Рабочая программа по технологии 4 классс Гармония
Пояснительная записка
«Рабочая программа по технологии для 4 класса является составной частью ООП НОО МОУ ИРМО «Карлукская СОШ», разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы (Технология: программа 1-4 классы / Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 196с.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;- с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МОУ ИРМО «Карлукская СОШ»;
- с возможностями УМК «Гармония»; издательство Смоленск: Ассоциация XXI век;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (каких именно, смотреть в Основной образовательной программе школы по начальному общему образованию – ООП НОО).
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.); - развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение
на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения резуль-татов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы;
этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части. Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внуренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь
всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов.При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора цветового и композиционного решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
- «5» ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объѐме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
- «4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения недостаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
- «3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведѐнное время.
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
- культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа;
- способы обработки материалов, использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;
- самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;
-создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно - творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приемам практической работы). Интеграция интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Технология» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно- художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Содержание учебного предмета «Технология» (34 часа)
Из глубины веков – до наших дней (8 ч)
1. Вводный урок Инструктаж по технике безопасности.
2. Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.
3. Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традициионным канонам.
4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.
5. Древнее ремесло - плетение изделий. Плетёная коробочка.
6. Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки» (или «крестик»).
7. Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти
8. Мини-проект. Проектирование и изготовление цепочки из бисера на основе традиционных канонов ритма и симметрии.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов)
1. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования. Гофрированная подвеска.
2. Бумагопластика. Раскладные картинки.
3. Новые приемы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка.
4. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски.
5-6. Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста 7-8. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф).
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие. (10 часов)
1. Простейшие приемы вязания крючком; цепочки.
2. Цепочки; панно из цепочек.
3-4. Петельный шов: технология выполнения. Сувениры из ткани и ниток.
5. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки.
6. Декоративные кармашки из ткани: разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. Петельный шов.
7. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы).
8. Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета.
9-10. Простые переплетные работы. Жесткий переплёт. Ремонт книги / Изготовление книжки-малышки.
В каждом деле – свои секреты (8 часов)
1-2. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.
3-4. Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.
5-6. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге.
7. Секреты бумажного листа. Кусудама.
8. Подведение итогов года. Итоговая выставка
Календарно - тематический план
№ п/пДата Тема урока Виды учебной деятельности учащихся Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
По плану Фактическая Корректировка Предметные
результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
Из глубины веков – до наших дней (8 ч)
1 5.09 Вводный урок Инструктаж по технике безопасности.
Учебник С. 3-12, 155-161,
Рабочая тетрадь С. 4-5 Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради.
Обсуждать общее содержание учебника и тетрадей.Обсуждать смысл историко-культурных традиций.
Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год.
Выполнять упражнения в рабочей тетради. Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных для изучения.
Формирование умения работать с учебной информацией (учебник, рабочая тетрадь). Регулятивные:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- выполнять работу по инструкции
Познавательные:
1. Общеучебные:
- ориентироваться в содержании учебника;
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
-использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
2. Логические:
-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- планировать предстоящую практическую работу;
Коммуникатив-ные:
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
-выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; вступать в общение, соблюдая правила общения;
Личност-
ные:
-понимание необходимости гармонично
го сосуществования предметного мира с миром природы;
-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
-расширять культурный кругозор;
-чувствовать и понимать красоту произведений декоративно-прикладного искусства; проявлять положительную мотивацию к творческому решению учебных задач, уважение к мастерству и творчеству мастеров;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы
2 12.09 Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.
Учебник, С. 13-15.
Рассматривать образцы керамических изделий.Анализировать форму сосудов, ее функциональность и внешнюю выразительность.
Анализировать различные способы практической работы, обсуждать их и сравнивать.
Изготавливать изделия по образцам, инструкции и замыслу.
Воспринимать, анализировать и обобщать информацию о культурно-историческом значении керамики.
Обсуждать результаты работы. Повторение и закрепление тех-нологий лепки, освоение новых технологий изготовления сосу-дов. Развитие умения работать по инструкции (словесной и в виде графической схемы).Расши-рение представлений о гармонии формы («красоты») и функции («пользы», удобства) в предме-тах народного быта. Расширение культурного кругозора, воспита-ние интереса к культурным тра-дициям. 3 19.09 Керамика в куль-туре народов мира. Роспись сосуда символи-ческим орнамен-том по традиции-онным канонам.
