Беседа по хореографии тема традиционная танцевальная культура якутов
Традиционная танцевальная культура якутов.
В формировании и становлении традиционной танцевальной культуры якутов громадное значение имели их миропонимание, мироощущения, мировоззренческие представления, религиозные верования, которые отразились в обрядах данного народа. Религиозные, культовые, промысловые, охотничьи, скотоводческие, семейно – бытовые обряды содержали в себе своеобразные танцевально – пластические элементы, послужившие основой народных танцев якутов.
Истоки традиционных якутских танцев уходят в глубокую древность, когда танцы и танцевальные элементы естественно и органично уходили в обряды, празднества, игры.
Танцевальное искусство якутов формировалось и развивалось в тесной взаимосвязи с песенно-музыкальным творчеством, фольклором народа. В древнем героическом эпосе олонхо, легендах, сказках, преданиях рассыпано немало сведений о характерных особенностях пластики якутов, являющихся основой танцевальных образов якутской хореографии.
Традиционная танцевальная культура якутов рассматривается в работе в плане ее сохранения и дальнейшего развития, т.е. изучается ее преемственность, бытование в современных условиях.
Обрядовые танцы.
В традиционном танцевальном искусстве якутов в течение веков сложилась своя образная система, самобытный танцевальный лексический фонд. Традиционное танцевальное искусство передается из века в века обогащаясь, приобретая все новые краски, пополняясь новыми выразительными средствами, но и в то же время довольно устойчиво сохраняя традиционную структуру. До наших дней дошли архаичные, реликтовые элементы старинных обрядовых танцев.
Одним из древнейших обрядовых действ является главное, традиционное обрядовое празднество якутов ысыах. В нем устойчиво сохранены все основные компоненты народного творчества, в том числе танцы и танцевально-пластические элементы.
Основной смысл этого древнего якутского праздника – поклонение небесным божествам Айыы, а в их лице – природе. Древние якуты признавали могущество сил природы и одухотворяли их, стремились довести до них свои пожелания. Мотив пожеланий проходил через моления , песнопения, танцы.
Традиционный хороводный танец осуохай.
Корни происхождения танца осуохай уходят в глубокую древность. Он является исконно обрядовым, ритуальным танцем, возникшим в лоне обряда ысыах
Этот круговой, хороводный танец, объединявший большое количество людей, возник как ритуальный танец, как своеобразное благодарение, благославление людьми Айыы-божеств и духов-иччи природы, друг друга. Считалось, что длительное и слаженное исполнение танца будет способствовать благополучной жизни: люди верили а магический смысл не только слов, но и движений.
Осуохай состоит из трех частей.
Первая часть осуохая – са5алааhын, т.е. зачин. Запевала протяжным пением как бы приглашает присуствующих на танец. Те постнпенно присоединяются к нему, переплетают пальцы рук и, медленно раскачиваясь, образуют круг. Двигаясь по ходу Солнца, участники танца идут влево размеренными шагами, исполняя поклоны. Движение по ходу Солнца означает поклонение Солнцу, силам природы.
Вторая часть танца осуохая – хаамыы yнкуу, или айан, т.е. танец с шагом, или «путь», может означать «пуститься в путь». Эта часть наиболее продолжительна. Музыкальный размер 2/4; шаги исполняются упруго, пружинисто, легко; подвижны корпус, руки, ноги. Движутся по ходу солнца. Эта часть танца характеризуется упругостью ритма, четкостью, легкостью шагов, динамичностью.
Третья, завершающая часть танца – котуу, означает «вознесение». Она является кульминацией танца, значительно короче по продолжительности второй, но концентрирует в себе главную мысль, заложенную в древний осуохай. Смысловая суть этой части танца в его древнем виде заключалась именно в вознесении, полете «котуу», что могло означать вознесение к божествам Айыы. Движения состоят из упругих прыжков с ноги на ногу при продолжающемся продвижении влево, по ходу Солнца.
Показательно, что осуохай исполнялся под открытым небом, на специально приготовленном для проведения ысыаха месте ( туhулгэ), форма которого похожа на круг.
Коллективный характер исполнения танца. Число участников может дойти до 200 – 300, а иногда до 500 человек. Велика объединительная, сплачивающая функция танца. Осуохай является самым демократичным видом народного творчества. В нем могут участвовать люди всех возрастов.
Мелодия и ритмика танца.
