Доклад на тему: Рекомендации по организации урока ансамбля скрипачей младших классов
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Железногорская детская школа искусств»
ДОКЛАД
на тему:
Рекомендации по организации урока
ансамбля скрипачей младших классов
Выполнила: преподаватель «Оркестрового отделения»
Шевлякова Н.В.
Железногорск 2015 г
Содержание
Введение
Рекомендации по организации урока
Физические упражнения.
Упражнения для усвоения постановки.
Разнообразные творческие открытия.
Работа над новым произведением.
Подбор репертуара
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Выбор темы: «Работа с ансамблем скрипачей младших классов в музыкальной школе» был не случаен. Здесь стоит начать с небольшого предисловия. Во-первых, потому что опыта работы с ансамблей скрипачей как младших, так и старших классов у меня не было. Во-вторых, когда думала с чего начать свой первый урок ансамбля, возникло много вопросов.
С чего начать, какой репертуар почитать с листа, и какие произведения взять в работу? Начала, искать теоретический материал, а следствие и нотный материал. К моему удивлению, конечно, не без помощи интернета, нашла теоретический и практический материал современных авторов. Среди работ на тему «ансамблевое музицирование» хочу выделить следующих авторов:
-Ольга Щукина, составитель сборников «Ансамбль скрипачей с азов» вып 1,2. Художественный руководитель Санкт-Петербурского ансамбля скрипачей «Тутти». Лауреат первой степени пяти международных конкурсов и участником программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова,
-Г.М.Мищенко, преподаватель-методист высшей категории Архангельского музыкального училища, ДШИ №42 «Гармония».
-М.М.Берлянчик, профессора кафедры инструментальное исполнительство государственной специализированной академии искусств;
-С. О. Мильтонян, преподавателя тверского музыкального училища им. М.П. Мусоргского;
- В. Ф. Третьяченко, кандидат искусствоведения, артист Красноярского академического симфонического оркестра, преподаватель ДМШ №5.
Безусловно, нельзя не отметить методики преподавания Эдуарда Пудовочкина и Синъити Судзуки.
Мое внимание привлекла Методическая работа преподавателя по классу скрипки г.Ржева Анны Олифер. Она проанализировала методические работы выше перечисленных авторов. Все авторы начинают с вопроса: Когда же начинать вовлекать ученика в ансамблевое музицирование? Они же рекомендуют как можно раньше, по возможности с самых первых занятий. «Чем раньше происходит встреча ребёнка с коллективным творчеством, тем большую радость приносят ему занятия музыкой»,- цитирую авторов. Я решила практически это сделать на уроках специальности со всеми своими учениками. И действительно увидела подтверждение теории практики. Не у всех получилось сразу услышать учителя, ритмически точно сыграть свою партию, но этот вид деятельности очень понравился детям.
Из всего выше сказанного я сделала вывод, что ансамбль – это предмет с большими потенциальными возможностями обучения, развития и воспитания детей в музыкальной школе. И очевидно, что задача педагога, руководителя ансамбля заключается в том, чтобы эти возможности реализовать самым эффективным способом.
И тут же возникают множество вопросов: как заинтересовать детей скрипкой, как научить их заниматься дома? Как бы не менялись времена, цели и задачи педагогов музыкальных школ, остаются неизменными: 1) воспитывать учеников, способных продолжить профессиональное обучение, 2) развивать вкус и чувство прекрасного в детях, которые станут просто любителями музыки.
Вы спросите, как же прошел первый урок по ансамблю. Начала урок со знакомство с детьми, почитали с листа, чтобы посмотреть уровень подготовки, в конце урока, я поняла что мне не с чем идти к детям на следующий урок, и не потому что мне нечему было их научить, рассказать, а потому что я не увидела, что глаза загорелись, предмет заинтересовал.
Представила себя современным ребенком, учеником третьего класса музыкальной школы, чтобы меня заинтересовало на уроке ансамбля. Первое что пришло в голову, что после общеобразовательной школы, хочется отдохнуть, а как это делают дети, конечно, бегают, прыгают и балуются. Все это и послужило в выборе рекомендаций по организации урока ансамбля скрипачей младших классов. И здесь на помощь пришли авторы, которые уже давно работают по принципу «детям должно быть интересно и легко».
