Кроссенс — как современное средство обучения на уроках истории и обществознания


Дурникова Е.В. учитель истории и обществознания, МБОУ «В(С)ОШ №1» г. Пскова Кроссенс как современное средство обучения на уроках истории и обществознания Что такое кроссенс?  Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». Из истории…    Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору педагогических наук, философу и художнику Владимиру Бусленко. Головоломка впервые была опубликована в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Вариант №1 Вариант №2 9 8 7 6 5 4 3 2 1 5 6 7 4 9 8 3 2 1 Как решать кроссенс? «Бунташный век» «Дворцовые перевороты» «Дворцовые перевороты» «Смутное время»  "Первые князья Древнерусского государства" Варианты готовых кроссенсов по истории из других источников Апробированные авторские кроссенсы Как работать с кроссенсом? Проверка домашнего заданияЭтап мотивацииИзучение нового материалаЭтап закрепленияРефлексияДомашнее задание Беседа с учителемСамостоятельное составлениеСамостоятельная работа с готовым кроссенсом Самостоятельная работа: У вас есть конверты с готовым кроссенсом, но разрезанным на части. Ваша задача сложить их по порядку и придумать слово, которое надо вписать в центр. 5 6 7 4 ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО\СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 8 3 2 1 Памятка по работе с кроссенсом Как создать кроссенс? Определить тематику (общую идею).Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.Найти связи между элементами.Определить последовательность элементов по типу связи.Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 9-й или 5-й квадрат).Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).Заменить выбранные элементы (образы) картинками.Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом (словосочетанием) по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой. Плюсы и минусы методики «+»Быстрое и образное рассмотрение больших мо объему тем;Развитие метапредметных компетенций;Соответствие ФГОСам последнего поколения;Интерес учащихся. «-»Долгая и объемная предварительная подготовка;Подразумевает хорошее владение материалом учащихся;Может занять гораздо больше времени, чем запланировано. Источники: http://www.myshared.ru/slide/765510Статья "Кроссенс как средство развития логического и творческого мышления обучающихся» Гаврилова Т.Б. Статья «Использование метода «кроссенс» на уроках истории»Сайт учителя истории Вагу М.В.