Программа по учебному предмету Концертмейстерский класс для учащихся 7-8 классов ДШИ


Управление культуры
Администрации Муниципального образования Надымский район
МБОУ ДО «ДШИ п. Правохеттинский»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа
по учебному предмету
ПО.01.УП.03.«Концертмейстерский класс»
для учащихся 7-8 классов
ФИО разработчика: Курбан Лариса Мансуровна - преподаватель фортепиано 2 квалификационной категории, концертмейстер 1 квалификационной категории,
МБОУ ДО «ДШИ п.Правохеттинский»
2013год
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихсяIV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль вобразовательном процессе.
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении.
Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему учебному плану составляет полтора года - 7 класс и первое полугодие 8 класса.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».
Виды учебной нагрузки 7 класс – 1 полугодие 8 класса
Количество часов (общее на 1,5 года)
Максимальная нагрузка 122,5 часа
Количество часов на аудиторнуюнагрузку 49 часов
(из расчета 1 час в неделю)
Количество часов на внеаудиторную(самостоятельную) работу 73,5 часа
(из расчета 1,5 часа в неделю)
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная, продолжительность урока - 45 минут.
Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает
привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве
иллюстраторов могут выступать обучающиеся или, в случае их недостаточности, педагогические сотрудники.
В случае привлечения в качестве иллюстратора педагогического сотрудника Школы планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
Цели и задачи учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Цель: формирование у учащихся культуры музыкально-исполнительской деятельности посредством изучения лучших образцов классической и современной музыки в ансамблевом исполнительстве, практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в классе специальности.
Задачи:
Образовательные:
-овладеть навыками совместного исполнения музыкальных произведений с партнером;
-научить грамотно исполнять нотный текст произведения, учитывая трактовку композитора, осмысливая форму произведения;
-сформировать мотивацию к занятиям музыкой;
-сформировать умение ориентироваться в музыкальных стилях, жанрах, формах
-выработать у учащихся представление о роли концертмейстера в музыкальном искусстве.
-приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) исполнительства; и инструмента домра (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.)
-умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и
поддерживать все его творческие замыслы;
-умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
-навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
-приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа
нетрудного текста с солистом;
Развивающие:
-развить музыкальные способности: память, ритм, слух, координацию, образное мышление, воображение, фантазию;-развить музыкально-творческие навыки;
-развить художественный вкус и эстетические потребности учащихся
-развить пианистические способности и технические навыки в совместном исполнительстве;
-развить навык чтения с листа в ансамбле.
Воспитательные:
-Привить любовь к музыке, музыкальному инструменту фортепиано и музицированию;
-воспитать сценическую культуру посредством выступлений на концертах; умения общаться в процессе совместного музицирования;
-формировать личностные качества;
- воспитать трудолюбие, целеустремленность, организованность в занятиях, самостоятельность и самоконтроль;
-сформировать художественно - эстетический вкус налучших образцах классической и современной музыки и воспитать эмоциональную отзывчивость на проявления эстетически ценных качеств в искусстве и жизни;
-воспитать навыки практического использования полученных знаний, открывающих путь дальнейшему самостоятельному развитию;
-формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.
Обоснование структуры учебного предмета «Концертмейстерскийкласс»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
. словесный (объяснение, рассказ, беседа);
. наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
. практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Концертмейстерский класс" имеют площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. Созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о затратах учебного времени,
предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 лет
Распределение по годам обучения
Классы 1 2 3 4 5 6 7 8
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях) 33 16
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю) 1 1
Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения) 49
Количество часов навнеаудиторную
(самостоятельную)
работу (часов в неделю) 1,5 1,5
Общее количество часов на внеаудиторнуюработу (на все время обучения) 73,5
Общее максимальное
количество часов на весь период обучения 122,5
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Годовые требования по классам
"Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого
вокального репертуара (эта работа планируется в 7 классе).
Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (первое полугодие 8 класса), когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера.
7 класс (1 час в неделю)
Знакомство с новым предметом –концертмейстерский класс в работе с вокалистами и хором. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.
Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.
Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.
Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано.
Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыгрывать на другом инструменте.
Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом.
В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 3-х романсов и регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце полугодия ученик должен сыграть 1-2 романса на контрольном уроке, классном вечере или концерте.
Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 романсов. Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры. Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация (контрольный урок), которая может проводиться в виде выступления на классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся
7 класса:
Абазо А. Утро туманное», сл. Тургенева И. САлябьев А. "Соловей", сл. Дельвига А.А.