Проанализировав, все работы вышеперечисленных авторов, у меня сложился план урока, именно того первого, который я должна была бы провести. Исходя их реалий современной жизни, ограниченное количество время у детей, загруженности в общеобразовательной школе, возникает вопрос, как сделать урок образовательно - интересным и увлекательным, чтобы дети думали как не пропустить урок.
Получились следующие рекомендации.
Рекомендации по организации урока
1)Физические упражнения, направлены на укрепление осанки. Не секрет, что современное поколение страдает нарушением осанки, чуть ли не с рождением, поэтому контроль должен быть постоянным со стороны педагога. Физические упражнения можно проводить как в начале урока, так и во время смены одного задания другим. Физические упражнения входят:
а) активная ходьба,
б) повороты туловищем,
в) выпады (обязательно следить за дыханием «вдох-выдох»),
г) наклоны (обязательно следить за дыханием «вдох-выдох»),
д) работа плечами.
Такие простые упражнения помогают активизировать детей и просто повеселить.
2)Упражнения для усвоения постановки.
1) проверить общую постановку корпуса, опирающегося на обе ноги,
2) отработать поворот головы влево и вправо, попутно спрашивать, какой поворот головы нужен скрипачу,
3) выполнить упражнение «зеркальце» для левой руки,
4) взять смычок в кулачок, повертеть им перед собой, затем над головой в вытянутой вверх руке,
5) положить руку на смычок, повертеть перед собой и над головой
6) взять скрипку и смычок в игровое положение, почувствовать вес правой руки, опираясь на струны
7) под аккомпанемент сыграть на струне «ля», затем на струне «Ре», песенки, которые они знают с первого года обучения, например, «Пастушок», «Петушок» из сборника В.Якубовской «Вверх по ступенькам».
3) Разнообразные творческие открытия.
Это занятие дает возможность педагогу развивать фантазию, будить воображение, развивать чувства ребенка. Для обучения в музыкальной школе- это безусловно необходимо, так же как и для воспитания любителя и слушателя музыки. Пример этого занятия. Стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
Дети хором заучивают стихотворения, четко произносят слова, читают с выражением. Выучив стихотворение, дети должны прохлопать ритм. Теперь включаем воображение, «белый» значит чистый, «пушистый» значит мягкий, «тихо ложится» значит будем играть piano. Теперь выясняем на каких струнах может прозвучать это стихотворение. Струны «ля» и «ми». Дети исполняют стихотворение, педагог может дополнить аккорд до-диезом, поиграть вместе с учениками.
Можно брать любое стихотворение, даже те которые они учат или учили в общеобразовательной школе. Это упражнение можно также использовать для смены одного задания другим.
4)Работа над новым произведением.
Знакомство с произведением по голосам. Здесь можно использовать разные приемы, начать с изучения ритма, прохлопать в ладоши, протопать ногами под аккомпанимент. Затем одна партия играем смычком, другая pizz.
Попытка играть вместе.
Работа над художественным образом, пропеть мелодию с чтением всех forte, Piano, крещендо, димендуэндо.
Исходя из художественных задач, проводится работа над штрихами. В младших классах, пьесы на легато и деташе, поэтому здесь работа будет на точное распределение смычка, одинаковое начатие, снятие звука.
Чтение нот с листа. Здесь можно использовать все приемы «работы над новым произведением».
Домашнее задание. Должны быть поставлены конкретные задачи, или наизусть, или точное распределение смычка. Нужно обязательно, что бы все дети повторили хором домашнее задание. Не смотря на то, что оно будет записано в дневнике.
Эти приемы можно использовать и уже выученного наизусть произведения. Можно добавить метод Э.Пудовочкина и Пола Роланда «мягкое соревнование» «не кто лучше, а кто лучше сегодня, тот пример для всех, а завтра может заработать похвалу любой, кто постарается». Играют первая и вторая скрипка, кто сыграет лучше становиться концертместером ансамбля. Но я делаю и по-другому, ставлю концертмейстером разных детей, при каждом проигрывание произведения, тогда каждый может почувствовать ответственность за весь коллектив. Григорий Мищенко предлагает еще один метод работы над выученным произведением наизусть, это «игра над струнами», который дает возможность избежать неточностей в исполнении штрихов. Одинаковые и синхронно-точные штрихи являются одним из признаков хорошего ансамбля, тем более, что скрипачи находятся на виду у зрительского зала и штриховой разнобой видит и понимает даже неискушённый зритель.