Уч., С.16-21.
Р. т. №1, С.4-5. Рассматривать образцы изделий, анализировать и обсуждать их (значение, символический смысл и способы создания узоров на сосудах).
Выполнять упражнения на составление узоров по мотивам культурных образцов.
Выполнять декоративную отделку сосудов по мотивам культурных образцов. Обогащение знаний о культурных традициях в создании предметного мира.
Развитие художественного вкуса, творческого воображения.
Развитие тонкой моторики, внимания, ассоциативно-образного мышления.
4 -5 26.09
3.10 Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.
Уч., С.22-31.
Рабочая тетрадь №1, С.6-9.
Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.
Рассматривать образцы изделий.
Выполнять эскизы декоративных плиток.
Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов.
Выполнять работу в соответствии с замыслом. Ознакомление с особенностями архитектурной керамики, ее ис-торией и технологией.Соверше-нствование приемов и техноло-гий лепки. Обучение технике изготовления декоративных изображений по типу керами-ческих панно из плиток.Воспи-тание коммуникативности, культуры общения в совместной работе. Развитие творческого воображения, внимания, тонкой моторики. Расширение культурного кругозора.
Воспитание экологического сознания. 6 10.10 Древнее ремесло - плетение изделий.
Плетёная коробочка.
Учебник, С.32-39.
Рабочая тетрадь №1, С. 10-13.
Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.
Рассматривать образцы изделий. Анализировать приемы выполнения работы.
Изготавливать коробочку в технике плетения.
Обсуждать варианты работы с товарищами.
Ознакомление с технологией плетения изделий из полос бума-ги. Формирование практических умений изготовления изделий в технике плетения. Развитие тон-кой моторики, внимания, прост-ранственного мышления. Расши-рение культурного кругозора.Во-спитание аккуратности, усидчи-вости, добросовестного отноше-ния к работе.Воспитание экологического сознания 7 17.10 Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки» (или «крестик»).
Учебник, С.40-46.
Рабочая тетрадь №1, С.14. Читать текст, рассматривать образцы изделий.
Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки».
Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки».
Обучение новым технологиям изготовления декоративно-прикладных изделий из бисера.
Расширение культурного кругозора: ознакомление с историческими традициями изготовления украшений и их ролью в культуре народов мира.
Формирование представлений о ритме и симметрии в узорах украшений и их значении в орнаментах народных изделий.
Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления.
Развитие художественного вкуса, воображения.
Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе. 8 24.10 Мини-проект. Проектирование и изготовление цепочки из бисера на основе традиционных канонов ритма и симметрии.
Уч.к, С.40-48.
Р. т.ь №1, С.15, 17. Читать текст, рассматривать образцы изделий.
Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Выполнять эскизы различных узоров декоративных цепочек из бисера.
Конструировать и изготавливать цепочку из бисера в соответствии с эскизом.
Закрепление и творческое испо-льзование приемов изготовления декоративных цепочек из бисера.
Формирование умений читать и самостоятельно разрабатывать схемы деталей из бисера. Раз-витие художественного вкуса, воображения, творческого мышления. Развитие дизайнер-ского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов)
9 31.10 Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования. Гофрированная подвеска.
Учебник, С.49-59.
Рабочая тетрадь №1, С.18-21. Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.
Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги.
Упражняться в выполнении ритмичных складок.
Конструировать гофрированную подвеску из бумаги.
Совершенствование навыка обработки бумаги способом гофрирования.
Ознакомление с новыми технологиями получения декоративных форм из гофрированной бумаги.
Развитие тонкой моторики, глазомера, внимания воображения, пространственного мышления.
Развитие художественного вкуса.
Воспитание усидчивости, аккуратности, добросовестного отношения к работе. Регулятивные:
-следовать при выполнении работы инструк-циям учителя или представленным в других информа-циионных источ-никах различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;-руководствоваться правилами при выполнении работы; - самостоятельно организовывать своё рабочее место;
-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
1. Общеучебные:
- Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
-руководствоваться правилами при выполнении работы.
-осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энцикло-педий и пр.);
-самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности
2. Логические:
- анализировать информацию;
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
-анализировать и сравнивать образ-цы; на основе анализа и сравне-ния делать обоб-щения и выводы возможных вариантах работы.