Особенно торжественный, возвышенный стиль пения первой части, динамичный, упругий ритм второй и третьей частей играют организующую роль в танце. Запевала играет в танце лидирующую роль. От него зависит темпоритм и богатство мелодики танца. М.Я. Жорницкой по характеру и пластике движений было выявлено пять вариантов осуохая ( якутский, олекминский, амгинский, усть – алданский, вилюйский ), описаны их исполнение, типы движений, характерные отличия. Характерные движения для каждого варианта: 1) якутский вариант – кириэстии хаамыы ( шаги накрест ); 2) олекминский вариант - коотуу ункуу ( танец прыжком ); 3) амгинский вариант – дэгэрэн хаамыы ( шаг с переступанием ); 4) усть – алданский вариант – тинилэх охсуу ( удар пяткой ); 5) вилюйский вариант – хатыйа хаамыы ( перекрещивающийся шаг ).
Ритуальный танец битии.
Другим старинным ритуальным танцем, исполняемым во многих обрядах, является танец битииhиттэр ункуулэрэ – танец битисиитов, или битии. Слово битии означает топтание на одном месте, прыгание. Плясуны – битисииты были задествованы во многих обрядах. Танец битисиитов изначально возник в лоне обрядовых дествий. Битии является наиболее архаичным, ныне почти утраченным танцем.
Танцы «Алгыс », «Узор» как образцы древних обрядовых танцев якутов.
У древних якутов широко были распространены алгысы – благославления, основанные на вере в магическую силу слов. Обычно алгысы произносились в форме посвятительного песнопения, словословия.
До сих пор считалось, что алгысы совершались в устной форме. Поэтому очень интересным представляется танец «Алгыс», созданный С.А. Зверевым.
С.А.Зверева – Кыыл Уола знают как народного сказителя, импровизатора, носителя традиционной танцевальной культуры якутов, но он был также собирателем и постановщиком якутских танцев. Созданные им танцы отличаются образной содержательностью, ярким национальным колоритом, своеобразием и неповторимостью выразительных средств, и, что особенно важно, - в его танцах прослеживается прочная связь с древними традициями якутов, их верованиями.
Им созданы такие танцы, как «Узор», «Алгыс» ( «Благославление»), «Ситим ( «Божественная нить»), «Тойон кыыл», или «Хотой» («Орел»), «Тэлээрис», фрагмент игрового танца («Берестяная тарелка»), «Сэлбэриискэ», «Сайылык», «Кыталык», «Халлаан кыыhа» и др.
В своем танце « Алгыс» С.А. Зверев хотел показать глубокое почитание, благоговейное отношение якутов к природе. Девушка – алгысчыт выступает в лице доброй белой белой удаганки. Она является зачинательницей алгысов, посвященных Небу, Солнцу, окружающей природе. Основные движения и характер исполнения движений танца «Алгыс» обусловлены смыслом поклонения, почитания.
В 1957 г. со своим самодеятельным коллективом С.А.Зверев поставил танец «Узор», истоки которого, уходят в глубокую древность и связаны древними обрядами и обычаями.
В танце «Узор» преобладают элементы, связанные с древнетюркской основой. Главные позы, положения рук напоминают некоторые положения тувинского, бурятского, монгольского танцев. Таней «Узор» отличается ярко выраженным восточным характером. Обращает на себя внимание ито, что орнаментальный рисунок танца, создаваемый руками и корпусом, в основном статичный, фиксированный. Основными рисунками являются линия, полукруг.
Лейтмотивом всего танца и в частности первой части является положение рук – соединение ладоней, имеющее объединяющее и благославляющее значение. Вторая часть – изображение трудового процесса. В этой части показывается мастерство и умение кузнецов, изготовляющих серебряные украшения для невесты.
В первой и второй частях движения исполняются в более размеренном темпе, то в третьей превалируют прыжки и подскоки.
Игровые танцы
В прошлом в жизни якутов немаловажное место занимали игры. В подвижные игры обычно играли на поляне поздней весной и летом. В отличии от обрядов, требующих специальной подготовки и исполняемых в установленное время, игры затевались в будничной жизни без всякого на то повода, по желанию. Широко распространенные подвижные игры включали в себя танцевальные элементы, которые впоследствии стали основными движениями игровых тантев, их базой. Игровой характер имеют основные движения якутского танца дьиэрэнкэй, чохчоохой, атах тэпсии, тилэх – тэпсии, кулун куллуруhу и прочие. Подражательные элементы танцевательного характера свойственны многим играм. В игре «огустар харсыhыылара » ( «бодание быков») двое мальчиков, опустившись на колени и уптраясь головами, изображают бодание быков. В игре «ат буолан сырсыы» ( «конские бега»), которая относится к массовым играм, участвуют 5 – 6 мальчиков. Опираясь в пол и на подушечки обеих ног, так что колени согнуты, а голова поднята, играющие по команде пускаются в бега, не поднимаясь с этого положения.