Порядок перечисленных заданий может безусловно варьироваться. В зависимости от целей и поставленных задач преподавателем.
Хочется обратить внимание еще на один аспект при расстановке и распределении по группам. Г. Турчанинова советует при расстановке и распределении в ансамбле по группам распределять учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество скрипачей продвинутых и более слабых. А.Олифер в своей практике столкнулась с ещё одной дилеммой - вторые, третьи голоса немелодические и требуют детей с хорошей памятью, приходиться учитывать это обстоятельство.
Подбор репертуара
Состав ансамбля по техническим и звуковым возможностей может быть неоднороден, поэтому выбирать репертуар нужно так, чтобы всем детям было интересно. Ольга Щукина говорит о том, что « учеников развивает преодоление трудностей, поэтому репертуар ансамбля нужно строить с учетом нынешних возможностей и перспективы на будущее».
Безусловно, мне как начинающему преподавателю по классу ансамбля, большую роль играет интернет, так как все программы и нотный материал, современных авторов есть в электронном виде. Это сборники О.Щукиной «Ансамбль скрипачей с азов» выпуск 1,2; Э.Пудовочкин сборники «Светлячок» выпуски 1-13; Ж.Металлиди сборники пьес для ансамбля скрипачей; В. Третьяченко «Соло и Тутти» выпуски 1-4.
Конечно, интернет делает свое дело, нотный репертуар можно найти любой, даже если он не написан для ансамбля, можно дописать второй голос к тому произведению, которое выбрали. Но педагог не должен считать выбранный нотный материал безупречно подготовленным для работы с учениками. Следует не только просмотреть нотный текст, «пропустить его через свои руки». Не все редакторские обозначения будут соответствовать его интерпретации произведения или возможностям ученического ансамбля. Необходимо тщательно проработать штрихи, динамику, аппликатуру во всех партиях. Хороший репертуар, не только половина успеха концертного выступления, но и полноценная работа детей на уроке.
Заключение
Работа в коллективе дисциплинирует в отношении ритма, даёт ощущение нужного темпа, что особенно важно для начинающих, вырабатывается уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Урок ансамбля – это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта ребёнка, раскрыть его способность дружить, общаться, сопереживать, а значит и чувствовать. В результате этой деятельности развиваются социально - значимые качества личности - коммуникативные.
Помимо коммуникативных качеств в совместной работе формируются и такие качества как целеустремлённость, воля, трудолюбие, дисциплинированность. Сами по себе эти качества не появятся. А вот если создать учебную ситуацию, в которой «один за всех и все за одного», «успех или неудача одного есть успех или неудача всех», то эти качества будут проявляться самым естественным образом. Таким образом, ситуация совместных действий по достижению результата диктует необходимость личностных изменений в пользу общего дела.
В заключении своего выступления хочу процитировать Георгия Мищенко: «Любая школа заинтересована иметь не просто в наличии групповой предмет, а хороший концертный коллектив - украшение любого мероприятия. А хороший ансамбль предполагает примерно равное интеллектуальное, художественное и техническое развитие его участников, и хорошего качества инструменты, взаимное уважение и дружеские отношения между участниками. Если последнее мы в силах обеспечить, то равно высокий уровень скрипачей и инструментов вряд ли. Таких условий у нас практически не бывает, поэтому каждая школа ищет свой путь решения проблем. И коль уж ансамбль создан, заниматься с ним необходимо по подобию профессионального коллектива.
Список используемой литературы
1.Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика».
2. Мищенко Г. «Методика обучения игре на скрипке».
3. Щукина О. «Ансамбль скрипачей с азов».
4. Турчанинова Г. С. «Об организации работы скрипичного ансамбля».
5. Олифер А.В « Методическая работа с ансамблем скрипачей в детской музыкальной школе».
6. Берлянчик М. «Основы воспитания начинающего скрипача».
7. Третьяченко В.Ф. «Ансамблевое музицирование как средство воспитания и коммуникации».