конспект урока ИЗО по теме ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Тема: Золотая Хохлома
Цели и задачи:
Продолжить знакомить учащихся с народными промыслами России.
Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения.
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, к русским традициям.
Развить творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.
Сформировать навыки работы с художественными материалами.
Создать условия для получения практических навыков в рисовании кистью и тычком красками на тарелочках из папье-маше.
Тип урока комбинированный.
Оборудование и материалы:
Для учителя: интерактивная доска, выход в Интернет, слайды, репродукции с изображениями произведений хохломской росписи, раздаточный материал с изображением элементов хохломской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов хохломской росписи, хохломские изделия, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой.
Для учащихся: тарелочки из папье-маше, изготовленные на уроках труда и затонированные в жёлтый цвет; кисти; трубочки, свёрнутые из бумаги – тычки; гуашь; баночки для воды; палитра; тряпочки для вытирания кистей, рабочая тетрадь “Хохломская роспись”
Пособия виды хохломской росписи. Хохломские изделия.
План урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Повторение того, что учащиеся помнят о растительном узоре в народном искусстве.
Объяснение нового материала.
Повторения “Правил рабочего человека”.
Упражнение в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи.
Физкультминутка.
Закрепление знаний об отличии ритма элементов узора в круге.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов урока. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.
Ход урока
В течение всего урока используется интерактивная доска, презентация, выход в Интернет.
I. Организационный момент.
Сейчас по расписанию
Декоративное рисование.
Чтоб узорам научиться,
Приготовь альбом и краски.
Будет кисточка трудиться,
Оживут узоров сказки.
Красный, жёлтый, голубой
Порисуем мы с тобой.
II. Актуализация знаний. Повторение того, что помнят учащиеся о растительном узоре в народном искусстве.
Учитель. Посмотрите, ребята, к нам на урок прилетела Жар-птица Золотое крыло. Но с ней произошло несчастье, она заблудилась. Давайте поможем ей отыскать свой сказочный город. Для этого нужно правильно распределить узоры на предметах.
На интерактивной доске учащиеся передвигают объекты узоров различных росписей (Гжель, Городец, Жостово, Дымково, Хохлома).
1-3,
2-5,
3-2,
4-1,
5-4.
Учитель. Молодцы. Мы нашли ключик от города, где живет Жар-птица. Как называется эта роспись?
Учащиеся. Хохлома.
Учитель. Правильно.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.
Вы хотели бы отправиться в город Жар-птицы?
Учащиеся. Да.
Учитель. Тогда закройте свои глазки и представьте, как мы из городской суеты, от гула машин, множества домов и пешеходов перенеслись в волшебный, тихий уголок. Мы сошли с поезда и идем по узкой тропинке в лесу с могучими деревьями. Вокруг поют птицы, цветут полевые цветы, в воздухе стоит таинственный запах. А вот и первый дом, хотите в него заглянуть и посмотреть, где живут и творят русские мастера.
Учащиеся. Да.
Учитель. Откроите глаза. (Учитель снимает платок и накидывает его на себя. Под платком находятся изделия, расписанные хохломской росписью, кухонная утварь).
Учитель. (в роли хозяйки дома). Здравствуйте детки! Рада видеть вас в своем доме!
Учащиеся. Здравствуйте! (звучит русская народная музыка).
Учитель.
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
Просмотр фильма "Драгоценное наследие" о Золотой хохломе.
http://www.promisly.ru/node/114
Учитель. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.
Учитель. А какие краски используют мастера для хохломской росписи?
Учащиеся. Золотой, желтый, красный, черный, зеленый.
Учитель. Правильно! Молодцы. А чем рисуются “брусничка”, “смородинка”, “рябинка”?
Учащиеся. Тычком.
Учитель. А как нарисовать “капельки”?
Учащиеся. Нужно приложить кисть к бумаге.
Учитель. Правильно. “Капельки” рисуются методом “примакивания”.
IV. Повторение “Правил рабочего человека”.
Учитель. Жар-птица приглашает нас потренироваться в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи и расписать тарелочки. Но прежде чем приступить к работе, повторим “Правила рабочего человека” и подготовим краски.
- Как нужно разводить краску? (капнем водички, чтобы краска размокла)
- Как нужно пользоваться кисточкой? (держать тремя пальцами; перпендикулярно листу бумаги; не размахивать кисточкой во время работы; класть на подставочку, ворсом вверх; промыть; вытереть тряпочкой)
- Какое самое главное правило нужно помнить?
Учащийся.
Работать аккуратно, чтоб было всем приятно.
Чтоб завершить работу могли ребята в срок.
Чтоб было интересно, чтоб стало всем известно –
Мы очень-очень любим изо - урок.
V. Упражнение в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи.
Учитель. Каким цветом написана травка? (красный, чёрный)
Учитель показывает на доске, объясняет технику работы над выполнением отдельных элементов хохломского узора.
Учитель. Её основные, широкие листья сочны, поэтому на кисточку берётся много краски. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся и гнуться от ветра, пишем кончиком кисти. Нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть листика, травинки. Тонкие и частые травинки и бусинки – ягодки делают этот орнамент изящным. Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной и жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц, рыбок. Такой орнамент тоже называется “травным”, или именем ягодки или цветка.
- Вспомните основные элементы “травной” росписи? (осочки, травинки, кустики, капельки и др.)
- Как мы нарисуем ягодки? (тычком - свёрнутой трубочкой)
- Как “оживим” наш орнамент? (кончиком кисти, другим цветом, чёрным или красным)
VI. Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте).
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками).
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Легкий бег на носках, дети кружатся)
VII. Закрепление знаний об отличии ритма элементов узора в круге.
Учитель.
- Какой формы наша тарелочка?
- Как нужно располагать узор? (по кругу, чередовать элементы узора)
Помните, можно свободно размещать узор из травки, листиков, ягод и цветов, не забывая главную особенность ритма элементов узора в круге. Элементы узора расположены по краю тарелочки, либо в середине, чтобы можно было рассматривать узор со всех сторон, не забывайте тарелочку поворачивать. Старайтесь использовать цветовую гамму, как у хохломских мастеров.
На интерактивной доске учащиеся вместе с учителем показывают, как можно расположить элементы узора в круге.
Учащиеся приступают к самостоятельной работе.
VIII. Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учащимся. Соблюдение санитарно – гигиенических норм. Тихое звучание русских народных песен в исполнении ансамбля «Ивана - Купала».
IX. Физкультминутка.
Мы трудились, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель. Давайте покажем наши работы.
Думаю, Жар-птица вами сегодня довольна.
X. Подведение итогов урока. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.
Учитель.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали о растительном орнаменте?
- Какие элементы растительного орнамента характерны для хохломской росписи?
- Какая из работ, по вашему мнению, может быть выставлена на школьной выставке поделок?
- Молодцы! Работа хороша если в ней польза и душа!
Выставка выполненных работ.