Открытый урок на тему Основные направления в работе с ансамблем гитаристов


Конспект открытого занятия
д/о «Обучение игре на гитаре»
Место проведения: ЦРТД и Ю ст. Петровской
Возраст воспитанников: 12 – 15 лет Год обучения – 1-й год обучения Педагог дополнительного образования: Стецуренко Константин Николаевич
Тема: «Основные направления в работе с ансамблем гитаристов».
Цель: Подготовка учащихся как музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение».Задачи:
Обучающие:
Формировать навыки ансамблевой игры, учить слушать друг друга, чётко следовать ритму и темпу.Развивающие:
Развивать ритмический, мелодический и гармонический слух.Воспитательная:
Воспитывать интерес к разным жанрам музыкального искусства.Тип занятия: комплексное занятие, включающие в себя повторение и закрепление пройденного материала, а также закрепление первичных знаний и навыков.
Методы обучения:
методы активизации логического мышления;
методы практического освоения музыкальной информации;
методы развития творческих способностей.
Для активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников в качестве основной цели достижения результата обучения, целесообразны различные формы ИКТ: тематическая презентация о жизни и творчестве известных музыкантов гитаристов; демонстрация видеофрагментов выступлений ансамблей гитаристов с последующей дискуссией.План учебного занятия.
Организационный момент.
Сообщение темы и содержания занятия.
Ритм как фактор ансамблевого единства.
Динамика как средство выразительности.
Темп как средство выразительности.
Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания.
Анализ, обобщение и подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Организационный момент: приветствие, подготовка к занятию - игра гамм, арпеджио, упражнений.
Сообщение темы и содержания занятия: Слово педагога. Сегодня мы закрепим понятие ансамбль и основные средства музыкальной выразительности. Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного есть успех или неудача всех». Сегодня мы продолжаем работу над ранее изученными произведениями, разберём их по частям, предложениям и фразам, отработаем трудные места по ритму и технике быстрой игры.  
Ритм как фактор ансамблевого единства. Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль - это метро-ритм. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Единство и синхронность звучания является первым среди других важных условий. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении. Задание для учащихся: Укрепляя ритмическую основу всего ансамбля, поочерёдно прохлопаем и отработаем наиболее трудные места: работа над пьесой «Кубинский танец» ( обр. В. Колосова). Какие музыкальные жанры вы знаете , где ритм является особенностью танцевальной музыки? -(Регтайм, Румба, Самба, Рок-н-рол, Танго, Твист, Пасодобль). Молодцы, у каждого танца есть свой ритмический рисунок, который и определяет своеобразие танца, поэтому его необходимо четко соблюдать и выполнять.
Динамика как средство выразительности. Играя в ансамбле, необходимо быть экономным в расходовании динамических средств, распоряжаться ими разумно. Ощущая динамику, участник ансамбля должен безошибочно определить силу звучания свой партии относительно других. В том случае, когда исполнитель, в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер немедленно среагирует и исполнит свою партию также чуть громче или тише. Важно, чтобы мера этих «чуть-чуть» была бы точной. Продолжая работу над пьесой , отработаем динамические оттенки.
Темп как средство выразительности: Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. Хотя и существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке. Для достижения нужного темпа, проводится поэтапная работа от медленного темпа к быстрому.
Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания: Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления. Сигнал к вступлению - небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – четкого, довольно резкого (раз) движения вниз. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера. То же самое можно сказать и относительно «старта». Работа над синхронностью звучания. 7.Анализ, обобщение и подведение итогов занятия. Дорогие ребята, сегодня вы очередной раз вспомнили главные средства музыкальной выразительности, проработали их и я думаю что вы все сегодня получили удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствовали радость от игры и общего порыва, взаимной поддержки , и можно считать, что занятие наше дало принципиально важный результат в достижении ваших музыкальных качеств.
Список литературы
Е. Ларичев. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Изд. «Музыка» . Москва 1984г.
Э. Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре». Москва-«Кифара»2005г.
Учимся играть на гитаре. Подробное руководство для начинающих.-М.: Эксмо,2009-192.:ил.
П. Агафошин. « Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка». Москва 1983г.
Н . Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – 1986. – Москва.