Программа учебного предмета Концертмейстерский класс


Управление культуры администрации г. Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №4» г. Южно-Сахалинска
Программа учебного предметаПО.01.УП.03.В.04.УП.04
Концертмейстерский класс
Срок обучения – 4,5 года
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства«ФОРТЕПИАНО»
срок обучения – 8 лет
г. Южно-Сахалинск
2014 г.
«Одобрено» «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ № 4»
МБОУ ДОД «ДШИ № 4» __________________ Фролова Н.Е.
Протокол от_______________№______ Приказ от_______________№_____
Разработчик - Гречко Светлана Александровна, преподаватель по классу специального фортепиано, зав. отделом фортепианоМБОУ ДОД «ДШИ №4»
Рецензент - Рожаева Елена Николаевна, зам. директора по УР МБОУДОД «ДШИ №4»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой образовательной программы по данному предмету и сроку обучения.
Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры.Поэтому в структуре программы «Фортепиано» федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс», которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
1.2.Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему учебному плану может составлять 4,5 года – с 4 класса (за счет часов вариативной части) по первое полугодие 8 класса.
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планомобразовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерскийкласс».
Таблица 1
Виды учебной нагрузки 4 класс – 1 полугодие 8 класса
Количество часов (общее на 4.5 года)
Максимальная нагрузка 320.5 часа
Количество часов на аудиторную нагрузку 148 часов
(из расчета 1 час в неделю)
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 172.5 часа
(из расчета 1 час в неделю в 4 – 6 классе и 1.5 в неделю в 7 – 8 классах)
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока 30 минут.
Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.
В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
1.5. Цель и задачи учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Целью учебного предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства, стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.
Задачи:
формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
приобретение знаний об особенностях вокального исполнительства (искусство дыхания, фразировка и др.);
навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;
приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.
1.6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения, наблюдение);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовкипозволяет найти более точный ипсихологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Концертмейстерский класс» должны иметь площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
П. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс» по годам обучения:
Таблица 2
Срок обучения 4,5 года
Распределение по годам обучения
Классы 1 2 3 4 5 6 7 8
Продолжительность учебных занятий (в неделях) - - - 33 33 33 33 16
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю) - - - 1 1 1 1 1
Общее количество часов на аудиторные занятия
(на все время обучения) 148
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю) - - - 1 1 1 1,5 1,5
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все времяобучения) 172,5
Общее максимальное количество часов на весь период обучение 320,5
Максимальная нагрузка: 4-6 классы – 2 часа в неделю, 7-8 классы – 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа обучающихся включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, подготовка к концертным выступлениям, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.), участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Виды домашней работы обучающихся:
выучивание нотного текста;
самостоятельный разбор музыкальных произведений;
выучивание репертуара наизусть;
другие творческие виды работ.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации проводятся (могут проводиться) рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Концертмейстерский класс» обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Требования по годам (этапам) обучения
Учебный предмет «Концертмейстерский класс» начинается с изучения наиболее простого вокального репертуара (эта работа планируется в 4 классе).
Более сложный материал дается позже (первое полугодие 8 класса), когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера.
Знакомство с новым предметом – вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.
Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.
Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.
Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано.
Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может её подыгрывать на другом инструменте.
Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом.
Содержание программы
Четвертый класс (1 час в неделю)
Обогащение репертуара учащихся: народные песни (русская, французская, чешская, немецкая), песни танцевальные, песни в ритме марша, песня-гимн («Пусть всегда будет солнце»), любимые детские песни из мультфильмов. Появление в репертуаре «взрослых» песен-романсов - «Зимний вечер» М. Яковлева, «Широкий Днепр». Знакомство с гражданственной песней («Священная война» А. Александрова).
Дальнейшее усложнение фактуры аккомпанемента. Стремление к исполнению двух слоев фактуры в одной руке разными тембрами. Увеличение темпов.
Исполнение песен под аккомпанемент четырехручного ансамбля и на более поздней стадии - под аккомпанемент второй партии этого ансамбля.
В течение года следует пройти в классе не менее 3-4 произведений.
В конце учебного года ученик показывает одно произведение на контрольном уроке в классе.
Примерный репертуарный список
Песни со словами в сопровождении 4-х ручного ансамбля.
Бахмацкая В. Переложение французской народной детской песни «Колыбельная».
