ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) «Отечественная война 1812 г. в литературе и устном народном творчестве»
МБОУ «Гимназия»
г.Мензелинска
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
«Отечественная война 1812 г. в литературе и устном народном творчестве»
Учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Гимназия » г. Мензелинска:
Викулова Ольга Сергеевна
2014 год
Тема проекта: «Отечественная война 1812 г. в литературе и устном народном творчестве»
Участники проекта: Валиев Шамиль-ученик 9 класса, Викулова Ольга Сергеевна-учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия» г.Мензелинска
Целью данного проекта является обобщение сведений,
накопленных наукой в изучении литературных ценностей на основе исторического материала;
необходимость рассмотреть литературные труды известных писателей и устного народного творчества как воспитательное явление;
показать их отношение к исторической и социальной действительности;
воспитание любви к «малой» Родине.
Проблема: отсутствие доступной, адаптированной информации для детей о событиях Отечественной войны 1812 года на территории Поволжья и Приуралья.
Задачи:
-углубление и расширение знаний детей о литературе в период Отечественной войны 1812 года;
-развитие творческих и познавательных способностей детей;
-конструктивное взаимодействие с историками, краеведами, музейными работниками, преподавателями
- изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;
- выявить воспитательные возможности литературы ;
- выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;
- показать дидактический аспект работы над литературой, связанной с историей страны.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами:
- недостаточной изученностью влияния литературы военного периода
на патриотическое воспитание ребёнка;
- значением литературы для интеллектуального
и нравственного уровня старших школьников;
- низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном
обществе.
Предмет исследования - работа с литературой периода Отечественной войны 1812 г., формирующая систему ценностей в жизни каждого ученика на уроках литературы в школе.
Гипотеза исследования – мы, считаем возможным, предположить, что
благодаря работе, проводимой с литературой периода Отечественной войны 1812 г
возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма учащихся.
Важнейшие источники исследования:
1. литература по вопросам теории и методике проблемы;
2. хрестоматии, справочники
3. библиотеки, музеи
Практическая часть
Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа. Идея народа как активной исторической силы, идея национальной свободы, национальное самосознание в широком смысле слова все эти последствия Отечественной войны оказались исключительно важными для всего дальнейшего развития русской общественной мысли и русской литературы, при неизбежном, конечно, различии в понимании этих идей в разных общественных кругах и, следовательно, при неизбежной идеологической борьбе. Особенно значительными оказались впечатления 1812 года для поколения, воспитавшегося под их влиянием для Пушкина и его сверстников, для основного круга писателей-декабристов. Это заставляет обратить особое внимание и на непосредственные литературные отражения войны 1812 года, так как на этом материале становятся особенно ясны предпосылки как прогрессивной литературной деятельности декабристов, Грибоедова, Пушкина, так и реакционных течений, усилившихся после войны 1812 года.
Для того, чтобы понять, каким образом грандиозный подъем народного движения сменился после 1812 г. политической реакцией, режимом аракчеевщины, следует вспомнить замечательные слова К. Маркса: «Все войны за независимость, которые в то время велись против Франции, носили двойственный характер: возрождения и реакции».
Двойственный характер антинаполеоновских войн за независимость и в том числе война, которую вела в 1812 г. Россия, не мог не сказаться в идейных разногласиях в литературе и журналистике.
Восприятие войны 1812 года представителями реакционно-крепостнического дворянства и прогрессивными элементами дворянской интеллигенции было глубоко противоположным.