Коммуникативные:
-проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
-вступать в обще-ние и творческое взаимодействие, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Личностные:
-устойчивое стремление к творческому досугу на
основе предметно-практических видов деятельности;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
-положитель-ное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке
- понимание необходимости гармонично-го сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
- привычка к организованности, порядку, аккуратности
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
10 14.11 Бумагопластика. Раскладные картинки.
Учебник, С.60-63.
Рабочая тетрадь №1, С.22-28.
Читать, слушать информацию о новых технологиях создания объёмных конструкций, обсуждать ее; рассматривать образцы.
Выполнять построение деталей прямоугольной формы.
Выполнять обработку деталей для создания объёмной раскладной конструкции.
Решать задачи на мысленную трансформацию объемной конструкции и ее деталей.
Конструировать открытку с раскладной картинкой, используя освоенные технологии работы. Ознакомление с новыми приема-ми изготовления объёмных кон-струкций. Совершенствование навыка разметки деталей прямоугольной и произвольной формы, совершенствование чертежно-графических умений.
Развитие воображения, образно-го мышления. Воспитание худо-жественного вкуса.Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. 11 21.11 Новые приемы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка.
Учебник, С.64-69.
Рабочая тетрадь №1, С.29.
Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы.
Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции.
Обсуждать приемы выполнения работы.
Упражняться в различных способах трансформации бумаги в объёмные формы.
Решать задачи на конструирование «в уме».
Конструировать футляр - упаковку для подарка на основе новых технологий работы.
Ознакомление учеников с новы-ми приемами бумажной пласти-ки. Совершенствование чертеж-но-графической грамотности(по-строение и разметка прямоуго-льника, чтение и анализ чертежа развертки). Развитие простран-ственного мышления и вообра-жения. Углубление и уточнение представлений о стилевой гармонии в вещах.
Воспитание аккуратности и точности в выполнении работы.
Воспитание культуры быта. 12 28.11
Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски.
Учебник, С.74-77.
Рабочая тетрадь №1, С.32-33.
Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.
Выполнять эскизы изделия в соответствии с творческой задачей.
Конструировать карнавальную маску в соответствии с инструкцией и творческим замыслом.
Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление маски в соответствии с творческой задачей. Совершенствование навыков обработки бумаги и картона.
Развитие умения комбинирования разных материалов для решения творческих задач.
Расширение культурного кругозора, знаний о традиционных праздниках.
Формирование дизайнерских умений, развитие предпосылок проектной деятельности.
Развитие образного мышления, творческого воображения.
Воспитание художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру. 13-14 05.12
12.12 Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста).
Учебник, С.78-81.
Рабочая тетрадь №1, С.34-35.
Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.
Обсуждать информацию.
Выполнять творческие эскизы изделия в соответствии с канонами культурных традиций.
Изготавливать изделия на основе инструкции в соответствии с творческим замыслом.
Расширение и углубление знаний и представлений учащихся о народных культурных традициях.
Расширение знаний о символическом значении вещей в народном быту и об используемых символах (на примере печенья).
Повторение, закрепление и расширение приемов лепки декоративных предметов в технике барельефа.
Развитие образного мышления, творческого воображения.
Воспитание интереса и уважительного отношения к культурным традициям народов мира. 15-16
19.12
26.12 Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф).
Учебник, С.82-87.
Рабочая тетрадь №1, С.36.
Воспринимать и анализировать образцы изделий.
Решать задачи на конструирование декоративной рамки для фото на основе стилевой гармонии; выполнять творческие эскизы декоративной рамки.
Отбирать способы обработки материала в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Конструировать декоративную рамку в соответствии с творческой задачей. Закрепление и расширение приемов изготовления декоративных изделий на основе технологии лепки барельефа.
Расширение и углубление знаний о стилевой гармонии в вещах.
Развитие творческого воображения, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Воспитание аккуратности, художественного вкуса, культуры быта. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие. (10 часов)
17 16.01 Простейшие приемы вязания крючком; цепочки.
Учебник, С.88-92.
Рабочая тетрадь №2, С.4-11.
Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Упражняться в выполнении простейших приемов вязания крючком.