"Два ворона",сл.Пушкина А.С.
"И я выйду ль на крылечко" , сл.Дельвига А.А.
Афанасьев Л. «Гляжу в озёра синие»,сл.Шаферан И.
Аракишвили Д. "На холмах Грузии", сл. ПушкинаА.С.
" Догорела заря", сл. Хетагурова
Балакирев М. «Обойми, поцелуй»,сл.Кольцова А.
Булахов П. «Не пробуждай воспоминанья», сл. Булахова П.
. «Колокольчики мои», сл. Толстого А.
«И нет в мире очей», сл.Н.Н
«Не пробуждай воспоминаний», неизвестного автора
Варламов А. «Красный сарафан",сл.Цыганова Н.
"На заре ты ее не буди", сл.Фета А.
«Белеет парус одинокий», сл. Лермонтова М.
Глинка М. "Скажи, зачем",сл. Голицына С.
"Бедный певец",сл.Жуковского
"Сомнение", сл.Кукольника Н.
"Признание",сл.Пушкина А. С.
"Как сладко с тобою мне быть",сл.РындинаН.
"Мери", сл.Пушкина А. С.
"Я люблю, ты мне твердила" сл.Римского-Корсакова Н.А.
Григ Э. "Песня Сольвейг" (Ибсен Г.)
"Первая встреча",сл. Бьернсона Б.
"Розы",сл.Гете И. (пер. Аргамакова В.)
"Лебедь» (Ибсен Г.)
Гурилев А. "Матушка-голубушка", сл. Цыганова Г.
"И скучно, и грустно", сл.Лермонтова М.
«Однозвучно гремит колокольчик» сл. Макарова И.
Даргомыжский А. "Мне грустно", сл. Лермонтова М.
"Не скажу никому",сл.Кольцова А.
"Я вас любил", сл.Пушкина А. С.
" Привет" сл. Козлова И.
" Оделась туманом", сл. Давыдрва Д ".
Зацепин А. « Со мною все играют в прятки»,сл. Энтина Ю.
«Песня про зайцев» из к-ф «Бриллиантовая рука»,сл.Дербенева Л.
«Песенка о медведях» из к-ф «Кавказская пленница»,сл.Дербенева Л.
Кабалевский Д. «8 забавных песенок для голоса и фортепиано», сл. Катаева В
Кудряшов А. «Котята», сл.. Яворовской И.
Кюи Ц. "Коснулась я цветка",сл. Немировича-Данченко В. И.
"Царскосельская статуя" сл. Пушкина А. С.
Левина З. "Акварели",сл. Мошковской К.
" Музыкальные картинки" сл. Мошковской КЛьвов- Компанеец Д. «То березка, то рябинка», сл.Шведова Я.
Морозов А. «Вечер школьных друзей»,сл.РябининаМ.И.
Мендельсон Ф. "На крыльях песни",сл. Гейне Г.
«На горе-то калина» русская народная песня в обработке Прокофьева С.
Никитин С. «Александра» из к-ф «Москва слезам не верит»,сл. Визбора Ю. и
Сухарева Д.
Новиков А. «Эх, дороги», сл. Ошанина Л.
Островский А. «До, ре, ми, фа, соль»,сл. Петровой З.
«Мальчишки», сл. Шаферана И.
«Мальчишки и девчонки», сл. Иосифа Дика «Спят усталые игрушки» , сл. Петровой З.
Таривердиев М. «Маленький принц»,сл.Добронравова Н.
Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии",сл. Пушкина А. С.
"Не ветер, вея с высоты", сл. ТолстогоА. К.
"Эхо",сл. Пушкина А. С.
"Восточный романс", сл. Кольцова А.
"О чем в тиши ночей",сл. Майкова А.
"Октава" , сл. Майкова А.
Хренников Т. "Зимняя дорога", сл. Шведова Я.
"Колыбельная Светланы", сл. Гладкова А.
Чайковский П. Из песен для детей: "Весна", сл. Плещеева А. Н.
"Мой садик", сл. Чайковского П.И.
"Детская песенка", сл. Пушкина А. С.
"Ни слова, о друг мой", сл.Плещеева А. Н.
"Нам звезды кроткие сияли" , сл.Плещеева А. Н.
Шаинский В. «Цыганский хор», сл.Резника И.
«Песня Чебурашки», сл. Успенского Э.
«Песенка Мамонтенка», сл. Непомнящего Д.
«Облака»,сл. Козлова С.
«Песенка крокодила Гены», сл. Тимофеевского а.