Переложение чешской народной песни «Ну-ка, кони!» Голованова С.
Обработка чешской народной песни «Мой конек» Давиденко А.
Обработка немецкой революционной песни «Маленький барабанщик».
Имбер Ш. «Вот Пиф - наш пес».
Крыжановский Д. «Широкий Днепр».
Островский А. «Пусть всегда будет солнце».
Савельев Б. Песенка кота Леопольда «В небесах высоко»,«Хорошо и плохо».
Сибирский В. «Танцевать два мишки вышли».
Соколова Н. «Праздник». «Качели».
Старокадомский М. «Любитель-рыболов».
Туманян Е. Обработка русской народной песни «Скок, скок, поскок».
Филиппенко А. «На мосточке».
Яковлев М. «Зимний вечер»
Песни, которые рекомендуется проработать сначала по двуручному, а затем потрехстрочному изложению.
Александров А. «Священная война».
Ботяров Е. «Вернусь», - сказал солдат».
Гладков Г. Песенка Львенка и Черепахи.
Ефремов И. «Робин-красношейка».
Крылатое Е. «Кабы не было зимы», «Песенка о лете».
Птичкин Е. «Песенка Пишичитая».
Савельев Б. «Хвост за хвост», «Если добрый ты», «Неприятность эту мы переживем», «Настоящий друг».
Чичков Ю. «Песенка добряков».
Шаинский В. «Улыбка», «Чунга-Чанга», «Веселая карусель», «Антошка», «Песенка слона», «Облака», «В Подмосковье ловятся лещи», «Голубой вагон», «Крейсер «Аврора», «Дождь пойдет по улице».Пятый класс (1 час в неделю)
Обработки народных песен. Песня русская, украинская, шведская, французская.
Ознакомление с жанром романса. Доступная тематика. Элегии. Авторы текстов: А.Пушкин, В.Жуковский, А.Дельвиг, Н.Кукольник, А.Кольцов, И.Тургенев и др. Знакомство с отдельными более сложными по содержанию произведениями с нетрудной фортепианной партией (Ф. Шуберт «Шарманщик»).
Советские песни. Песни из детских мультфильмов с достаточно сложным аккомпанементом. Лирическая песня военных лет.
Формы:
куплетная;
период;
сквозное развитие.
Несложные аккомпанементы романсов. Различные типы фактур:
двудольная - аккордовая: бас-аккорд, бас-фигурация, бас - короткое арпеджио;
трехдольная - вальсовая, 3/8,6/8;
синкопы в фортепианной партии;
диалог голоса и фортепиано.
Чтение с листа на уроке с преподавателем при знакомстве с новым произведением.
В течение года следует пройти в классе не менее четырех произведений и регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце учебного года ученик исполняет одно произведение на контрольном уроке в классе.
Примерный репертуарный список
Обработки народных песен.
Волков Вяч. Обработка русской народной песни «Тонкая рябина».
Гурилев А. Обработка русской народной песни «Вниз по матушке по Волге».
Обработка русской народной песни «Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь?».
Обработка русской народной песни «Ивушка зеленая моя».
Ильин И. Обработка французской народной песни «Эльзасский танец».
Лысенко Н. Обработка украинской народной песни «Ой, не свiти, лисяченьку».
Новиков А. Обработка русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза».
Хэгг Г. Обработка шведской народной песни «Облако».
Романсы
Абаза «Утро туманное».
Алябьев А. «Воспоминание».
Брамс И. «Колыбельная».
Глинка М. «Ты, соловушко, умолкни», «Жаворонок», «Не пой, красавица», «Признание», «Ах, ты ночь ли ноченька».Гурилев А. «Гори звездочка, блистай ясная»,«Грусть девушки», «Матушка-голубушка», «Домик-крошечка», «Воспоминание», «Вьется ласточка сизокрылая».
Даргомыжский А. «Юноша и дева», «Я вас любил».
Дюбюк А. «Не брани меня, родная».
Монюшко С. «Думка».
Моцарт В. «Тоска по весне».
Тома А. «Вечерняя песня».
Шуберт Ф. «Шарманщик».
Экзоде А. «Менуэт»
Юрьев Б. «Динь-динь-динь».
Советская песня
Гладков Г. «Песня друзей».
Крылатое Е. «Колыбельная медведицы».
Петербургский Г. «Синий платочек».