Изготавливать вязаную цепочку. Обучение первоначальным при-емам вязания крючком.Разви-ие тонкой моторики, внимания, психомоторной регуляции.Вос-питание аккуратности, трудолю-бия, добросовестного отношения к работе.Воспитание положи-тельного отношения к труду. Регулятивные:
-следовать при выполнении работы инструк-циям учителя или представленным в других информа-циионных источ-никах различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;-руководствоваться правилами при выполнении работы; - самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выпол-няемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-устанавливать причинно-следст-венные связи меж-ду выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
-осуществлять са-моконтроль выпол-няемых практиче-ских действий, корректировку хода практической работы;
Познавательные:
1. Общеучебные:
- принимать учеб-ную задачу; понимать предлага-емый план дейст-вий, действовать по плану.
-находить необходимую для выполнения рабо-ты информацию;
-выполнять учеб-но-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
2. Логические:
-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие черте-жи, эскизы, рисун-ки, схемы,модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Коммуникативные:
-выслушать мне-ния и идеи товари-щей, учитывать их при организации собственной дея-тельности и совме-стной работы;
-в доброжелатель-ной форме коммен-тировать и оцени-вать достижения товарищей, выска-зывать предложе-ния и пожелания. Личностные:
-осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
-понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
-положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
способность к самооценке;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- понимание необходимости гармонич-ного сосущес-твования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности,
изобретатель-ность.
18 23.01 Цепочки; панно из цепочек.
Учебник, С.88-93.
Рабочая тетрадь №2, С.4-11.
Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Выбирать материалы (цветную бумагу, картон, нитки, ткань), вязать цепочки из ниток, нашивать их на основу из картона, бумаги или ткани (изготавливать элементы композиции и целостную композицию из вязаных цепочек).
Решать задачи на нахождение стилевой гармонии в вещах. Совершенствование навыка вязания крючком.
Расширение и углубление знаний о стилевой гармонии в вещах.
Развитие творческого воображения, креативности, художественного вкуса.
Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, уважения к творчеству мастеров. 19-20
30.01
06.02 Петельный шов: технология выполнения. Сувениры из ткани и ниток.
Учебник, С.94-96.
Р. т. №2, С.12. Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции.
Упражняться в выполнении петельного шва.
Выкраивать детали из ткани.
Изготавливать сувениры из ткани с использованием петельного шва. Обучение приемам выполнения петельного шва. Развитие внимания, памяти, тонкой моторики.Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, художественного вкуса. 21 13.02 Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки.
Уч., С.97-102.
Рабочая тетрадь №2, С.13. Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий.
Планировать работу по изготовлению декоративного кармашка.
Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.
Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных изделий.
Обсуждение плана работы на предстоящий цикл уроков.
Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Воспитание художественного вкуса и культуры быта. 22 20.02 Декоративные кармашки из ткани: разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. Петельный шов.
Уч , С.97-102.
Р. т. №2, С.13. Читать текст, рассматривать образцы, анализировать инструкцию.
Выполнять разметку деталей кармашка по выкройкам.
Выполнять раскрой деталей из ткани.
Обшивать детали по краю петельным швом. Совершенствование умений разметки и раскроя деталей из ткани.
Закрепление и совершенствование навыка выполнения петельного шва.
Воспитание аккуратности, прилежания, добросовестного отношения к работе. 23 27.02 Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы).
Уч., С.97-102.
Р.т. №2, С.13. Читать текст, рассматривать образцы, анализировать инструкцию.
Выполнять петельный шов на изделии.
Выполнять работу по сборке и отделке декоративных кармашков.
Решать задачи на нахождение стилевой гармонии в вещах. Совершенствование навыка вы-полнения петельного шва.Разви-тие тонкой моторики, аккуратно-сти и точности выполнения дей-ствий. Расширение и углубление знаний о стилевой гармонии в вещах.Воспитание художественного вкуса.
Воспитание аккуратности, прилежания, добросовестного отношения к работе. 24 05.03 Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета.
Уч , С.103-107.
Р. т. №2, С.14. Читать текст, рассматривать и анализировать графическую информацию, инструкции.
Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей и сборку изделия.
Освоение технологий окантовки картона.
Совершенствование чертежно-графических умений.
Воспитание аккуратности, точности в работе.
Воспитание культуры быта. 25-26 12.03
19.03 Простые переплетные работы. Жесткий переплёт. Ремонт книги / Изготовление книжки-малышки.
Учебник, с.108-115. / Рабочая тетрадь №2, С.15.
Читать, рассматривать и обсуждать образцы изделий и инструкции по выполнению работы.
Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей для жесткого переплета.
Изготавливать жесткий переплет для брошюры.
Выполнять оформление изделия в соответствии с правилами.