Благодаря своей танцевальности и ритмичности, движения игр являются сейчас основными движениями игровых танцев.
Беседа по хореографии
Традиционная танцевальная культура
якутов.
2010 г.
Литература по хореографии
А.Я. Ваганова. Основы классического танца. – Л., «Искусство» 1980.
Г.П. Гусев. Методика преподавания народного танца упражнения у станка. М., Владос 2003 г.
Г.П. Гусев. Методика преподавания народного танца танцевальные движения и комбинации на середине зала. М., 2004г
Е. Белова. Ракурсы танца. М., Искусство 1991г.
Бальные танцы М., Советская Россия 1983г.
Бальные танцы. М., Советская Россия 1984г.
Р. Захарова. Сочинение танца. М., Искусство 1983г.
В. Красовская. Западноевропейский балетный театр. Очерки, истории, преромантизм. Л., Искусство 1983г.
Р. Захарова Сочинение танца. Страницы педагогического опыта М., Искусство 1989г.
А.Г. Лукина. Традиционная танцевальная культура якутов. Новосибирск. Со РАН 1998г.
А. Мохотчунова. Якутские узоры Я., 1977г.
Музыка и движение. М., Просвещение. 1984г.
З.Н. Попова. Учимся танцевать. Я., 1992г.
Армянский народный танец. М., искусство 1980г.
Современные бальные танцы. М., Советская Россия. 1981г.
Сюжетные танцы. М., Советская Россия 1987г.
В.И. Уральская. Природа танца. М., Советская Россия. 1981г.
Т.Т. Ротерс. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., Просвещение. 1989г.
Аксения Посельская. Я., 1995г.
С. Толстякова. Танцы земли Олонхо. КиФ. Я., Ситим. 1993г.
Якутские народные танцы. Туhулгэ. Я., 1996г.
Современный бальный танец. М., Просвещение. 1978г.
А.Н. Заминина. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., Владос 2000г .
А.Г. Лукина. Танцы Якутии. Я., 1989г.
В. Костровицкая. 100 уроков классического танца. Л., Искусство 1991г.
Танцы народов Севера. М., Советская Россия. 1988г.
М. Жорницкая. Северные танцы. М., Советский композитор. М.,1970
Г. Франио, И. Лифиц. Методическое пособие по ритмике. М., 1987г.
Г. Говард. Техника европейских танцев. М., Артис. 2003г.
У. Лорд. Техника латиноамериканских танцев. М., Артис. 2003г.
П. Боттомер. Танец современный и классический. М., Эксмо. 2006г.
Балет. Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе. М., АСТ-Астрель. 2004г.
Я танцевать хочу. №1. 2001г. Молодежная эстрада.
Журнал «Советский балет» №5. 1988г.
Журнал «Советский балет» №6. 1988г.
Журнал «Советский балет» №3 1990г.
Журнал «Советский балет» №1 1991г
Журнал «Советский балет» №6 1991г.
Журнал «Советский балет» №5 1991г.
Журнал «Советский балет» №1 1989г.
Журнал «Советский балет» № 1989г.
Журнал «Светский балет» №5-6 1985г.
Журнал «Советский балет» №3-4 1986г.
Журнал «Советский балет» №11-12 1986г.
Журнал «Советский балет» №4 1987г.
Журнал «Советский балет» №1-2 1988г.
Журнал «Советский балет» №7-8 1988г.
Журнал «Советский балет» №2 1990г.
Журнал «Советский балет» №4 1990г.
.
.
Выпускники поступившие в учебные заведения культуры и искусства.
1.Солдатов Михаил Васильевич – окончил в 1996г. поступил в Якутский
Колледж культуры и искусства, отделение хореография, окончил в 1999г.
2.Тимофеева Светлана Васильевна – окончила в 1996г. поступила в ЯПУ-1,
музыкальное отделение. Работает в г. Нюрба, учитель музыки.
3.Вознесенская Виктория Викторовна - окончила в 2001г. поступила в Арктический институт культуры и искусства на хореографическое отделение. Окончила в 2007г.