Шестой класс (1 час в неделю)
Романсы - элегии философского содержания. Восточный колорит в творчестве русских композиторов. Авторы текстов: А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Дельвиг, А.Полежаев, Н.Некрасов и др.
Советские песни лирические, гражданственные и сатирические на стихи Д.Самойлова, М.Исаковского, Е. Винокурова, В.Суркова и др.
Усложнения в фактуре:
длинные арпеджио;
полиритмия голоса и фортепиано;
двойные ноты (терции, сексты);
мелодия октавами в проигрыше;
ритм мазурки (польские композиторы);
маршевость.
Чтение с листа с предварительным анализом более легких романсов и песен.
В течение учебного года следует пройти в классе не менее четырех произведений и регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце учебного года ученик должен сыграть одно произведение на недифференцированном зачёте. Зачёт проходит в форме академ. концерта.
Примерный репертуарный список
Обработки народных песен
Алябьев А. Обработка украинской народной песни «Веют ветры».
Волков В. Обработка русской народной песни «Что ты жадно глядишь на дорогу».
Романсы
Балакирев М. «Слышу ли голос твой».
Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний», «Колокольчики мои, цветики степные».
Варламов А. «Разочарование», «Напоминание».
Верстовский А. «Певец».
Глинка М. «Только узнал я тебя».
Гурилев А. «Красный сарафан», «Колокольчик», «И скучно, и грустно».
Кюи Ц. «Ты и Вы».
Монюшко С. «Золотая рыбка», «Весенняя песенка».
Римский Корсаков Н. «Восточный романс».
Шопен Ф. «Желание».
Яковлев М. «Зимний вечер».
Советская песня
Блантер М. «В лесу прифронтовом».
Богословский Н. «Темная ночь».
Гладков Г. «Песенка акробатов».
Листов К. «В землянке».
Мурадели В. «Бухенвальдский набат».
Эшпай А. «Москвичи».
Седьмой класс (1 час в неделю)
Усложнение фактуры в обработках народных песен.
Усложнение содержания романсов. Авторы текстов: И.Гете, А.Пушкин, М.Лермонтов, Е.Баратынский, Н.Огарев, А.Дельвиг, Н.Языков, А.Фет и др.
Советские песни лирические и гражданственные на стихи С.Есенина и Е.Евтушенко.
Жанровое разнообразие романсов: песня, элегия, баркарола, песня-монолог.
Продолжительные и сложные по охвату музыкальные формы романсов.
Более значительные фортепианные вступления и заключения.
Усложнения в фактуре:
ломаные арпеджио;
усложнение вальсовой фактуры;
ритм полонеза;
полифоничность;
сочетание различных типов фактуры в одном романсе;
ритмический волевой стержень в гражданственной песне.
Овладение гибкимrubato. Чтение с листа.
В течение учебного года следует пройти в классе 4-5 произведений и регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце учебного года ученик должен сыграть одно произведение на контрольном уроке. Контрольный урок проходит в форме академ. концерта.
Примерный репертуарный список
Обработки народных песен
Александров А. Обработка русской народной песни «Калинка».
Гурилев А. Обработка русской народной песни «Ты поди, моя коровушка».
Обработка русской народной песни «Вдоль по Питерской».
Металлиди Ж. Обработка греческой народной песни «Колечко».
Неизвестный автор. Гармонизация русской народной песни «То не ветер ветку клонит».
Романсы
Алябьев А. «Соловей», «Я вижу образ твой».
Варламов А. «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, душа-девица», «Красный сарафан», «Горные вершины».
Глинка М. «Северная звезда», «Венецианская ночь», «Не искушай меня без нужды».
Гурилев А. «Внутренняя музыка».
Даргомыжский А. «Шестнадцать лет», «Мне грустно», «Влюблен я, дева-красота».
Кюи Ц. «Царскосельская статуя».
Моцарт В. «Маленькая пряха».
Сабинин В. Обр. «Гори, гори, моя звезда!».
Титов Н. «К Морфею».
Шереметьев Б. «Я вас любил».
Советская песня
Агафонов О. Обработка народной музыки «Клен ты мой опавший».
Колмановский Э. «Хотят ли русские войны».
Пономаренко Г. «Отговорила роща золотая».