Одним из наиболее характерных выразителей официально-консервативного «патриотизма» явился глава рутинного, архаического направления в общественной мысли и в литературе, А. С. Шишков. Знаменательно, что именно ему, автору программно-шовинистического «Рассуждения о любви к отечеству», было поручено Александром I составление правительственных манифестов во время Отечественной войны. Торжественно-риторичный, высокопарный стиль шишковских манифестов в напряженной обстановке 1812 года оказывал немалое эмоциональное воздействие на самые разнообразные слои русского общества
Но основа шишковского патриотизма была глубоко реакционна. Для составителя «высочайших манифестов» война с французами это прежде всего война с «тлетворным» духом французской революции, с «заразой неверия и злочестия». По мнению Шишкова, «опаснее... дружба и соблазны развратного народа, чем вражда их и оружие». Тем самым Шишков подчеркивал, что война с Францией должна носить в первую очередь идеологический характер. Ожесточенно нападая на «адские лжемудрствования» французских просветителей XVIII в., Шишков предлагал «храбрым россиянам», прервав «все нравственные связи» со «злочестивым народом», «возвратиться к чистоте и непорочности наших нравов»,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] т. е. к православно-монархическим устоям.
Среди отзвуков Отечественной войны в русской публицистике особое место занимают «Письма из Москвы в Нижний Новгород» И. М. Муравьева-Апостола, появившиеся в «Сыне отечества» 18131814 гг. Общественно-политические тенденции «Писем из Москвы» являются откровенно-реакционными: война с Наполеоном трактуется в них как война с французской революцией, в которой Муравьев-Апостол видит «буйное исступление самовольства». По его мнению, «развратнейший изо всех народов» должен быть сметен с лица земли, его «погибель... соделалась... необходимою для общего спокойствия» («Письмо первое»). Но несмотря на общую охранительно-шовинистическую идеологию «Писем из Москвы», воззрения Муравьева-Апостола по литературно-эстетическим вопросам сыграли положительную роль, так как объективно совпали с прогрессивными тенденциями своего времени.
Основой литературно-критических взглядов Муравьева-Апостола было стремление освободить русскую «словесность» от рабского подражания «робкому, изнеженному вкусу» французов. Муравьев-Апостол поднимает в своих «Письмах» важнейший принципиальный вопрос о верности художника изображаемой «природе».
Особенно принципиальны высказывания Муравьева-Апостола о необходимости создания национальной комедии. «Если комедия, говорит он, есть живое в лицах представление господствующих нравов, то каждый народ должен иметь свою комедию, по той самой причине, что каждый народ имеет свои собственные нравы и обычаи
Немало откликов породила Отечественная война и в современной ей поэзии.
Представители консервативно-дворянских кругов откликнулись на события 12-го года преимущественно произведениями торжественного одического жанра. В одах Капниста, П. Голенищева-Кутузова, Н. Шатрова и других война с «галлами» воспевается либо как одна из традиционных войн царской России, как победа «орла полнощного» над «супостатом», либо как война, наделенная мистическим, «божественным» смыслом. Характерно, например, что Державин, в этот период переживавший творческий упадок и влияние мистицизма, в «Гимне лиро-эпическом на прогнание французов из отечества...» трактует Наполеона, как «седмьглавого Люцифера», как «князя тьмы»:
Исшел из бездн огромный зверь,Дракон иль демон змиевидный.
Этому апокалиптическому образу у Державина противостоит «агнец белорунный», под которым нужно было подразумевать русского царя.
Представители передовой дворянской интеллигенции, отстаивавшей гуманистические традиции (хотя бы в ослабленном варианте карамзинского умеренно-дворянского либерализма), вкладывали в торжественную одическую архаику иное, более прогрессивное содержание.
Так, Н. М. Карамзин, заверяя Александра I в своих верноподданнических чувствах, в то же время указывал, что основной вывод, который он сам делает из Отечественной войны, это мысль о необходимости просвещенного абсолютизма. Ужасаясь «безначалию» французской революции, он в то же время советует царю быть «справедливым», а не тираном, насаждать «знаний тихий свет» и, главное, «заботиться о всеобщем мире»:
У диких кровь рекою льется;Там воин первый человек;Но век ума гражданский век.
(«Освобождение Европы и слава Александра I»)
Характерная для ряда поэтов этого времени идеализация «просвещенного» царя сказалась и в стихотворении лицеиста Пушкина «На возвращение императора Александра I из Парижа в 1815 году».
