Интегрированный урок музыки и хореографии по теме Историко-бытовые танцы. Полька и менуэт

2
Тема урока: «Историко-бытовые танцы. Полька. Менуэт»

Форма урока: интегрированный урок искусства и хореографии.
Тип урока: урок-фантазия.
Цель урока: познакомить с европейской танцевальной музыкой на примере танцев «Менуэт», «Полька».
Задачи.
Образовательные:
а) познакомить учащихся с историей зарождения европейских танцев; с исполнением основных танцевальных элементов;
б) учить делать целостный разбор музыкального произведения, выделяя темп, метроритм, динамику, лад, фактуру, музыкальные инструменты;
в) учить определять танцы на слух, устанавливать связь между музыкой и движениями.
Развивающие:
а) обогащать музыкальный словарь учащихся;
б)развивать ассоциативно-образное мышление, музыкальную память, творческое воображение и инициативу, чувство метроритма; умение передавать характер музыки через слово, графику и движение, обобщать и сопоставлять.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственную культуру, культуру речи.
Эстетические: воспитывать в детях чувство прекрасного, музыкальный вкус.

Методы: словесные, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемно-поисковый метод обучения, метод сравнения и сопоставления, метод контраста и тождества, метод обобщения, творческие, методы стимулирования и мотивации учения, групповые, информационные, метод проектов, метод «пластической импровизации», метод “пластического интонирования”, метод графического моделирования музыки, здоровьесберегающие, метод создания успеха, метод контроля и взаимоконтроля, рефлексивный.

Лаборатория урока:
1. Музыкальный центр, синтезатор, интерактивная доска, слайд проектор, компьютер.
2.Фонохрестоматия: П. Мориа «Менуэт», «Чешская полька ».
3.Слайды: иллюстрации старинных танцев, постановка танцующих польку и менуэт, костюмы, инструменты.
4.Таблицы эмоциональных терминов.

План урока.
1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.
2.Повторение материала прошлого урока. Музыкальная угадайка.
3.Сообщение темы и цели урока. Беседа о танце «Полька».
4.Графическое моделирование музыки. Слушание и словесный отзыв о «Польке».
5.Пластическая импровизация - «Сочините движения танца».
6.Разучивание основных движений «Польки».
7.Беседа о танце «Менуэт».
8.Графическое моделирование музыки. Слушание и словесный отзыв о «Менуэте».
9.Пластическая импровизация - «Движения менуэта».
10. Разучивание основных движений «Менуэта».
11.Учебная игра-конкурс «Лучший реверанс».
12. Вывод урока.
Оценивание работы учащихся. Домашнее задание.