Восьмой класс (I-е полугодие, 1час в неделю)
Романсы и песни, при исполнении которых необходимы хорошее владение инструментом, достаточная музыкальная и техническая зрелость и опыт в работе над аккомпанементом. Авторы текстов романсов: Г.Гейне, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Дельвиг, А. Кольцов, А.Толстой, А.Блок и др.
Советские песни лирические и гражданственные на стихи С.Есенина, Л.Ошанина, В.Харитонова.
Чтение с листа с предварительным анализом и без него.
Примерный репертуарный список
Романсы
Алябьев А. «Увы! Зачем она блистает».
Бородин А. «Для берегов отчизны дальной».
Глинка М. «Песнь Маргариты».
Гурилев А. «Вам не понять моей печали», «Право, маменьке скажу», «Разлука».
Каччини Д. «Ave Maria».
Рахманинов С. «Сирень».
Римский-Корсаков Н. «Гонец».
Рубинштейн А. «Горные вершины».
Тинякова В. «Скрипка стонет под горой», «Ветер принес издалека».
Чайковский П. «Средь шумного бала».
Шашина Е. «Выхожу один я на дорогу».
Яковлев М.«Что ты рано, травушка, пожелтела».
Ред. И. Козловского «Я встретил Вас».
Советская песня
Новиков А. «Дороги».
Львов-КомпанеецД. «Темна ноченька».
Пономаренко Г. «Не жалею, не зову, не плачу».
Тухманов Д. «День победы».
В течение полугодия года следует пройти в классе 2-3 произведения, одно из них исполняется на дифференцированном зачёте при комиссии. Оценка выставляется в свидетельство об окончании ДШИ.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯРезультатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающихся художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки;знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);
знание основных принципов аккомпанирования солисту;
навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;
умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Для осуществления методов развивающего обучения в классе фортепиано, практикуются различные формы музицирования, по которым рекомендуется проводить контрольные проверки, в том числе по аккомпанементу. По желанию преподавателя и ученика возможно провести недифференцированный зачет по аккомпанементу в выпускном классе. К нему предлагается повторить все полюбившиеся романсы и песни, пройденные за годы обучения в школе. На зачете по аккомпанементу ученик может рассказать об исполняемом романсе.
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться уже сложившиеся формы проверки: контрольные уроки, концерты, прослушивания, а также классные вечера с приглашением на них преподавателей отдела; музыкальные спектакли, литературно-музыкальные композиции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение контрольных уроков, зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Для развития личности ребенка, его стремления к познанию и творчеству, эмоционального благополучия очень важны творческая атмосфера в классе и серьезное отношение к музыкальной школе в семье. Для формирования этого отношения необходимы постоянные контакты преподавателя с родителями. Это осуществляется, в том числе, в форме приглашения родных на концерты учащихся и другие праздничные мероприятия, а также в форме систематических открытых уроков для родителей.
Очень важны творческие контакты учеников и родителей. Организация семейных ансамблей, их совместные репетиции и выступления на концертах помогают поющим родственникам-непрофессионалам включиться в процесс исполнительского искусства, понять роль и значение музыкальной школы в жизни ребенка. Нахождение новых точек соприкосновения способствует лучшему взаимопониманию и сближению членов семьи. Таким образом, создаются условия для творческой самореализации личности ребенка, его профессионального самоопределения.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Условием успешной реализации программы по учебному предмету «Концертмейстерский класс» является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен по принципу – от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
Аккомпанемент – это составная часть такого ансамбля, в котором фортепиано принадлежит огромная роль, отнюдь не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнера. Оба музыканта, и солист, и пианист, в художественном смысле становятся равноправными членами единого целостного музыкального организма.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.
Учащиеся, владеющие основами самостоятельной творческой деятельности в области ансамблевой игры и аккомпанемента, легче адаптируются в среде сверстников, выделяются своими умениями в среде одноклассников в общеобразовательной школе, являются, по сути, пропагандистами музыкального образования.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Методические рекомендации при работе с учащимися в классе вокального аккомпанемента
Занятия в классе аккомпанемента, знакомство с камерно-вокальной лирикой способствуют лучшему осмыспению жанра, более глубокому знанию соответствующей литературы, расширению музыкального кругозора. При изучении вокальных произведений происходит соприкосновение с миром поэзии. Одновременное восприятие музыки и стиха имеет особую силу эмоционального воздействия, обогащает духовный мир формирующейся личности.
