Травиата» (1853 г.). Сегодня эти оперы принадлежат к самым популярным в мировом оперном репертуаре. В них полностью проявилось своеобразие творческого стиля композитора – соединение силы и масштабности человеческих страстей с тонкостью и гибкостью их передачи в музыке. После этого слава Верди становится поистине мировой. Ему заказывали оперы Париж и Лондон, Петербург и Мадрид. Для театра «Гранд-опера» в Париже он написал оперы «Сицилийская вечерня» (1854 г.) и «Дон Карлос» (1867 г.). Для театра в Петербурге – оперу «Сила судьбы» (1861 г.) и для постановки ее дважды приезжал в Россию.
Все это время Верди поддерживал итальянскую революцию, вплоть до того, что на собственные деньки сам покупал оружие повстанцам. Многие его оперы воспринимались как призывы к борьбе с тиранией. Его имя было столь же популярно, как имя Гарибальди.
Авторитет композитора был столь велик, что его назначили сенатором. Но он быстро разуверился в том, что правительство заботится о народе и стране, и отошел от дел. Он был человеком принципиальным и прямым.
Среди произведений композитора надо отметить оперу «Аида». Она была заказана Верди египетским хедивом к открытию Суэцкого канала и в первый раз поставлена в Каире в 1871 году. После этого она обошла все сцены Италии. В Милане после ее представления в 1872 году автору устроили грандиозные овации: он более 30-ти раз был вызван на сцену.
В 1887 году появилась его опера «Отелло», ставшая одним из высочайших достижений оперы в целом. В 1873 году композитор переделал свой Реквием, написанный в память поэта Манцони. Последней оперой Верди стал «Фальстаф», поставленный в «Ла Скала» в 1893 году. Кроме опер, композитор написал струнный квартет, серию романсов, духовные произведения.
Последние годы жизни Верди доживал на своей вилле, получившей название «вилла профессора Верди». Здесь композитор отдыхал от своих трудов, занимался хозяйством, благотворительной деятельностью. Он создал прибежище для престарелых и беспомощных итальянских музыкантов и певцов.
Умер Верди 27 января 1901 года в Милане. На похоронах присутствовало до трехсот тысяч человек.
По силам своего таланта Верди принадлежит к самым выдающимся итальянским композиторам второй половины XIX века (слушание «Триумфальный марш» из оперы «Аида», песенка Герцога из оперы «Риголетто»).
Верди в Милане. Памятник Верди.
Миланская консерватория им. Верди. Оперный театр Верди в Италии.
Жорж Бизе (1838 – 1875) – французский композитор.
Бизе родился в семье музыкантов. В раннем детстве проявил блестящие способности и в 9 лет был принят в парижскую консерваторию. За время учебы он одержал победу на девяти конкурсах, а в 1857 году при окончании консерватории получил знаменитую Римскую премию, дававшую право пребывания в Италии для совершенствования своего искусства. Из Италии Бизе прислал двухактную оперу «Дон Прокопио», две части симфонии, увертюру и одноактную оперу. Пробыв в Италии четыре года, композитор возвратился в Париж и в 1863 году дебютировал на сцене Лирического театра оперой «Искатели жемчуга», которая успеха не имела, так же успеха не имела и опера «Пертская красавица».
Симфоническая музыка Бизе оказалась счастливее: музыка к драме А. Доде «Арлезианка», увертюра «Родина», сюиты «Рим» и «Детские игры» были приняты и публикой и слушателями.
В 1875 году композитор выступил со своей оперой «Кармен». Эта опера, которая сегодня стала любимейшей, на первом представлении провалилась. Она была слишком непривычна для буржуазной публики.
Кармен – испанская цыганка, не признающая над собой никакой власти, кроме власти собственных чувств. Ей понравился молодой сержант Хозе, и она добилась того, что он стал дезертиром и контрабандистом. Но вот она увлеклась тореадором Эскамильо. И отказывается остаться с Хозе, хотя знает, что это грозит ей смертью. В Кармен живет такая жажда свободы, такое презрение к условностям, «общепринятой морали», она так смела и человечески талантлива, что эта оперная Кармен стала символом свободолюбия, героиней многих стихов, в том числе замечательных стихов Александра Блока.
Эта опера во многом противостоит оперным принципам Вагнера. Сюжет ее взят из современной жизни. В новелле Мериме, легшей в основу либретто, автор даже сам был участником событий, о которых рассказывает. Опера четко членится на законченные вокальные номера. Ведущее место в опере занимает близкая городскому фольклору песенная стихия. В свое время Чайковский сказал: «Через десять лет это будет самая популярная опера в мире». Эти слова оказались пророческими (слушание Танец Кармен из «Кармен-сюиты»).
