«Методическая разработка: цикл занятий по арттерапии для учащихся младшего подросткового возраста в детской школе искусств»
МБУ ДО детская школа искусств №8
«Методическая разработка: цикл занятий по арттерапии для учащихся младшего подросткового возраста в детской школе искусств»
Разработал преподаватель
художественного отделения
Назарова Ю.Е.
Ульяновск, 2016
Пояснительная записка
Актуальность данной разработки по обучению изобразительному искусству в первую очередь в том, что данный вид творчества обогащает духовный мир учащихся, расширяет кругозор, представление о прекрасном в окружающем мире и мире искусства, развивает изобразительные умения и навыки. Дети всегда стремятся познать новое, интересное в мире. А данный вид деятельности способствует развитию познания и творческой активности детей.
Обучаясь по данному направлению, учащиеся получают необходимые теоретические знания о различных художественных материалах, практические умения работы разными материалами и техниками, получают знания о последовательности выполнения работы (декоративная роспись, пейзаж, тематическое изображение).
Главная цель – приобщение детей к изобразительному искусству, развитие и совершенствование практических умений в изображении предметов.
Обучая учащихся рисованию, важно не только привить им любовь к данному виду деятельности, и развить технические навыки. Создавая красивые работы, дети совершенствуют практические умения, что способствует развитию эстетического вкуса, гармоничного сочетания цвета.
Задачи:
Дать необходимые знания по изобразительной грамоте.
Развитие творческих способностей, умения видеть, понимать, анализировать, грамотно выполнять конструктивное построение предметов на плоскости листа, используя при этом знания композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения светотени; развитие графических навыков и приемов изображения.
3. Воспитание эстетического вкуса, самостоятельности, аккуратности.
Применяются следующие формы работы:
- выполнение набросков, зарисовок по памяти и с натуры;
- упражнения на овладение различными графическими техниками;
- работа с цветом
- беседа
- рассматривание репродукций картин известных художников
- объяснение
- показ последовательности построения предмета.
Тема: Городецкая роспись. Знакомство с элементами росписи.
Цель занятия: Формировать представление у детей о разнообразных видах народных промыслов России.
Задачи:
1. Познакомить с произведениями и историей развития Городецкой видами узоров и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
1.Для детей:
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
2.Для преподавателя:
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакат "Городецкая роспись"
План занятия :1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию 3-5 мин.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход занятия:
Беседа
1.Из истории возникновения и развития промысла.
2.Рассматривание образцов изделий (выставка работ, раскладушка с композициями городецкой росписи).
3.Особенности городецкой росписи:
(раскладушка с композициями городецкой росписи).
Основные традиционные элементы росписи: розан, купавка, ромашка.
Особенности построения композиции: закон симметрии.
Краски яркие: синий, красный, зеленый.
Оживка: белый, черный цвета.
Элементы росписи: городецкий фазан, конь вороной.
Жанровые сцены: выезд, гуляние, чаепитие, свадьба.
Последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
Сначала крупной кистью делается «подмалевка» - цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью выполняется «теневка» - обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек.
Самостоятельная работа учащихся
Роспись различных видов цветов, составленных композиций.
В конце занятия проводится просмотр выполненных работ. Отмечаются положительное в каждой выполненной работе.
Тема: «Красивые листья»
Цель: Научить изображать плоские предметы, используя различные приемы и техники работы красками.
Предварительная работа: Рассматривание листьев в природе, открыток по стилизации листьев.
Задачи:
Научить изображать листья различной формы.
Развивать технические приемы работы карандашом и красками. Закрепить умение применять различные техники работы красками: по сырому, мятой бумагой, вливание цвета в цвет, применять приемы стилизации.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, способствовать развитию творческих способностей.
Ход занятия:
Вводная беседа. Рассматривание листьев, их формы, цветового сочетания. Предлагается рассмотреть открытки стилизованных листьев, обращается внимание на цветовое сочетание.
Объяснение последовательности выполнения построения листьев, показ техники вливания цвета в цвет.
Самостоятельное выполнение работы. Продумывание композиции, техник выполнения, осуществление творческого замысла.
В конце занятия- подведение итогов. Анализ работ учащихся.
Тема: «Мое любимое животное»
Цель: Развитие практических умений в изображении животного, особенностей строения, формы, цвета.
Задачи:
1.Научить последовательно рисовать животное, передавая характерные особенности строения.
2.Развивать практические умения работы карандашом при передачи пропорций, особенностей формы.
3. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии,
художественного вкуса.
Ход занятия:
Вводная беседа. Рассматривание открыток, фотографий животных. Выполненных работ художников-анималистов.
Показ последовательности рисования животного. Анализ формы, особенностей цветового сочетания.
Выбор животного для изображения. Продумывание композиционного расположения на листе.
Выполнение практической работы в цвете.
Анализ выполненных работ.
Тема: Иллюстрация к сказке «Гуси- лебеди»
Цель: Развитие художественно-образного мышления детей.
Задачи:
Продолжать развивать у детей способности в композиционном решении, передавая основную идею, при передаче художественного образа героев.
Развивать способность передавать пропорции при изображении предметов и объектов плоскости листа. Закрепить технические умения работать карандашом, красками.
Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.
Ход занятия:
Вводная беседа о последовательности создания иллюстрации. Дается представление о художниках- иллюстраторах; рассматриваются работы художников И. Билибин, Ю. Васнецов и др.
Рассматриваются образы героев из сказки «Гуси-лебеди»
Читаются отрывки из сказки.
Рассматриваются иллюстрации из книги.
Детям предлагается выбрать сюжет из сказки и продумать композиционное решение, передавая характерный образ героев.
Выполнение практической работы.
Анализ выполненных работ.
Тема: «Пейзаж»
Цель: Развитие практических умений в изображении объектов
природы, применяя техники рисования красками.
Задачи:
Научить рисовать природу, передавая колористическое решение.
Совершенствовать практические умения в изображении строения деревьев, передавать пространство в картине, цветовую гамму.
Воспитывать эстетический вкус, способствовать развитию творческих способностей, умения восхищаться красотой окружающей природы.
Ход занятия:
-Вводная беседа. Дается понятие о пейзаже.
-Рассматриваются виды пейзажей, работы известных художников: И. Левитан, Саврасов, Шишкин, Васильев и др.
- Объяснение последовательности построения композиции в пейзаже. Выбор цветовой гаммы.
-Практическое выполнение работы.
- Анализ выполненных работ.
Литература
ОСНОВНАЯ
Авсиян О. А. «Натура и рисование по представлению».М.,1985
Барышников. А «Перспектива». М.,1956.
Барщ А. «наброски и зарисовки» М.,1970.
Барщ А. «Рисунок в средней художественной школе М., 1963
Ватагин В. «изображение животных» М., 1957.
Дейнека А. «Учитесь рисовать» М.. 1961.
Рабинович М. «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц ». М., 1971.
Рабинович М. «Изображение человека на основах пластической анатомии» М., 1985
Ростовцев Н. Н. «История методов обучения рисованию». М., 1971
Ростовцев Н. Н. «Учебный рисунок» М.,1976
Сергеев А. «Учебный натюрморт» М., 1955
Соловьев А., Смирнов Г., Алексеева Е. «Учебный рисунок» М., 1953
Тихонов С. В., Демьянов В. Г., Подрезков В. Б. «Рисунок» М., 1983
Школа изобразительного искусства. Сборник. Вып.1-10., М
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Журнал «Юный художник»
Н. М. Сокольникова «Основы композиции» учебник для 5-8 классов; в 4 частях; Издательство: Титул Обнинск: 1998 г.