Ознакомление с особенностями жесткого переплета и его основными элементами.
Обучение технологии изготовления несложного жесткого переплета для книг.
Закрепление технологии сшивания листов тетради «в три прокола». Развитие тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности, прилежания и культуры труда.
Воспитание культуры быта, бережного отношения к книге. В каждом деле – свои секреты (8 часов)
27-28 09.04
16.04 Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.
Учебник, с.116-122.
Рабочая тетрадь №2, с.16-17. Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.
Изготавливать аппликацию из соломки.
Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.
Обучение технологии выполне-ния аппликации из соломки. Раз-витие тонкой моторики, аккурат-ности и точности действий. Развитие воображения, художес-твенно-творческих способнос-тей, эстетического восприятия и оценки. Воспитание интереса и уважительного отношения к творчеству мастеров декорати-вно-прикладного искусства. Регулятивные:
-самостоятельно определять творче-ские задачи и выстраивать оптимальную по-следовательность действий для реа-лиизации замысла;
-прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные:
1. Общеучебные:
-выполнять учебно-познавате-льные действия в материализованной и умственной форме;
-использовать знаково-символи-ческие средства для решения задач; -выполнять симво-лические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
2. Логические:
-анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять спосо-бы соединения деталей;
- планировать пре-дстоящую практи-ческую работу;
Коммуникативные:
-организовывать под руководством учителя совмест-ную работу в группе: распределять роли,сотрудничать, осуществлять взаимопомощь. Личностные:
-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке ок-ружающей среды оби-тания; -устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
-положитель-ное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке
29-30 23.04
30.04 Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.
Учебник, С.125-136.
Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.
Воспринимать и анализировать
информацию об изделиях из соломки в народной культуре.
Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приемы работы.
Изготавливать изделие из волокнистых материалов по инструкции.
Вносить творческие изменения и дополнения в изделие.
Освоение технологий изготов-ления изделий из соломки (воло-книстых материалов) по народ-ным образцам. Закрепление уме-ния работы по инструкции. Рас-ширение знаний и представле-ний о культурно-исторических традициях. Развитие тонкой мо-торики, аккуратности и точности действий. Воспитание уважения к культурным традициям, разви-тие творчества в рамках изуче-ния канонов и правил ремесла. Воспитание прилежания, добро-совестного отношения к работе. 31-32 07.05
14.05 Металл в руках мастера. Тиснение по фольге. Учебник, С.137-144.
Рабочая тетрадь №2, С.22-24.
Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров.
Рассматривать и анализировать образцы изделий и инструкции по выполнению работы. Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу. Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу. Изготавливать изделие из фольги способом тиснения (по инструкции и по замыслу). Представлять результаты своей работы; оценивать работу товарищей. Освоение технологии тиснения по металлу (фольге).
Расширение культурного кругозора (знаний о новых видах художественных ремесел); воспитание внимательного и уважительного отношения к культурным традициям Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. 33 21.05 Секреты бумажного листа. Кусудама.
Учебник, с.145-151.
Рабочая тетрадь №2, С.32-33.
Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике о кусудамах.
Выполнять разметку и изготовление деталей для кусудамы из бумаги способом сгибания и складывания.
Изготавливать изделия в группах соответственно инструкции.
Ознакомление с новыми приема-ми изготовления изделий в тех-нике оригами. Закрепление уме-ния работы по инструкции.Рас-ширение культурного кругозора, ознакомление с новыми культур-ными традициями народов мира.
Развитие тонкой моторики, акку-ратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. Воспитание коммуникативной культуры. 34 28.05 Подведение итогов года. Итоговая выставка. Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.
Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.
Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.
Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 4-го года обучения. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.
Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:
1) наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, бисер, природные и утилизированные материалы, гуашь; 2) инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.
1. Технология: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
2. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
3. Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир. 4 класс / Методические
рекомендации. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014
Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся
1. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век; 2009
2. Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
Оборудование
1) комплект наглядных пособий;
2) классная доска с набором приспособления для крепления таблиц, картинок;
3) интерактивная доска
4) инструменты для обработки различных материалов.
5) коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».
6) муляжи «Овощи», «Фрукты».
7) модели геометрических фигур.
Электронно-программное обеспечение
1) компьютер
2) презентационное оборудование
3) Ресурсы Интернета:
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ - Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ http://www.nachalka.com/ http://www.zavuch.info/ - Методический центр: http://numi.ru/