Аккомпанемент – это хорошая подготовка к работе над кантиленными пьесами. Обостренное внимание к партии вокалиста, соотношению звучания голоса и фортепиано развивает способность лучше слышать себя, анализировать свое исполнение в сольных пьесах.
Такой вид музицирования, когда одни ученики поют, а другие аккомпанируют, как и любой ансамбль, сплачивает учащихся разных возрастов, разной степени подвинутости, чего иногда не хватает при индивидуальных занятиях. И, наконец, обучение навыкам аккомпанемента вокальным произведениям необходимо как для домашнего музицирования после окончания школы, так и для дальнейшего профессионального обучения.
Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического тевста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т.д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.
Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать сиену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.
Одна из первостепенных задач преподавателя – научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.
Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать:
как вокалист берет и как держит дыхание;
что такое пение «на опоре» и «бездыханное» пение;
различие между чистой и фальшивой интонацией, а также иметь представление о «филировке» звука, пении «portamento» и т.д.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.п. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.
Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной или многострочной фактуры.
Особое месте в программе занимает советская песня - значительный пласт музыкальной культуры, который позволяет знакомиться с историей нашей страны, суровой военной действительностью, с жизнью людей различных поколений, с их чаяниями, мечтами. Многие песни заслуженно популярны и любимы.
Над аккомпанементом к лирическим песням, песням-воспоминаниям, песням-раздумьям полезно работать так же, как и над аккомпанементом к романсам. Однако в массовой песне расширяется круг тем и, следовательно, круг исполнительских задач. Массовые песни часто требуют другой звуковой палитры, другого ритмического нерва, воли, целеустремленной динамики, умения держать достаточно большую группу исполнителей вокальной партии.
Знакомство с аккомпанементом в младших классах
Занятия аккомпанементом можно начинать с первого класса школы после получения учащимися необходимых навыков игры на фортепиано.
Для играющего малыша наипростейший аккомпанемент – это дублирование мелодии на инструменте во время пения другого ученика или преподавателя. Главная задача первого этапа обучения - научиться слушать друг друга. Из этого вытекают две практические задачи: первая - исполнить вместе, вторая - добиваться того, чтобы фортепиано не заглушало голос (уже на этом этапе можно говорить об ансамбле).
Следующий этап – собственно аккомпанемент. Сначала самый элементарный – игра основных басовых звуков, которые необходимо «брать» вовремя, в зависимости от фразы и дыхания, не заглушая при этом пения.
Следующим видом аккомпанемента может быть басовый звук в левой руке и один звук в правой руке. Затем фактура усложняется: появляются гармонические и мелодические интервалы, аккорды, короткие арпеджио; усложняется ритмический рисунок, появляются синкопы; расширяется тональная сфера за счет тональностей с большим количеством знаков и т.д.
Каждый новый тип фактуры лучше начинать осваивать с двудольного размера. Для привыкания к записи вокальной музыки на трех строчках можно идти от 4-х ручных ансамблей, когда исполнитель второй партии следит по нотам за первой. Можно также идти и от записи на двух строчках. Многие популярные детские песни даны в записи для фортепиано. После того, как ученик освоит этот вариант, ему будет гораздо легче исполнить аккомпанемент этой песни, данный в трехстрочной записи.
К аккомпанементу необходимо подходить постепенно. Например, песню Д.Кабалевского «Наш край» на первом году обучения можно играть одноголосно и петь (самому или с другими учениками). На втором году обучения аккомпанементом может служить ритмически-организующее ненасыщенное гармоническое сопровождение: бас в левой руке и один звук в правой. Аккордовый аккомпанемент этой песни рекомендуется уже для 3-4 классов.
Как и всякий ансамбль, аккомпанемент требует ритмической точности, согласованной нюансировки, распределения внимания на обе партии. Желательно, чтобы ученик научился следить по нотам за обеими партиями, не глядя на руки.
Работа над романсом в классе фортепиано
Приобщать детей к миру романса можно с первого класса школы при условии тщательного подбора репертуара. Романсы должны быть доступными по содержанию, а вокальные партии – несложными для исполнения.
Знакомство с романсом можно начать с его ансамблевого исполнения: ученик играет вокальную партию, педагог – партию аккомпанемента (возможны две формы работы: ученик подготовил свою партию дома, или читает с листа на уроке). Затем исполненную на фортепиано мелодию ученик поет под аккомпанемент преподавателя. Такой вид работы с учащимися младших и средних классов впоследствии (в старших классах) поможет при работе над аккомпанементом к этим романсам.