Шуберт Ф. "Юноша у ручья", сл. Шиллера Ф.(пер. Чудовой лш.)
Примерный список произведений для зачетов:
Вариант11.Булахов П. «Не пробуждай воспоминанья» (сл. Булахова П.)
2.Кудряшов А. «Котята», (сл.. Яворовской И.)
Вариант 2
1.Варламов А. «Белеет парус одинокий» (сл. Лермонтова М.)
2.Гладков Г. «Песня о волшебниках» (сл Лугового В.)
Вариант3
1.Гурилев А. "Сарафанчик",сл.Полежаева А.
2. Новиков А. «Эх, дороги», сл. Ошанина Л.
8 класс (1 час в неделю)
Продолжением предмета "Концертмейстерский класс" может быть аккомпанемент, где в качестве сольного инструмент будет домра. Объем часов рассчитан на одно полугодие. Вместо домры может быть взят любой другой инструмент в качестве сольного.
Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших классов или преподаватели школы.
В этом случае следует воспользоваться программами и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.
Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.
За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем подготовки) минимум 3 произведения различного характера.
В конце 1 полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация) - 2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:
Инструментальные произведения / домра/:
Авроров В. «Ах ты ноченька»
Авроров В. «Я на камушке сижу», «Ах ты, ноченька»»
Андреев В. Грезы, Испанский танец, Вальс «Бабочка» ,Светит месяц» обр. Р.Н.П.
Аренский А. Незабудка, « Песня певца за сценой» из оперы «Рафаэль»
Бах И.С.-Гуно Ш. « Аве Мария»
Бетховен Л. Сонатина
Блинов Ю. Этюд
Боккерини Л. «Менуэт»
Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром
Брамс И. «Венгерский танец»
Вивальди А. «Концерт для скрипки с оркестром» соль мажор
Верачини Ф. Ларго
«Вечерком красна девица»,русская народная песня. Обработка Евдокимова В «Вдоль да по речке»Р.Н.П. обработка Давидовича Ю.
.Глинка М. «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»
Глазунов А. Пиццикато из балета «Раймонда»
Даргомыжский А. «Пьеса на две русские темы» , «Ванька-Танька»
Дворжак А. «Меланхолический вальс»
Дербенко Е. «Мелодия». «Дорога на Карачев»
Дунаевский И. «Полька» из к-ф «Кубанские казаки», «Стрелки» из к-ф «Веселые ребята»
Евдокимов В. Этюд-скрецоЗахаров В. Колхозная полька
Карасев М. Ехал казак за Дунай
Карамышев Б. «У реки»
Комаровский А. Тропинка в лесу
Лаптев В. Импровизация
Лядов А. Танец комара
Меццакапо Е. «Болеро Толедо», «К маркизе», «Учёное дитя»
Мендельсон Ф. Песня без слов
Моцарт В. А. «Немецкий танец»
Мотов В. «Научить ли тя, Ванюша»
. «Уж ты, поле моё»Р.Н.П. обработка Сапожникова В
Паганини Н. «Полонез»
Рубинштейн А. «Тореадор и Андалузка» из цикла характеристических пьес «Костюмированный бал»
Свиридов Г. « Музыкальный момент»
Таривердиев М. «Песня о далёкой родине» из к-ф «Семнадцать мгновений весны
Чайковский П. «Сладкая греза», «Мазурка»
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии 8 класса
Вариант11. Брамс И. «Венгерский танец»
2.Авроров В.«Я на камушке сижу»
Вариант21.Верачини Ф. Ларго
2.Захаров В. «Колхозная полька»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯРезультатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
-знание основного концертмейстерского репертуара (хорового, вокального и инструментального);
- знание основных принципов аккомпанирования солисту;
-навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального
произведения;
-умение аккомпанировать несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
-умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;
- умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
-навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
-наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной
деятельности в качестве концертмейстера.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера, концерты.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение контрольных уроков. Формами контрольных уроков являются: концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Контрольные уроки проходят в конце полугодий 7 класса за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс" в 8 классе проводится промежуточная аттестация в виде зачета с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2(«неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Условием успешной реализации программы по учебному предмету "Концертмейстерский класс" является наличие в школе квалифицированныхспециалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и
наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При
составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику постепени технической и образной сложности, высокохудожественные посодержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Методические рекомендации в концертмейстерском классе с учащимися при работе с хором и солистами.
Аккомпанемент голосу - это особый класс концертмейстерского мастерства, т.к. голос самый совершенный музыкальный инструмент, но в тоже время самый прихотливый и изысканный.
Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно:
-знание вокальной строчки,
-осмысление поэтического текста,
-определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). -Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.
Голос - особый инструмент, живой организм, который дышит. Концертмейстер должен привыкнуть к тому, что любые, самые сложные фактурные проблемы пианиста, должны быть подчинены живому дыханию певца. Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа. Вместе с ним он выстраивает музыкальную фразу, проговаривая слова, пропевая, интонируя мелодические повороты, «помогает» ему тянуть длинные ноты тем, что не задерживает движения фактуры, играет ровно, ритмично, заполняя длинный звук.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости оттесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.
Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.
Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать:
- как вокалист берет и как держит дыхание;
- что такое пение "на опоре" и "бездыханное" пение;
- различие между чистой и фальшивой интонацией, а также
- иметь представление о "филировке" звука, пении " portamento" и т.д.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры. Звук голоса пианист должен слышать сквозь звучание рояля. Конечно, большую роль играет тембр голоса, которому рояль аккомпанирует: сопрано звучит ярче меццо-сопрано, тенор ярче баса, но правило одно - голос должен звучать сквозь рояль, а не наоборот. Надо ясно и звучно играть басы. Басов никогда не бывает много, их чаще всего бывает мало. Бас - основа гармонии и ритмической пульсации; звучные, полные басы - это хорошая поддержка певцу.Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной или многострочной фактуры.
Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в концертмейстерском классе для струнных народных инструментов (домры).
  Домра - старинный русский щипковый музыкальный инструмент. Из истории домры сохранилось немного информации об этом  инструменте, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры.  Наибольшее распространение домра  получила в 16-17 вв., в период скоморошества на Руси. Церковные гонения на скоморохов заставили умолкнуть голос домры более  чем на два столетия.  Лишь в самом конце 19 в.  руководитель первого оркестра народных инструментов,  Василий Васильевич Андреев,  сумел восстановить инструмент и стал его использовать.
Расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы, и интерес к домре начал расти с каждым годом. Поначалу исполнителям-домристам приходилось ограничиваться лишь  аранжировками и транскрипциями музыки, предназначавшимся для  других инструментов, преимущественно,  скрипке. Немногочисленные домровые миниатюры не могли удовлетворить  существенно возросшие  художественные потребности домристов, соответствовавшие их исполнительскому уровню. Ситуацию в корне изменило появление в 1945 году сочинения  Н.П. Будашкина: «Концерт для домры с русским народным оркестром» g-moll  и с этого времени  домра становится сольным виртуозным инструментом.
  Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя, с обенностями нотации – обозначениями флажолетов, различных штрихов и ударов.   Основные приемы игры на домре — удар и тремоло (быстрое чередование ударов), которые непрерывно дополняются за счет применения приемов, заимствованных из практики игры на других инструментах (струнных смычковых, балалайки): пиццикато левой и правой рукой, натуральные и искусственные флажолеты, удар за подставкой, пиццикато вибрато и тремоло вибрато. Имеет место одновременное использование различных приемов. Звук домры, извлекаемый ударом медиатора, звонкий и ясный, а на тремоло — льющийся и певучий, и в соответствии с этим надо выбирать, искать звук сопровождения. Игра на грифе создает приглушенное, матовое звучание, а у подставки, наоборот, дает открытый, слегка «гнусавый» звук, напоминающий банджо. Некоторую трудность представляет собой игра в верхних ладах из-за меньшего размера и сложности попадания. Струна ми, особенно в прижатом состоянии, звучит довольно глухо. В целом динамическая шкала может быть достаточно разнообразной: от нежнейшего пианиссимо на пиццикато в левой и флажолетах до весьма мощного фортиссимо на аккордах тремоло. Домра обладает широкими виртуозными возможностями, что с успехом применяется композиторами в сочинениях для этого инструмента.
В поисках тембрового и динамического слияния с домрой концертмейстер должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению, что особенно сложно сохранить в параллельных с домрой пассажах. В таких случаях legato у пианиста должно быть non troppo legato, слегка маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после ее нажатия. Этот прием в сочетании с предельно ровным ритмичным исполнением позволяет концертмейстеру решить не только проблему соответствия штрихов, но также и проблему синхронности в виртуозных фрагментах. Здесь необходимо отметить, что работа со струнными щипковыми инструментами подвигает концертмейстера на поиск новых пианистических приемов, которые порой противоречат звуковым требованиям, предъявляемым в сольном исполнительстве, с целью достижения тембровой и артикуляционной идентичности звучания фортепиано и домры.
