Статья на тему Ономастическое пространство татарских народных сказок

З. И. Хайрулина
Научный руководитель Алишина Ханиса Чавдатовна
Тюменский государственный университет, Тюмень.
Аннотация.
В статье раскрывается семантическая структура сказочного имени собственного, которое участвует в раскрытии содержания сказки и дает характеристику персонажам.
ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТАТАРСКИХ
НАРОДНЫХ СКАЗОК
Актуальность нашего исследования обусловлена особым вниманием современного языкознания к художественному тексту в целом и функционировании имен собственных в художественных произведениях, также обусловлено возрастающим интересом к детской национальной литературе, представляющей собой культурный феномен, недостаточной изученностью специфики языка и роли определяющих его компонентов в условиях художественного текста для детей.
Источниками работы являются 112 текстов татарских народных сказок. Из них сказки о животных, волшебные сказки. Материалом исследования послужили взятые из сборников составителей народных сказок (Шакирова, Т.Х., Хамит Ярми и Халида Гатина- Ярмухамметова, Ленар Замалетдинов, К.В.Закирова). Из источников исследования методом сплошной выборки были зафиксированы ономастические номинации персонажей и иных индивидуальных предметов, являющиеся материалами работы. Общее количество онимов, подвергающихся анализу состоит из 135 онимов. Наибольшую группу составляют антропонимы 78 ономастических единиц.
Ономастикон народной сказки отображает менталитет народа, его культурно-исторические и мифологические корни. Он трансформируется во времени, в результате чего на архаические черты ИС наслаиваются новые социальные, эмоционально-экспрессивные и идеологические оттенки. Существующие методы исследования позволяют выделять ономастические явления, характерные для той или иной эпохи. Онимы составляют заметную часть лексикона в народных сказках: методом выборки основного массива ономастической лексики выявлено преобладание антропонимов, всего 75 наименования. Второе место по количеству занимают зоонимы – 47, далее топонимы-10.
Формулы именования персонажей отображают в миниатюре историю татарского антропонимикона. Не исключено, что разные по форме и этимологической семантике именования персонажей, являются по сути своей разновременными номинациями и восходят к текстам, создававшимся в разные исторические периоды (ср.: Поскребышек, Ала-Барс, Козел, Баран, Белый Волк, Котан Иваныч, Чернокрылый Орел и т. д.).
Особенностью антропонимов волшебных сказок является их обобщающий характер, проявляющийся в том, что ИС обозначает тип героя, а не индивида (Жалмавыз, Кенекяй, Нурсылу, Йузми, Солнце, Месяц, Алтынчеч и др.)
Для сказочного ономастического пространства характерна именная непрерывность, то есть взаимосвязь и взаимообусловленность составляющих единиц. Это означает, что при исследовании определенной тематической группы онимов необходимо знать специфику всех прочих классов. Каждое ИС значимо в отдельности, но в своей совокупности все ИС функционируют как системная целостность.
В татарских сказках очень часто можно найти знакомые сюжетные линии. Устное народное творчество передаётся из уст в уста. Как переплетаются традиции многих народов, так и в творчестве остаётся отпечаток услышанного от далёкого странника. Персонаж сказки «Умная девушка», дочь бедняка, отгадывает три загадки, чем спасает жизнь себе и своему отцу. Такой же сюжет в русской сказке «Мудрая девушка» и в украинской сказке с аналогичным названием.
Мы проанализировали все ономастические номинации в источниках исследования и выявили следующие лексико-грамматические группы онимов.
Антропонимы
Личное имя (Алмаз, Арслан,Зухра, Абдул, Алмаз,Джамиля, и т.д)
Прозвище (Жалмавыз, Шомбай, Алтынчэч, Сылу –краса, серебряная коса, жемчужные зубки, Юха и т.д)
Зоонимы (Волк, Савраска, Акбузат, Тай, Шахмара, Поскребышек, Ала-Барс и т. д).
Топонимы
хоронимы (Индия, Саригу)
астионимы (Москва, Саратов, Петербург)
оронимы (Каф, Муракорган)
ойконимы (Темнота)
Как мы видим, в татарских народных сказках достаточно традиционный репертуар имен собственных, отражающий известный набор персонажей: люди и животные.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста: практикум. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 400 с.
Бондалетов, В. Д. Русская ономастика / В. Д. Бондалетов. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. – М.: Академия гуманитарных исследований, 2005. - 224 с.
Закирова К.В. Золотой ключик: хрестоматия. - Казань: Магариф, 2000. - 335с.
Карпенко Ю. А. Специфика ономастики / Ю. А. Карпенко // Русская ономастика. –Одесса: 1984. - С. 3 - 4.
Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. - М.: 1973. - 366 с.
Суперанская А. В. Структура имени собственного (фонология и морфология) / А. В. Суперанская. - М.: 2009. - 206 с.
Татарское народное творчество: Сказки. - Казань: Хатер, 2007. - 287 с.
Шакирова Т.Х. Белый Волк: татарские народные сказки. - Казань: ТКН, 2012. - 327с.
Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. - Л.: 1990. - 103 с.


15