Ход урока.
1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.
2.Повторение материала прошлого урока.
Учитель искусства: На прошлом уроке мы говорили о том, что возникновение народных танцев связано с трудом и занятиями людей.
-Вспомните, с танцами каких народов мы познакомились?
-Что такое танец? (фронтальный опрос учащихся).
- Музыкальная угадайка (индивидуальная работа).
3.Сообщение темы и цели урока: (слайд № 1).
Учитель искусства: Танцевальная музыка прошла долгий путь развития - от старинных танцев до современных. Сегодня мы продолжаем знакомиться с народными танцами и отправимся в виртуальное путешествие по странам - на доске карта мира и выссказывание Леонардо да Винчи о танце (слайд № 2,3).
Преподаватель хореографии: Первая остановка – Чехия. Старинный народный танец Чехии полька в 19 веке приобретает огромную известность (слайд № 4). Польку танцевали в самых разнообразных слоях городского общества. Название происходит от чешского слова «pulka»- «половина», полушага (слайд № 5). Её необыкновенная популярность затмила на некоторое время даже успех вальса. В России полька не имела успеха.
4. Графическое моделирование музыки. Слушание и словесный отзыв о «Польке» (фронтальный опрос учащихся, работа с таблицами эмоциональных терминов, выделение выразительных средств).
Учитель искусства: Характерным для нее является оживленный темп, размер 2/4, четкий ритм (слайд № 6).
5. Пластическая импровизация «Сочините движения танца».
Преподаватель хореографии: Какие движения можно выполнять под эту музыку? (размышления учащихся, работа в микрогруппах).
6. Разучивание основных движений «Польки».
Преподаватель хореографии: Полька исполняется парами по кругу, построена на мелких движениях, полушагах, легких прыжках с поворотом (слайд № 7,8).
- Обратите внимание на костюмы танцующих и их движения (сравнительный анализ).
-Выполним основные движения танца (учащиеся выполняют движения под музыку).
7.Беседа о танце «Менуэт».
Учитель искусства: Следующая остановка – Франция. В 17 веке Франция была законодательницей танцевальной моды. В 1661 году в Париже была создана единственная в Европе «Академия танца». В это время в Париже открывали первые танцевальные залы для устройства балов. Король Людовик XIV был страстным любителем танцев, музыки. При нем появились многие французские балеты.
Менуэт - это старинный французский придворно-аристократический танец 17-18 веков (слайд № 9).
Что думали о менуэте? «Вообще, танец этот скучный, вычурный, лишенный огня и свободы движений» (слайд № 10).
В 17 веке король Людовик XIV открыл моду на этот танец, продержавшийся в музыке несколько столетий! (слайд № ). Вскоре менуэт оставил позади все другие придворные танцы 17 века. Существовали «менуэт короля», «менуэт королевы», «менуэт двора» (слайд № 11,12).
Танцевальные движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы, прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Постепенно в менуэте исчезли простонародные черты, и он стал «школой изящных манер». Умение танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей.
8.Графическое моделирование музыки. Слушание и словесный отзыв о «Менуэте» (фронтальный опрос учащихся, работа с таблицами эмоциональных терминов, выделение выразительных средств).
Учитель искусства: Танец исполняется в медленном темпе, музыкальный размер ѕ (слайд № 13).
-Давайте сравним графики мелодии «Польки» и «Менуэта» (сравнительный анализ, выводы учащихся).
9. Пластическая импровизация.
Учитель искусства: Какие движения можно выполнять под эту музыку? (размышления учащихся, работа в микрогруппах).
10. Разучивание основных движений менуэта.
Преподаватель хореографии: На протяжении двух столетий стиль и характер менуэта видоизменялся. Вначале менуэт исполняла одна пара и могла изменять рисунки танца. Когда исполняли несколько пар, то танцующие уже не могли изменять установленные фигуры.
Особенность менуэта: не танцевали по кругу зала, рисунок в виде буквы S, Z, цифры 2 и 8 (слайд № 14).
Женский костюм 17 века: платья в форме колокола, шлейф не очень длинный, волосы завивали в локоны, носили перчатки, в руках держали платки, веера, туфли на каблуках.
Мужские костюмы: короткий камзол, панталоны до колен или икр, завязывались лентами или украшались бантами. Для бального костюма белые атласные башмаки с красными каблуками, короткий плащ, шпага на перевязи, трость и шляпа, украшенная перьями (слайды № 15).
Основные движения: реверанс, основной шаг, поклон (слайд № 16,17).
-Выполним основные движения танца (учащиеся выполняют движения под музыку, слайд № 18).
11.Учебная игра-конкурс «Лучший реверанс» (учащиеся должны выполнить правильно реверанс).
12. Вывод урока.
Учитель искусства: Вы проследили, как народная музыка проникла в профессиональное творчество композиторов. На основе народных мелодий родились прекрасные произведения Моцарта, Бетховена, Прокофьева, Хачатуряна, Глинки, Чайковского.
Европейские танцы исполнялись на балу. Какие инструменты сопровождали танец? Старинными инструментами были: клавесин, клавикорд, арфа, скрипка (слайд № 19).
Рефлексия.
Учитель искусства: С танцами каких народов вы познакомились? Найдите различие «Польки» и «Менуэта» от «Бульбы», «Лезгинки», «Кадрили»? С чем это связано? Какой танец вам понравился больше? Что полезного вы узнали сегодня на уроке? Могут ли вам пригодиться эти знания завтра, в будущем? (экспресс-опрос, слайд № 20).
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание - сочинение - размышление по теме: «Танцевальная музыка в моей жизни».

15