Необходимо:
-тщательно проанализировать особенности  солирующей партии, изучить ее мелодическую линию, смысл и динамику развития, точность фразировки,
- рассмотреть форму произведения, вычленить из плотной фактуры главное и второстепенное,
- создать определенный колорит звучания, постигая замысел музыкального  произведения, проникая в его характер.
Следует обратить внимание :-на точность фразировки,
- на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз. Нужно тщательно следить за одновременностью снятия звуков и аккордов, отсутствие которой чрезвычайно портят художественное впечатление от ансамбля. С точки зрения синхронности особого внимания требует такой прием как флажолеты: для их взятия домристу необходимо чуть больше времени, чем для обычно удара, и в игре с неопытными исполнителями концертмейстер должен быть бдительным, чтобы момент появления звука у фортепиано и домры точно совпадал.
- в кантиленной музыке - не дробить сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также владеть приемом особого «бережного» звучания фортепиано во время исполнения флажолетов, которые имеют специфическую краску.
- Основой организации фактуры, как и в любых аккомпанементах, должен быть бас, а звучание партии правой руки пианиста, в аккомпанементах типа «бас-аккорд», «гармоническая фигурация», «мелодическая фигурация» должно быть легким и прозрачным, за исключением тематических произведений с обозначенной яркой динамикой.
- выстраивание динамического баланса. Необходимо учитывать приглушенный характер звучания домры в нижней тесситуре (на струне ми), легкое, воздушное звучание флажолетов, когда звук фортепиано должен встраиваться в звук домры, мягкое звучание пиццикато вибрато. С другой стороны, плотное аккордовое звучание, особенно на тремоло нуждается в мощной поддержке фортепиано.
- Педаль при игре с домрой должна быть прозрачной: в исполнении аккомпанемента типа «бас-аккорд»в быстрых эпизодах от ее применения лучше отказаться. Традиционную педаль можно использовать в фортепианных соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах, когда фортепиано плавностью и мягкостью должно компенсировать возможный недостаток певучести домры на тремоло у учащихся. Желательно как можно чаще записывать совместную игру с солистом на видео- или аудиоаппаратуру и внимательно прослушивать записи. Этот способ помогает концертмейстеру не только в решении вопроса о педализации, но и в целом для улучшения качества ансамбля.
На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.     Концертное   исполнение – это некий итог, кульминационный момент всей проделанной ранее работы концертмейстера над музыкальным произведением
 Внимание концертмейстера – это внимание особого рода. Оно требует распределения между всеми составляющими ансамблевого исполнения и направлено не только на собственные исполнительские задачи, но и на контроль за звуковым балансом, звуковедением у солиста, за воплощением единства художественного замысла. Как в текущей работе, так и в концертных выступлениях очень важны такие качества концертмейстера как мобильность, быстрота и активность реакции, сильная воля и самообладание позволяющие в случае ошибок солиста или собственных неудач, не переставая играть, сохранить ансамбль и благополучно довести произведение до конца. Перед эстрадным выступлением концертмейстер должен уметь снять излишнее волнение и нервное напряжение солиста, а на сцене — выразительным исполнением аккомпанемента с подлинно сценическим подъемом передать солисту свое творческое вдохновение, помогающее ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу
Успех работы в классе аккомпанемента во многом зависит от удачно выбранной программы. При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности аккомпанемента не должна превышать технический уровень пьес, исполняемых в классе по специальности, поскольку кроме технической задачи ученик должен выполнять в комплексе и другие задачи – видеть и не терять третью строчку, постоянно слушать партнера
Особенности репертуара для домры обусловлены непродолжительностью истории развития профессионального исполнительства на этом инструменте, которая насчитывает немногим более шести десятилетий, когда домра превратилась из оркестрового в сольный инструмент. Очевидно, что оригинального барочного, классического и романтического репертуара изначально существовать не могло. Как отмечает Ж. В. Мельникова в своей статье «Специфика работы концертмейстера в классе домры», «в качестве классики используются произведения скрипичного и флейтового репертуара, подходящие по диапазону».