Творчество Бизе – высшая точка реализма во французской музыке второй половины XIX века. Его оперы стали продолжением традиций французского оперного театра. Мировую славу композитору принесли оперы, в них раскрылся гений композитора, его мудрое и правдивое мастерство в показе большой драмы людей из народа, красочных картин жизни.
Кармен и молодой сержант Хозе из оперы «Кармен»
Родион Щедрин - композитор, написал «Кармен-сюиту».
Майя Плисецкая – выдающаяся балерина, исполнительница роли Кармен.
Иоганнес Брамс (1833 - 1897) – крупнейший немецкий композитор.
Брамс создал симфонические, камерные, фортепианные и вокальные произведения, его произведения основаны на жизненных традициях народного творчества и национальной немецкой классики. Родился в Гамбурге в бюргерской семье. Отец был музыкантом, играл на нескольких музыкальных инструментах. Учился игре на ф-но у педагога Эдуарда Марксена. Брамс выступал, публично давая концерты, где исполнял свои произведения и произведения классиков (Баха, Моцарта Бетховена). Брамс был крупным пианистом, в его игре была внутренняя сосредоточенность, глубина мысли и чувства.1849 год знакомство с венгерским скрипачом Эде Ременьи, это встреча имела большое значение для творчества Брамса. Брамс знакомится с венгерским музыкальным фольклором, что сподвигло композитора в дальнейшем написать «Венгерский танцы» (слушание Венгерского танца № 5).
1853 год знакомство с Ф. Листом в Веймаре. Пробыв несколько дней у Листа, Брамс понял, что их творческая направленность глубоко различна, что между ними нет, и не может быть точек соприкосновения. В дальнейшем Брамс неоднократно встречался с Листом, но друзьями они не стали. Знакомство с Шуманом дало другой результат. Шуман с восторгом и энтузиазмом встретил произведения Брамса. Шуман написал о Брамсе статью «Новые пути» в лейпцигскую газету. Статья Шумана сыграла важную роль в жизни Брамса: она сделала его имя известным не только в Германии, но и за ее пределами. Музыка Шумана явилась для Брамса подлинным откровением и оказала на его творчество немалое влияние. Романтические музыкальные образы в творчестве Брамса, восходящие к Шуберту и Шуману, сочетаются с опорой на крепкие традиции и принципы немецкой классики XVII века.
1858 – 1859 гг. Брамс руководил придворной хоровой капеллой в немецком городе Детмольде, находясь на службе у местного князя, изучив на практике принципы хорового письма, Брамс создал большое количество хоровых произведений. Среди них хоры a cappella и с сопровождением оркестра, хоры для мужских и женских голосов произведения для смешанного хора. Крупное и монументальное произведение Брамса для хора, оркестра и солистов «Немецкий реквием», законченный в 1866 году, написан на немецкий текст. Долгое время жил в Вене, где руководил концертами венской хоровой капеллы. Творчество Брамса впитало в себя многонациональный фольклор Вены.
Используя в своем творчестве элементы славянских музыкальных культур, Брамс с интересом относился и к творчеству чешского композитора Антонина Дворжака. Брамс был другом Дворжака, пропагандировал его творчество.
Брамс был избран членом Берлинской академии искусств, получил звание «почетного гражданина» города Гамбурга, степень доктора музыки Кембриджского и Бреславльского университета.
Умер Брамс в Вене 3 апреля 1897 года.
Сезар Франк (1822 - 1890) – французский композитор.
Сезар Франк родился в Льеже 10 декабря 1822 года. Отец Франка принадлежал к старинному роду придворных фламандских живописцев. Художественные семейные традиции позволили ему рано заметить незаурядное музыкальное дарование сына, однако в его характере возобладала предприимчивость финансиста, побудившая ради материальной выгоды эксплуатировать одаренность маленького Сезара. Тринадцатилетний пианист получает признание в Париже — столице музыкального мира тех лет.
Первоначальное музыкальное образование он получил в родном городе. Его первым учителем был чешский композитор Антонин Рейха. С 1835 года Франк жил в столице Франции и учился в Парижской консерватории под руководством П.Ж. Циммермана (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция). В 1841 году Франк закончил консерваторию. Вернувшись затем на два года в Бельгию, он всю остальную жизнь с 1843 года работал органистом в парижских церквах. Для него все большее значение приобретают занятия сочинением, из-за чего происходит разрыв с отцом. В 1842 году Сезар познакомился с Листом, который оказал ему поддержку, способствовал изданию его произведений.
Рубежным в биографии композитора оказался важный для истории Франции 1848 год — отказ от концертной деятельности ради композиторского творчества, женитьба на Фелисите де Муссо, дочери актеров театра французской комедии. Интересно, что последнее событие совпало с революционными событиями 22 февраля — свадебный кортеж вынужден был перелезть через баррикады, в чем ему помогли повстанцы. Не до конца понимавший события Франк считал себя республиканцем и откликнулся на революцию сочинением песни и хора.
