«Изучение расположения нот на грифе и чтение с листа в классе начинающих гитаристов»


Методическая разработка
Тема: «Изучение расположения нот на грифе и чтение с листа в классе начинающих гитаристов»
Автор: Викторова Наталия Владимировна ГБОУ Школа 2053
Москва, 2015г Преподаватели по специальности на начальном этапе обучают учащихся нотной грамоте. Для того, чтобы этот процесс не затягивался, учителю следует создать в кабинете внешние условия для эффективной образовательной среды, то есть использовать стены для размещения на них методических пособий – таблиц, например, как в приложении №1 и в приложении №2. Так же следует использовать карточки с нотами, можно сделать их в виде игры «домино» или другие. Наглядные пособия, выполненные на бумаге, а так же музыкальные приложения для гаджетов (метроном, гитарный тюнер, «пианино», игра «Названия нот» и другие), применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство у младших школьников, что способствует их мотивации к обучению.
Годы творчества характеризуются легкостью привыкания к непривычному материалу, подвижностью воображения. Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. В самом деле, новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции изобретательности, что является необходимым условием для развития музыкальных способностей. Поэтому основой обучения в младших классах является эмоциональное воспитание детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Теоретические сведения должны даваться неназойливо, как бы исподволь, в тесной связи с музицированием, в классе специального инструмента. Успешности проведения уроков во многом могут способствовать элементы игры и занимательности.
Большое практическое значение имеет развитие навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения. Формирование этих навыков не представляется возможным без устойчивых аппликатурных навыков и знания расположения нот на грифе.
Существуют разные подходы к освоению нот на грифе. Конечно, на начальном этапе мы не можем обойтись без игры ритмов на открытых струнах. Но когда этот этап уже пройден, возникает вопрос: с каких нот начинать играть двумя руками? Многие видные педагоги склоняются к тому, что бы начинать осваивать гриф с базовых струн в первой позиции, т.е. с нот первой октавы, которые записываются в гитарных текстах во второй октаве, так как гитара – транспонирующий инструмент. Но существуют причины, из-за которых не стоит начинать освоение грифа с нот на базовых струнах:
1.Вторая октава неудобна для освоения младшими школьниками. Учащиеся начинают знакомство с высотной записью нот с первой октавы и для закрепления этих знаний им нужно применение этих нот на практике.
2.Если использовать всю вторую октаву, то придется осваивать скачок в другую позицию, а это не желательно, так как вначале нужно хорошо закрепиться в первой позиции.
3.Исполнение нот на базовых струнах подразумевает использование пальцев «i», «m», «a» или «i», «m» в переменной последовательности, а это существенно осложняет задачу начинающему гитаристу. Это то же самое, что для начинающего пианиста начинать учиться играть сразу двумя руками.
4.При исполнении нот на базовых струнах пальцы левой руки должны быть больше согнуты. Обычно, дети начинают прижимать ладонь левой руки к грифу, что неблагоприятно сказывается на постановке левой руки.
Существует другой подход, при котором учащиеся начинают осваивать гриф с басовых струн (с пятой и четвертой струны). Ноты первой октавы легко запоминаются детьми, и они с интересом начинают их извлекать, не замечая, как выполняют сложную работу пальцами левой руки, постепенно привыкая прижимать струны. Начало освоения грифа с басовых струн более выигрышно еще и за счет того, что при исполнении нот на четвертой и пятой струне ученику приходится выдвигать кисть впереди грифа и таким образом у него формируется правильная постановка левой руки. Извлечение звука большим пальцем правой руки значительно облегчат задачу учащемуся, так как ему не нужно следить за переменой пальцев правой руки, и он может полностью сосредоточиться на пальцах левой руки и уже через несколько уроков начать читать с листа в первой октаве. Но у этого подхода есть существенный недостаток: ноты, которые записываются в гитарных текстах как ноты первой октавы, звучат на октаву ниже, т.е. звучит малая октава, а это низкие ноты и детям неудобно их петь и воспринимать.
Параллельно с освоением нот на басовых струнах желательно работать по открытым струнам над упражнениями и пьесами с фактурой арпеджио, что бы переход на базовые струны не был болезненным.
Стоит отметить педагога и композитора из Новосибирска Валерия Калинина, широко известного среди преподавателей по классу гитары своими учебными пособиями «Юный гитарист», «Юный гитарист часть 2» и другими. По версии В. Калинина начинать игру двумя руками на гитаре нужно с трех нот – «ре», «ми», «фа» на четвертой струне. В его учебном пособии «Чтение с листа на гитаре» этим трем нотам посвящено несколько первых произведений (приложение №3). После того, как учащийся хорошо запомнил эти три ноты и может бегло их исполнять, можно добавить ноту «до» на пятой струне и попросить ученика исполнить Р.Н.П. «Как под горкой, под горой» от ноты «до» или какую-нибудь другую песню из этих четырех нот. Далее следует добавлять по одной ноте из этой гаммы, закрепляя новые умения путем исполнения несложных произведений их 5, 6, 7, 8 нот.
Так же хотелось бы отметить учебное пособие преподавателя ДМШ имени Гнесиных (г. Москва) Маргариты Владимировны Александровой
«Азбука гитариста», в которой каждая новая нота выведена крупным шрифтом и выделена рамой (приложение №4), что дает возможность ребенку быстро сориентироваться и исполнить несложное упражнение или произведение, получив в награду от учителя похвалу, которая так необходима начинающему юному музыканту. Кроме того, в «Азбуке гитариста» приводятся известные мелодии народных песен без названия для того что бы ученик или его родители сами узнали мелодию после правильного исполнения ребенком (приложение №5).
Чтение нот на гитаре следует начинать с диатонических одноголосных мелодий для того, чтобы учащийся хорошо запомнил, как располагается диатонический звукоряд в первой позиции и уже после этого можно рассказать ребенку о знаках альтерации и начинать играть произведения с диезами и бемолями.
Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5