Исполняя фортепианную партию в произведениях для домры, являющихся переложениями сочинений для других инструментов, концертмейстер должен стремиться к двоякой цели: с одной стороны учесть специфику домры, а с другой — приблизиться к звуковому образу исполняемого сочинения в оригинальном виде. В создании убедительной интерпретации переложений произведений для скрипки, флейты, вокальных сочинений концертмейстер должен взять на себя стилистические составляющие исполнения, способствующие приданию звучанию академического характера. От концертмейстера требуется также определение рамок динамической амплитуды и характера динамики, например, сдержанность и террасообразность в барочной музыке, большее разнообразие и гибкость в романтической.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающегося
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом
всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет
необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемых нотных сборников
Сборники вокального репертуара
Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977
Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969
Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976
Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978
Григ Э. Романсы и песни. М., Музыка, 1968
Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980
Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971
Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971
Кюи Ц. Избранные романсы. М., Музыка, 1957
Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981
Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка,
2006
Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977
Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969
Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012
Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972
Свиридов Г. Романсы и песни.М., Музыка, 1970
Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978
Шопен Ф. Песни. М., Музыка, 1974
Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961
Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969
Сборники репертуара домристов:
1. «Альбом начинающего домриста» в.2, сост. Фурмин С., М.,1970.
2. «Альбом начинающего домриста», в.3, сост. Фурмин С., М.,1971.
3. «Альбом начинающего домриста», в.8, сост. Фурмин С., М.,1976.
4. «Альбом начинающего домриста», в.17, М.,1985.
5. «Альбом юного домриста» сост.Пронина Т. Изд.«Композитор» С-Пб.,2003.
6. Варламов А. «Романсы», изд. «Музыка», М.,1988.
7. «В моей душе…». Романсы русских композиторов. Изд.«Кифара»,М.,1997.
8. «Вокальные произведения русских композиторов. Изд.«Музыка», М.,1987.
9. «В песне родина моя» Песни для голоса в сопр. Ф-но. М.,1984.
10. Джоплин С. «Регтаймы» для 3-хструнной домры и ф-но, переложение Школиной Л.Н., изд. «Композитор» С-Пб.,2001.
11. «Давно ль, под волшебные звуки». Романсы. Изд. «Музыка», М.,1991.
12. «Домра. Пьесы в сопровождении фортепиано». М.,1995.
13. «Домристу- любителю». Изд. «Музыка», М.,1983.
14. «Заблудившийся верблюжонок» . Юному домристу. Н.,1999.
15. «И в шутку и всерьёз» Песни советских композиторов для детей среднего школьного возраста Изд. « Музыка» М.,1990.
16. Какорин Б. «Пьесы для трёхструнной домры» М.,2000.
17. «Концертный репертуар юного домриста» Сост. Галанина О. С-Пб.,2003.
18. «Избранные романсы и песни» М.,1980.
19. Меццакапо Э. «Пьесы» для домры и ф-но «Композитор» С-Пб.,2004.
20. Меццакапо Е. «Пьесы» для домры, «Композитор» С-Пб.,2002..
21«Минувших дней очарованье». Старинные русские романсы. / вып.2/
Изд. «Музыка», М.,1988
22. «Нас водила молодость . Изд. «Сов. Композитор» М.,1987.
23. Островский А. «Пусть всегда будет солнце». Изд. «Музыка», М.,1988.
24. Паулс Р. «Метаморфоза и другие песни» Л.,1998.
25. «Песни из кинофильмов» в переложении д/ф-но и гитары с голосом.
Изд. В. Катанского, М.,2004.
26. «Песни Мигули В.» Изд. «Музыка» М.,1990.
27. «Песни радио и кино»/вып.137/. Изд. «Музыка», М.,1969.
28. «Поют лауреаты премии Ленинского комсомола» /вып.1/.М.,1987.
29. «Пьесы для балалайки» М.,1998.
30. «Пьесы для трёхструнной домры» /вып.2/ Л.,1976.
31. «Пьесы для трёхструнной домры и ф-но».Сост.Ахунова О./2т./С.-П.,1998.
32. «Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ»
С.-П.,1999.
33. «Репертуар домриста»\ вып.6\М.,1969.
34. «Репертуар домриста» \вып.9\М.,1973.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера свиолончельным репертуаром / " Фортепиано",1999, N 2
2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009
3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов вмузыкальном училище/ Методические записки повопросам музыкального образования. М.,1966
4. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскимиромансами М.Глинки / О работе концертмейстера. М.,
Музыка,1974
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
Л., 1961
6. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"
7. Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4
8. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологическиеосновы / Л., Музыка,1972
9. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе
Концертмейстера. М., Музыка,1974
10. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерскомклассе чтению нот с листа, транспонированию,
творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии /
Методические записки по вопросам музыкальногообразования, вып.3. М., Музыка,1991
11. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974
12. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4
13. Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления
педагога. М., Музыка,1996