Проектная задача по обучению грамоте Путешествие в Буквоград 1 класс
Методическая разработка проектной задачи
«Путешествие по Буквограду»
1 класс
Название проектной задачи Путешествие по Буквограду
Предмет Русский язык (обучение грамоте) и технология
Класс 1
Дата. время и место проведения 17.03 в 8.00 каб.12
Тип задачи Конкретно - практическая
Цели педагогические задачи (педагогический замысел) Учить использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации, работать в группе.
Предметные и метапредметные результаты, на которые должен опираться обучающийся Предметные:
знание букв и звуков русской речи.
Умение пользоваться ножницами (вырезать, раскрашивать). Умение работать в группе (договариваться, распределять работу).
Строить высказывание на заданную тему
Планируемый педагогический результат Повторение и закрепление знаний о звуках и буквах русской речи.
Способ и формат оценивания результатов работы Дети: самооценка своей работы над задачей проводится в игре – опросе «Да или нет»
Работа группы оценивается в «Тайном задании» (посади цветок),
Если все ребята в вашей группе соблюдали правила и справились с заданием садим красный цветок
Если правила были нарушены, но с работой группа справилась садим жёлтый цветок
Если ваша группа не справилась с работой садим красный цветок
2. Замысел проектной задачи
В начале урока учитель сообщает, что сегодня дети отправятся в путешествие по Буквограду, где их ждёт встреча с буквами и правительницей города Азбукой. Дети получают письмо от Азбуки. О чём же пишет Азбука? Она сообщает, что этой ночью в Буквоград ворвался страшный злой волшебник - Дед Буквоед. Он не любит порядок, поэтому наколдовал сильную бурю. Она перевернула домики, снесла крыши. Буквы были так напуганы, что от страха побелели и потеряли свои голоса, перестали звучать. Азбука обращается к первоклассникам, которые хорошо знают буквы и звуки с просьбой помочь восстановить Буквоград.
Письмо Азбуки
Дорогие мои ребятушки!
Спасите, помогите!
В наш Буквоград ворвался злющий волшебник Буквоед.
Он очень не любит книжный порядок. Этой ночью наколдовал он страшную бурю. Буря перевернула домики, снесла с них крыши. Буквы от страха побелели и потеряли свои голоса. В ужасе они прибежали ко мне. Без крыш они свои домики не узнают, рассказать о своей беде без голоса не могут.
Теперь они не смогут помогать мне учить читать маленьких ребятишек. Вся надежда на вас. Вы же уже всё знаете и читать умеете.
Помогите нам снова построить Буквоград и вернуть буквам их голоса.
Повелительница Буквограда - Азбука
3.Цель, которую должны достигнуть дети
Восстановить домики Буквограда, расселить буквы, вернуть буквам их голоса.
4.Описание проектной задачи
После прочтения письма дети принимают решение: помочь Азбуке и восстановить Буквоград. Учитель сообщает, что работать они будут группами. По слайду презентации дети повторяют главные правила работы в группе. Учитель раздаёт группам домики (без кыш) и объясняет, что дети должны по количеству «квартир» догадаться о том, какие буквы живут в этом домике. (Определить к какой группе относятся буквы: гласные, согласные непарные глухие, согласные непарные звонкие, согласные парные по глухости/звонкости).
Подобрать для домика крышу с соответствующим символом – знаком. (Гласные – круг, согласные квадрат или квадрат с точкой (по глухости/ звонкости)).
Посовещавшись в группе, дети сообщают учителю крыша с каким знаком им нужна, объясняют почему они так считают и забирают крышу и свиток с буквами. На крыше с обратной стороны приклеен кармашек, где находится план – текст для представления - презентации своего домика. Вместе со свитком, на котором изображены буквы, дети получают от Азбуки подробную инструкцию к работе по восстановлению домика. По инструкции дети должны выбрать и вырезать буквы для своего домика. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают, т.е. вернуть буквам их голоса (буквы гласных – красным, буквы твёрдых согласных – синим, буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)Правильно разместить буквы в домике, если они связаны парами (гласные и парные согласные). Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика. Выступить с рассказом. Правильно поместить домик в нужном районе Буквограда на доске (район Гласных, район Согласных, район Беззвучный).