Необходимость обеспечивать семью заставляет композитора давать частные уроки. Поздно пришло к Франку признание его композиторского творчества — основного дела его жизни. Первый успех ему довелось испытать лишь в 68 лет, мировое же признание его музыка заслужила лишь после смерти творца.
Ответствен, точен, спокойно суров, благороден был Франк в своей работе. Подвижнически однообразен был образ жизни композитора — подъем в 4 часа 30 минут, 2 часа работы для себя, как он называл сочинение, в 7 утра он уже отправлялся на уроки. Возвращался домой Франк лишь к ужину, и, если к нему не приходили в этот день его ученики по классу органа и композиции, у него оставалась еще пара часов на доработку своих произведений. Эту самоотверженную работу не ради денег или успеха, но ради верности себе, делу своей жизни, своему призванию, высшему мастерству можно без преувеличения назвать подвигом.
Будучи непревзойденным импровизатором, он, подобно Брукнеру, вне церкви не концертировал. В 1872 году Франк получил класс органа в консерватории, который вел до конца своих дней. Ему не доверили класс теории композиции, тем не менее, его занятия, далеко выходившие за рамки органного исполнительства, посещали многие даже известные композиторы, в их числе Визе в зрелый период творчества. Франк принял деятельное участие в организации «Национального общества». В эти годы начинают исполняться его произведения; все же их успех на первых порах был невелик. Музыка Франка получает широкое признание только после его смерти — он умер 8 ноября 1890 года.
Свои лучшие сочинения он написал в 1870-1880-х годах, когда, окруженный молодежью и сам внутренне помолодевший, включился в музыкально-общественную жизнь Парижа. Именно в этот период обнаружилась глубина его творческих замыслов, которыми оказались, охвачены разнообразные жанры музыкального искусства: симфонические, камерно-инструментальные, органно-фортепианные, ораториальные, оперные. Симфония ре-минор (1886-1888) — не только крупнейшее достижение французского симфонизма после Берлиоза, но и одно из лучших произведений зарубежной симфонической литературы второй половины XIX века.
Одним из наиболее известных сочинений Франка является скрипичная соната. Сильно впечатляет ее начало, предвосхищающее излюбленные музыкальные образы Дебюсси: в звучании пасторальных зовов образуется нонаккорд. Эти «зовы», которыми пронизана вся первая часть, возникают и во второй части, и в третьей; их отголоски слышны в финале. Душевный покой, сердечное тепло излучает музыка финала, написанного в форме рондо. Мелодический рисунок главной темы прост — подобен народной песне, но сколько изобретательности вносит композитор в ее каноническое изложение: будто соревнуясь друг с другом, скрипка и фортепиано стремятся все более проникновенно пропеть эту прекрасную мелодию.
Франк стремился сблизить органную и фортепианную технику исполнения, что отразилось в двух циклах, ознаменовавших новый этап в развитии французской фортепианной литературы. Это «Прелюдия, хорал и фуга» (1884) и «Прелюдия, ария и финал» (1886-1887). В них сопоставляются различные жанры органно-фортепианной музыки; при сохранении четко разграниченных форм отдельных частей каждый из циклов объединяется «сквозным» тематизмом.
Большую ценность представляют также «Три пьесы для органа» (1878) и написанные им в год смерти «Три хорала для большого органа». Собственно говоря, это не хоралы, а широко развитые, отмеченные волнующим драматизмом и поэтичностью хоральные прелюдии, в которых ярко запечатлелась самобытная индивидуальность этого крупнейшего мастера вариационного искусства.
Огромно творческое воздействие Франка на развитие французской музыки конца XIX и начала XX века. Среди близких ему учеников встречаем имена таких крупных композиторов, как Венсан д’Энди, Анри Дюпарк, Эрнест Шоссон.
Франк возродил к новой жизни симфоническую и камерную музыку, пробудил интерес к оратории. Наконец, Франк расширил возможности музыкально-выразительных средств, особенно в области гармонии и полифонии, разработке которых французские композиторы, его предшественники, порой уделяли недостаточное внимание.
Всеобщим было посмертное признание композитора. Один из прозорливых его современников писал: «Г-н Сезар Франк... будет считаться в XX веке одним из самых великих музыкантов девятнадцатого».
Вдохновенная и строгая музыка Франка убеждает в ценности этических идеалов композитора, которые позволили ему стать примером высокого служения искусству, беззаветной преданности своему делу и человеческому долгу.
Д/з
Составить 15 вопросов по творчеству композиторов: Дж. Верди, Р. Вагнера, Ж. Бизе, С. Франка, И. Брамса.