4.Щербачкова Юлия Юрьевна –окончила в 2004г. Поступила в Якутский колледж культуры и искусства, отделение хореография, окончила в
2008г.
5.Едукина Мария Юрьевна - окончила в 1998г. Учится в Арктическом Государственном институте культуры и искусства, отделение хореография . Работает директором СДК с. Русское-Устье.
Историко-бытовой танец
Бытовые танцы
эпохи Возрождения
2011г.
I.Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения бытовой танец приобретает большое значение.
Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные
празднества, достигающие порой необычайной яркости и великолепия.
В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные представления типа интермедий с песнями и танцами. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ. На домашних и уличных празднествах также исполняются разнообразные танцы, придающие этим увеселениям оригинальность и красоту. Пышные празднества, увеселения, балетные представления прочно утверждаются и в Париже. Приезжающие туда итальянские художники, поэты, музыканты, танцмейстеры вместе с французами устраивают праздники, создают новые виды театральных представлений, где танцу отводится значительное место. Но, «несмотря на приглашение во Францию ряда итальянских музыкальных деятелей, переоценивать значение их никак не следует. Основной и движущей силой, обеспечивающей цветущее развитие» музыки и танца, была французская народная культура, национальные напевы, ритмы, национальная пластика.
Танцы эпохи Возрождения более сложны, чем незатейливые бранли позднего средневековья. На смену танцам с хороводной и линейно-шеренговой композицией приходят парные (дуэтные) танцы, построенные на сложных движениях и фигурах. В каждой провинции бытуют свои танцы и своя манера исполнения. Новер писал, что «менуэт пришел к нам из Ангулема, родина танца бурре-Овернь . В Лионе они найдут первые зачатки тавота, в Провансе-тамбурина». Отдельные формы народных танцев, характерные для эпохи Возрождения, популярны до сих пор. Так, во многих областях и провинциях Франции и сейчас исполняют ригодон, бурре, менуэт, бранль, сопровождая танец шуточными песнями. Народ по-прежнему исполняет свои танцы легко, изящно, непринужденно.
II. Придворные танцы эпохи Возрождения
Придворные танцы эпохи Возрождения в большинстве своем народные танцы, переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета. Только незначительное число танцев возникло непосредственно в дворцовой среде. Стиль придворной хореографии, дошедший до нашего времени, слагался непосредственно. Это был длительный процесс. Некоторые исследователи считают, что в эпоху Возрождения вообще не было устойчивых и определенных танцевальных форм. Действительно, для XV века характерно отсутствие танцев с четко установившейся формой. Техника танцев XIV-XV веков необычайна проста. В основном это променадные танцы без регламентированного рисунка движений рук. Композиция большинства из них была построена на поклонах, приближениях, удаленьях исполнителей друг от друга. Движения ног составляли мелкие шаги. Почти все танцы сопровождались бесконечными поклонами, исполнению которых придавалось большое значение, так как они были часть придворного этикета. Французские поклоны делались в правую сторону в отличие от итальянских, исполнявшихся влево. Кавалер снимал шляпу левой рукой - это должно означать, что он приветствует даму от всего сердца. Следует заметить, что танцы Италии и Франции раннего Возрождения мало, чем отличались друг от друга. Сдержанность и подчеркнутость осанки объяснялись во многом покроем придворной одежды: у дам были платья из тяжелой материи с очень длинными шлейфами, у мужчин - кафтаны, трико, обтягивающие ноги, и узкие башмаки с длинными клювовидными носками. Одежда сковывала свободу движений. Несмотря на то, что появляется огромное количество новых танцев, популярные в эпоху позднего средневековья. Народ по-прежнему любит бранли. При дворе исполняются променадные танцы. Танцы со свечами и факелами прочно входят в бытовые и торжественные обряды и распространяются по всей Европе. Самыми популярными танцами XV- веков были бассдансы. Первое время исполнители не соблюдали определенной последовательности движений. Курт Закс говорит о том, что в танцах было много неопределенного. Один мог исполняться в темпе другого, в одном танце смешивались различные танцевальные композиции. Очевидно, многое завесило от умения изобретательности ведущих.