Из патриотических стихотворений Жуковского, навеянных 12-м годом, наибольшую популярность получил «Певец во стане русских воинов».
Показательно, что в понятие «родины святой» Жуковский включает не только военную славу, Россия для него это
Страна, где мы впервыеВкусили сладость бытия, Поля, холмы родные,..........
Златые игры первых летИ первых лет уроки.
Еще конкретней, уже без всяких оттенков официальной риторики, выражено патриотическое чувство в стихотворении К. Н. Батюшкова «Послание к Дашкову». Здесь поэт обошелся совершенно без упоминаний о боге и царе. Он говорит лишь о «море зла», развернувшемся перед его глазами, о «бледных полках» нищих, о страданиях, которые терпит его родина под пятой завоевателя, и на фоне этих ужасов Батюшков отказывается от прежних лирических тем, не хочет воспевать «любовь и радость... беспечность, счастье и покой», пока враг не изгнан из пределов России.
Совершенно особое место в русской поэзии 1812 года занимают глубоко народные басни И. А. Крылова. Особенно знаменательна басня
«Волк на псарне», в которой Крылов, не выходя из рамок басенного иносказания, дал замечательный по выразительности образ Кутузова, в виде старика-ловчего, здравый народный смысл которого не позволяет вступать в переговоры с хищником.
Огромное влияние оказали события 1812 года на формирование мировоззрения будущих декабристов, а тем самым и на развитие декабристской художественной литературы и публицистики. События Отечественной войны воочию показали первым русским революционерам героическое лицо русского народа, а следовательно и его право на свободное существование.
А в «Письмах русского офицера» Ф. Глинка, вспоминая фразу, брошенную крестьянской девочкой (о французах): «Да мы б им, злодеям, и дохнуть не дали! и бабы пошли бы на них с ухватами!» восклицает: «О! у нас может быть то, что в Испании!»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тот же Ф. Глинка в «Письмах русского офицера», рассказывая о преданности польской аристократии Наполеону, сумел в то же время найти теплые слова для угнетенной земельными магнатами польской бедноты. По-новому взглянули передовые русские люди и на такую угнетенную, считавшуюся «отверженной» национальность, как евреи.
Для передовой молодежи 30-х 40-х годов 12-й год представлялся полулегендарным, овеянным славой событием. Многочисленные устные предания, не говоря уже о литературных источниках, воспоминания участников и очевидцев воссоздавали перед последующими поколениями величавую картину героического подъема русского народа.
Лермонтов сумел взглянуть на эти события глазами народа, глазами простого человека. Одного этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникальным явлением для своего времени и особенно близкими нашему.
«Бородино» было написано в канун 25-летия Отечественной войны. За четверть века, отделяющую день великой битвы от лучшего из его поэтических воплощений, русская литература прошла большой, богатый поисками и обретениями путь. И все это время не меркла память о подвиге, совершенном нашим народом в грозную пору 1812 года, не скудели творческие силы поэтов, вновь и вновь обращаемые на то, чтоб рассказать о нем современникам и потомкам.
Устное народное творчество
Для передовой молодежи 30-х 40-х годов 12-й год представлялся полулегендарным, овеянным славой событием. Многочисленные устные предания, не говоря уже о литературных источниках, воспоминания участников и очевидцев воссоздавали перед последующими поколениями величавую картину героического подъема русского народа.
Произведения подлинно народного творчества, дошедшие до нас в многочисленных записях (особенно ценный фольклорный материал, посвященный Отечественной войне, мы находим в собрании П. В. Киреевского), рисуют совсем иное, в корне отличное от лубочного «примитива восприятие «грозы двенадцатого года» народными массами. В песенном творчестве народа никогда не затушевывалась тяжесть испытаний, выпавших на долю России.
Разоренная путь-дорожкаОт Можая до Москвы..........Разорил меня, путь-дорожку,Неприятель вор француз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изучая исторические источники событий 1812 года, нельзя пройти мимо народа поволжья,а именно татарского народа. Среди многочисленных фольклорных материалов нам удалось отыскать уникальное сказание о русско-французской войне:
Руз-француз сугышы б‰ете.
