Урок обобщение по химии Неметаллы

Тема: «Неметаллы»
Тип урока: обобщение
Цель: обобщить и закрепить материал по теме «Неметаллы»; развивать общеучебные умения и навыки: развивать умение делать самостоятельные выводы; воспитывать культуру умственного труда; воспитывать дисциплинированность и чувство ответственности.
Оборудование: Таблица Д.И. Менделеева; таблица растворимости; карточки с заданиями; растворы серной, соляной, азотной кислот; нитрат серебра, медь, хлорид бария, пробирки, спиртовка, колбы с растворами;
Ход урока:
1.Организационный момент:
Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас открытый урок, перед нами серьёзная задача: успешно выполнить цели сегодняшнего урока, думаю, что мы справимся, пожелаем друг другу удачи.
2.Организация целевого пространства.
На прошлом уроке мы с вами завершили изучение большой темы, как она называлась? (неметаллы).
Всё, что вы запомнили в этой теме, нам потребуется на сегодняшнем уроке.
Для начала выполните небольшое задание, для этого у вас на столах есть листочки с заданиями.
Задание – игра «четвертый лишний». В каждой строчке задания один из четырех химических элементов – лишний, подчеркните его, устно обоснуйте свой выбор.
Na
Ca
Ag
N

Mg
Cu
S
Li

Al
P
Ba
K

C
Au
Fe
Zn


А теперь откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, оставьте строчку для темы урока и выпишите подчёркнутые вами химические элементы. Есть ли что-то общее между ними (это НеМе).
Тема урока: «Неметаллы».
Вопрос: С какими элементами неметаллами мы знакомились на предыдущих уроках?
Вопрос: Сколько элементов относится к неметаллам?
Вопрос: Укажите их место в ПС Д.И.Менделеева
Вопрос: Какими свойствами обладают неметаллы?
Вопрос: Как изменяются электроотрицательность и окислительные свойства неметаллов в периодах и подгруппах?
Задание №1 «Характеристика неметаллов» углерод, азот, кремний, сера (работа в группах)
Заполни соответствующие поля в рабочем листе. 1.Положение В ПС._____________________________________________ 2.Заряд ядра и состав атома______________________________________ 3.Электронная формула__________________________________________ 4.Возможные степени окисления__________________________________ 5.Простое вещество_____________________________________________ 6.Тип химической связи в простом веществе________________________ 7.Формула высшего оксида ______________________________________ 8.Формула летучего водородного соединения ______________________ 9.Распространение в природе____________________________________






Задание 2. (работа в группах)
I группа
1.Запишите уравнение химической реакции между серой и кислородом, расставьте степени окисления, запишите электронный баланс, определите окислитель и восстановитель.
II группа
2.Запишите уравнение химической реакции между оксидом азота (II) и кислородом, расставьте степени окисления, запишите электронный баланс, определите окислитель и восстановитель.
III группа
3.Запишите уравнение химической реакции между углеродом и кислородом, расставьте степени окисления, запишите электронный баланс, определите окислитель и восстановитель.
IV группа
4.Запишите уравнение химической реакции между алюминием и оксидом железа (III), расставьте степени окисления, запишите электронный баланс, определите окислитель и восстановитель.

3аданиние 3. «Угадай»
Загадка. Из одного мы элемента состоим,
Но друг на друга совсем не похожи,
Так догадайтесь, «кто» же мы,
И почему мы так не схожи? (о чем идет речь)
(Аллотропные модификации)
А)Дайте определение аллотропии
Б)Каковы причины аллотропии неметаллов?
В)У каких элементов неметаллов имеются аллотропные модификации?
Задание №4 «Экспериментальная»
Проведение качественных реакции на определение анионов нитрат, сульфат, хлорид.
(провести беседу по ТБ)
Задание №5 «Мозговой штурм»
1. Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит, а другой - поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня?
(Это водород и кислород, которые вместе образуют воду)
2.Аллотропное видоизменение какого элемента пахнет чесноком?
(Это белый фосфор)
3.Какое простое вещество-неметалл издавна включали в состав мазей для лечения кожных заболеваний?
(Это сера)
4.В атмосфере какого газа-неметалла хранят старинные рукописи?
(Этот газ азот)
5.Это простое вещество используют для очистки воды и воздуха от нежелательных примесей, для удаления сивушных масел из спирта.
(Это активированный уголь)
6.Каким элементом богата морская капуста - ламинария?
(Этот элемент - йод)
7.Из этого вещества при высоких температуре и давлении получают искусственные алмазы?
(Это вещество - графит)
8.Какое простое вещество обладает способностью светиться в темноте?
(Это белый фосфор)
9.Без этого элемента немыслима жизнь на Земле, ему обязана своим существованием органическая химия, в природе он существует в трёх лицах. О каком элементе идёт речь?
(Это углерод)
10.Образованное этим элементом простое вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему. О каком веществе идёт речь?
(Это хлор)
11.Этот неметалл издавна употребляли для отбеливания тканей, изготовления лекарственных препаратов, чернения оружия и приготовления чёрного пороха. О каком неметалле идёт речь?
(Это сера)
12.Второй элемент по распространённости в земной коре, в свободном виде в природе не встречается, его соединения входят в состав растительных и животных клеток, некоторые организмы обладают способностью его накапливать. Что это за элемент?
(Этот элемент кремний)
13.Первенство открытия этого химического элемента принадлежит китайскому учёному VIII века Мао-хао, который за 1000 лет до Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание. О каком газе идёт речь?
(Этот газ кислород)
14.Эту аллотропную модификацию серы можно получить в виде нитей.
(Пластическая сера)
15.Этот неметалл считается самым активным среди всех неметаллов.
(Это фтор)
16.Какой химический элемент называют "элементом жизни и мысли"?
(Это фосфор)
Задание №6. «Применение неметаллов»: (заполнение схемы)
Подведение итогов.