Подготовительный этап к работе с вокалистом осуществляется на индивидуальном уроке.При изучении первых романсов рекомендуется разбирать их сначала в классе.
Первоначальные задачи при работе над аккомпанементом романса в целом те же, что и при работе над аналогичными типами фактур аккомпанемента в сольных пьесах. При исполнении аккомпанемента необходимы пальцевая цепкость и ритмическая упругость. Очень важна линия левой руки, часто изложенная октавами, прерываемыми паузами. Линию левой руки важно слышать как горизонтальную, объединяя и фразируя отдельные звуки; октавы должны звучать «мягко», без удара; скачки в басовой линии не должны тормозить общего движения.
Партия правой руки, часто изложенная арпеджио (короткими, длинными, ломаными) должна быть «пропета», проинтонирована как мелодия.Ломаные арпеджио «пропеть» сложнее, чем короткие, в быстром темпе «пропевать» сложнее, чем в медленном. Достижение подобной певучести требует времени.
Другая важная задача, стоящая перед юными пианистами – это педализация. В фортепианной партии должна быть тонкая, красочная педализация точно соблюдены паузы. Кроме прямой и запаздывающей педалей желательно использовать полупедаль (в старших классах).
Параллельно с работой над фортепианной партией следует осваивать и вокальную. Необходимо научить ученика во время игры видеть строчку вокальной партии, т.е. зрительно контролировать исполнение. Одновременно с этим необходимо постоянно вслушиваться в звуковое соотношение вокальной и фортепианной партий, т.е. осуществлять звуковой контроль.
В процессе работы необходимо особое внимание уделять форме, фразировке, говорить о значении пауз, цезур, умении дать возможность певцу взять дыхание. Можно предложить ученику свой вариант rubato и добиваться совпадения. Но следует обратить внимание на то, что вокалист будет петь по-своему, и каждое новое исполнение может отличаться от предыдущего. Главное - слушать певца в момент исполнения, быть чутким к его музыкальным намерениям.
Кроме ансамбля по вертикали (звуковое соотношение, временное совпадение) необходимо слышать ансамблевый диалог голоса и фортепиано. Важны все сольные фрагменты фортепианной партии. Вступление определяет стиль произведения, дает темп, создает настроение. Все фортепианные проигрыши и заключение должны органически вписываться в общее звучание, быть неотъемлемой частью создаваемого образа.
Приступая к работе с вокалистом, можно еще раз напомнить ученику, что пианист должен не просто знать свою и сольную партии. Хорошо аккомпанировать он может лишь тогда, когда пропевает «про себя» вместе с солистом каждый звук, каждое слово, дыхание и еще лучше - предчувствует заранее, предвкушает то, что будет делать партнер. Чувствовать себя в какой-то степени исполнителем сольной партии - необходимое условие при работе с певцом.
В процессе работы с вокалистом продолжается совершенствование исполнения фортепианной партии. Сама цель, достойное аккомпанирование профессиональному певцу, может послужить стимулом к поиску более богатой звуковой палитры, быть причиной большей увлеченности в работе.
Чтение с листа аккомпанемента
Чтение с листа, как и всякое исполнение, это, в первую очередь, процесс создания художественного образа, но без подготовки, без выучивания текста заранее.
Хорошая подготовка к чтению с листа аккомпанемента – это чтение двуручных переложений песен и второй партии в четырехручном ансамбле.
Навык беглого чтения с листа развивается на базе навыков чтения с предварительным тщательным разбором. Прежде, чем читать с листа аккомпанемент, надо познакомиться с песней (позже романсом), ее словами, мелодией, пропеть то, что сможет ученик, может быть даже сыграть ее мелодию. Необходимо вслушаться в характер этой мелодии, определить фразы, динамику, только после этого надо приступать к анализу аккомпанемента. Ученик анализирует музыкальное произведение сначала в классе с преподавателем, а с приобретением определенного опыта – дома самостоятельно.
Читать с листа аккомпанемент следует с солистом, а если он отсутствует, то преподаватель должен сам подыгрывать или напевать сольную партию. Как и при чтении четырехручных ансамблей, всегда должен быть партнер, ведущий исполнение. Главная задача преподавателя – это организация музыки во времени, без которой чтение с листа превращается в простой разбор нот. При чтении с листа не допускаются остановки в трудных местах, как при разборе. Аккомпанемент, как и всякий ансамбль, требует ритмической точности.