Бисмилла ‰йтеп башладым бу б‰етнеS башларын,Француз бел‰н сугышып, к_пне к_рде башларым.
Мендем тауныS башына, атым яздым ташына,Бу француз азган ик‰н _зенеS газиз башына.
Французлар килеп керг‰н М‰ск‰_ диг‰н калага,БезнеS гаск‰р килг‰чтен, алар качты далага.
Армияне Gыйдырып, сайлап-сайлап алдылар,Без сугышка керг‰нд‰, куанышып калдылар.Урамнарын тутырса да французлар М‰ск‰_неS,Унике типт‰р бетерде французныS гаск‰рен.
Д_рт-биш кердек сугышка, каннан билд‰н актылар,Сугышларны бетерг‰ч, безг‰ медаль тактылар.
ФранцузныS атлары бар да еф‰к тышаулы,ФранцузныS солдатлары офицерга охшаулы.
Тир‰н суныS эченд‰ озын-озын камышы,Унике патша эченд‰ бер француз тавышы.
Наполеонга т‰хет кир‰к, _з Gирен‰ сыймаган,Без М‰ск‰_г‰ керг‰чтен, ул да _зен сынаган.
Французлар монда килг‰ч, таныдылар _зл‰рен,УSда – башкорт, сулда – типт‰р, табалмыйдыр эзл‰рен.
ФранцузныS илл‰ре, т_г‰р‰к ик‰н к_лл‰ре,Французны куганда _ттек без к_п илл‰рне.
ФранцузныS к_пере, тимер ик‰н челт‰ре,Башкорт-типт‰р туган ик‰н француздан элг‰ре.
ФранцузныS капкасы, челт‰рле ик‰н тактасы,Французны куганда, безне Аллаk саклады.
Практические выходы: (перевод)
С Богом начал я рассказ, в ком хотел вам рассказать,
Всё о том, как сложно было нам с французом воевать.
Как в пучинушке один камышок,
Средь дюжины государей - один голосок.
Нужен трон Наполеону-у себя не смог вместиться,
И решил померить силу - с нашей армией сразиться.
Набирая свои войска, тщательно выбирал;
С лёгким юмором и я нередко восхвалял -
"Коней французских можно в мундиры одевать,
Солдат французских легко офицерами назвать!"
Посмотреть ,чтоб на врага я влез как на горочку,
"Ох, натерпится француз на свою головушку!"
Как пришли французы бодро, мы сказали им: "Беда!
Слева - башкир, справа - мордва, не найти тебе следа!"
Но вошёл в Москву захватчик - улица полным-полна;
Но солдат могучих смыла богатырская волна.
До последнего сражались - ведь Отчизна дорога!
В силу крепкую сплотились - так и смяли мы врага.
Ах, Франция, Франция, белоснежная вода;
Когда гнали мы француза, прошли много, господа!
Ах, Парижские ворота, и замок-то - ой, не плох!
Когда гнали мы француза, сохранил нас, видно, Бог.
23 февраля 2012, Шамиль Валиев
Кого жизнь сделала свидетелем этих событий, хранили память о них до конца своих дней. Кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом
Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по этим произведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе
Вывод
1. Ученик оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует
ценностное отношение к миру. Ценностью является для учащегося всё, что
имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.
2. Глубокие исторические корни, то, что литература и устное народное творчество впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их
использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала
гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир
общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.
3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании
литературы периода 1812 г.на уроках литературы и русского языка, благодаря работе,
проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности,
нравственности, патриотизма учащихся подтвердилась.
Список литературы
1. Богданович. М.И. История Отечественной войны 1812 г. Спб., 18591860
2. Н.Л. Степанов. Комментарии: И.А. Крылов. ПCC. Т. 3. Басни.
3. Фризман. Л.Г. Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии. М., 1984.
Заголовок 1Заголовок 415