Реверанс - почтительный поклон. Его характер зависел от формы и покроя одежды. Особое внимание в поклоне уделялось умению кавалера обращаться со своим головным убором. Он снимал шляпу перед поклоном и приветствовал даму, делая салют. Класть руку на эфес шпаги, откидывать пелерину, делать самые простые движения и жесты, придворные должны подчеркнуто и красиво. Величественностью и строгостью отличались реверансы и поклоны XV века. Перед королем и королевой их делали особенно почтительно и глубоко. Развитие танцевальной техники в XVII веке и изменение покроя ткани придворных костюмов не могло не отразится на реверансах и поклонах. Поклоны и реверансы исполняются более утонченно и музыкально. Изысканный рисунок рук венчал основные позы танца. Он приобрел особое значение в популярнейшем танце того времени – менуэте, где изящные движения рук, утонченные поклоны и реверансы придавали всему танцу необычайную галантность.
III ПЕРВЫЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ ТЕОРЕТИКИ
Первым итальянским теоретиком танцевального искусства считают Доменико, или Доменикано, из Пьяченцы. Сам Доменико
Не писал никаких научных трактатов, но его ученики пристально всматривались в методику своего прославленного учителя и распространяли ее по всей стране.
В 15 веке придворная хореография начинает приобретать свои специфические черты. Она окончательно порывает с какими бы то ни было приемами исполнения, свойственными народному танцу. Движения придворного танца становятся все более и более сдержанными. Исполнять веселую пиву считается неприличным, из салтереллы убираются прыжковые движения. Бытовой танец эпохи Возрождения - танец парный. В нем все большее внимание обращается на мелкие детали движения рук, манеру носить платье, держать корпус: снимать шляпу, приветствовать партнера и гостей. Танцующие стоят близко друг к другу, соприкасаясь плечами. В 15- начале 16 века танцевальное искусство наиболее пышно расцветает в Италии. Балы во Флоренции 15-16 веков - образец великолепия, красочности, изобретательности. Итальянские учителя танцев приглашаются в различные страны.
Бытовой танец начинает включать такие движения, assemble на полупальцах, jete, Глиссирующий шаг, перекрещивание ног, скольжение каблуком. Усложняется техника женского танца, в ней появляются мелкие движения типа pas de bourree.
IV Танцы
1.Монтаньяр
Монтаньяр - массовый танец, исполняющийся в сопровождении волынки и двух труб. В нем участвуют не менее восьми пар, располагающихся колонной. Фигуры и движения монтаньяра, требуют, чтобы расстояние между парами было не менее полутора метров
2. Вольта
Вольта - парный танец итальянского происхождения. Название его происходит от итальянского voltare, что означает «поворачиваться» Движения волты, связаны с подъемом дам в воздух.
3. Гальярда
Гальярда - старинный танец итальянского происхождения, распространенный в Италии, Англии, Франции, Испании, Германии. Это веселий и живой танец, берущий свое начало в народной хореографии.
4.Павана
В первой половине 16 века на смену бассадансам приходит павана. Павана, как и менуэт, исполнялось строго по рангам. Народ и буржуазия этот танец не исполняли. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Танцевали павану одной или двумя парами под аккомпанемент тамбурина, деревянных инструментов, флейты в медленном двойном размере. Кавалеры исполняли павану при шпаге и пелеринах. Дамы были парадных платьях с тяжелыми длинными тренами.
5. Куранта
Куранта - придворный танец рубежа 16-17 веков, итальянского происхождения. Куранта - танец торжественный. Куранта была простая и сложная. Первая состояла из простых, глиссирующих шагов, исполнявшихся вперед. Сложная куранта носила пантомимический характер: трое кавалеров приглашали трех дам для участия в танце.
6. Аллеманда
Аллеманда - танец немецкого происхождения от принадлежит к массовым танцам. Количество пар не ограничивалось. Движения танца состояли из простых, спокойных шагов и двойного бранля.
7. Сантарелла
Народный итальянский танец. Сантарелла - очень простой танец, он не имеет установленных фигур. Основное движение- balance. Но исполнители должны обладать ловкостью и силой, так как темп в танце все время нарастает, доходя до очень бурного. Сантарелла парный танец.
8. Сарабанда
Родина сарабанды - Испания. Сарабанду танцевали только женщины. Аккомпанементом служи кастаньеты гитара и песни участниц. За пределы Испании сарабанда попадет в 17 веке. Здесь она становится парным танцем с более спокойным ритмом. В придворных кругах сарабанду обычно танцевали медленно и важно. У себя на родине сарабанда попала в разряд непристойных танцев и в 1630 году была запрещена.
15