Главная задача более опытных аккомпаниаторов состоит в том, чтобы идти за солистом, чутко следить за его дыханием, темповыми отклонениями, динамикой. При чтении с листа все эти задачи остаются в силе, и, может быть, добавляется еще одна – умение грамотно облегчить фактуру в трудных местах.
При чтении с листа аккомпанемента полезно, чтобы ученик следил по нотам за обеими партиями, не глядя на руки.
Беглое чтение с листа основано:
на умении схватить главное в музыкальной ткани, умении грамотно облегчить фактуру;
на умении непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-нибудь поправок, остановок.
Чтение с листа аккомпанемента, как и чтение с листа фортепианных ансамблей, мобилизует внимание ученика, воспитывает умение слушать партнера. Умение аккомпанировать с листа особенно важно потому, что в практике необходимость эта возникает чаще, чем необходимость в чтении с листа сольных пьес.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающегося
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах – темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемых нотных сборников
Аверкин А. Песни, романсы и коры на стихи С.Есенина. - М.: Советский композитор, 1978.
Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977.
Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка, 1969.
Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976.
Глинка М.Романсы и песни. М., Музыка, 1978.
Григ Э.Романсы и песни. М., Музыка, 1968.
Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980.
Гинзбург СЛ. История русской музыки в нотных образцах. Том III. - М.: Музыка, 1970.
Голованова СИ. Первые шаги. Сборник для начинающих. Часть 2 «Ансамбли». -М.: Крипто голос, 2002.
Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971..
Жаров В. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано. - М.: Музыка, 1989..
Зацарный Ю. «День Победы». Песни военных и послевоенных лет. - М.: Советский композитор, 1964..
Игнатьев В.И., Игнатьев Л.Я. «Я музыкантом стать хочу». Часть 2. - Л.: Советский композитор, 1989.
Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971.
Кюи Ц.Избранные романсы. М., Музыка, 1957.
Кирилина Г.П. «Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2. - Киев: Музычна Украина, 1977.
Копческий Н., Натансон В., Соколов М. Современный пианист. - М.: Музыка, 1983.
Моцарт В.Песни. М., Музыка, 1981.
Милич Б. Маленькому пианисту. - М.: Кифара, 1994.
Модель В.И., Модель Ф. «Улыбка». Мелодии из мультфильмов. - Л.; Музыка, 1991.
Натансон В. «Брат и сестра». 1 класс ДМШ. Вып. 2 «Народные песни и танцы в 4 руки». - М.: Советский композитор, 1962.
Популярные романсы русских композиторов/сост. С.Мовчан, Музыка, 2006.
Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977.
Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012.
Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969.
Рубинштейн А. Романсы. М, Музыка, 1972.
Соколова Н. «Ребенок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением.-Л.: Музыка, 1983..
Шульгина В., Маркевич Н. Юным пианистам. - Киев: Музычна Украина, 1985.
Свиридов Г. Романсы и песни. М., Музыка, 1970.
Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978.
Шопен Ф.Песни. М., Музыка, 1974.
Шуберт Ф.Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961.
Шуман Р.Песни. М., Музыка, 1969
Список рекомендуемой методической литературы
Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с виолончельным репертуаром /»Фортепиано»,1999, № 2.
Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009.
Живов Л.Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальномучилище/Методические записки по вопросам музыкального образования. М. 1966.
Живов Л.Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М. Глинки/О работе концертмейстера. М., Музыка 1974.
Крючков Н.Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961.
Кубанцева Е.Концертмейстерский класс. М., Изд. центр «Академия».
Кубанцева Е.Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера/Музыка в школе, 2001: № 4.
Люблинский А.Теория и практика аккомпанемента: методологические основы/Л., Музыка, 1972.
Подольская В.Развитие навыков аккомпанемента с листа/О работе Концертмейстера. М., Музыка 1974.
Савельева М.Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерскомклассе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии/Методические записки по вопросам музыкальногообразования, вып.3. М., Музыка1991.
Смирнова М.О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974.
Шендерович Е.Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4.
Шендерович Е. «В концертмейстерском классе». Размышленияпедагога. М., Музыка, 1996.
ЧачаваВ. Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007.