После выступления четырёх групп. С помощью фронтального опроса учитель выясняет какого домика не хватает (В районе Беззвучном нет домика для букв ь,ъ) и просит детей восстановить его, назвав слова с этими буквами.
Далее дети должны украсить город и посадить цветы в Буквограде (Оценить свою работу цветком определённого цвета).
Потом дети отправляются в путешествие по Буквограду на паровозике, напевая «любимых хит» всех жителей Буквограда (исполняют песню «Алфавит»).
В конце урока дети получают от Азбуки - правительницы города почётные свидетельства о знании букв и звуков русской речи.
5.Задания
Задание для группы №1
Текст для представления – презентации «Домик гласных» (в кармашке крыши домика)
Мы построили домик для гласных.
В этом домике живут (сколько?) букв.
Они обозначают (какие?) звуки.
Гласных звуков (сколько?)
Буквы а, я обозначают звук [?].
Буквы э,е обозначают звук [?].
Буквы о,ё обозначают звук [?].
Буквы у, ю обозначают звук [?].
Буква ы обозначает звук [?].
Буква и обозначает звук [?].
На верхнем этаже живут буквы - командиры (чего?)
Они командуют согласным: читайся (как?)
На нижнем этаже живут буквы - командиры (чего?)
Они командуют согласным: читайся (как?)
Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)
Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:
1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика. 2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают.
3. Наклеить каждую букву в квартиру домика. Подумайте, как правильно поместить буквы в домике, если они связаны парами.
4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).
5. Выступить с рассказом.
6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.
Работайте дружно. Желаю удачи!
Азбука
Задание для группы №2
Текст для представления – презентации «Домик непарных звонких согласных» (в кармашке крыши домика)
Мы построили домик для непарных звонких согласных.
В этом домике живут (сколько?) букв.
Все они обозначают (какие?) согласные звуки.
Буква м обозначает звуки [?] [?].
Буква н обозначает звуки [?] [?].
Буква р обозначает звуки [?] [?].
Буква л обозначает звуки [?] [?].
Буква й обозначает один всегда (какой?) звук [?].
Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)
Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:
1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.
2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают (буквы твёрдых согласных – синим, буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)
3. Наклеить каждую букву в квартиру домика.
4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).
5. Выступить с рассказом.
6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.
Работайте дружно. Желаю удачи!
Азбука
Задание для группы №3
Текст для представления – презентации «Домик парных согласных» (в кармашке крыши домика)
Мы построили домик для парных согласных.
В этом домике живут (сколько?) букв.
На верхнем этаже живут буквы, которые обозначают (какие?) звуки.
На нижнем этаже живут буквы, которые обозначают (какие?) звуки.
Звуки этих букв составляют пары по глухости – звонкости. Всего (сколько?) пар.
Буква ж обозначает один (какой?) звук [?].
Буква ш обозначает один (какой?) звук [?].
Буква д обозначает звуки [?] [?].
Буква т обозначает звуки [?] [?].
Буква г обозначает звуки [?] [?].
Буква к обозначает звуки [?] [?].
Буква з обозначает звуки [?] [?].
Буква с обозначает звуки [?] [?].
Буква в обозначает звуки [?] [?].
Буква ф обозначает звуки [?] [?].
Буква б обозначает звуки [?] [?].
Буква п обозначает звуки [?] [?].
Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)
Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:
1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.
2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают ( буквы твёрдых согласных – синим, буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)
3. Наклеить каждую букву в квартиру домика. Подумайте, как правильно поместить буквы в домике, если они связаны парами (гласные и парные согласные).
4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).
5. Выступить с рассказом.
6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.
Работайте дружно. Желаю удачи!
Азбука
Задание для группы №4.
Текст для представления – презентации «Домик непарных глухих согласных» (в кармашке крыши домика)
Мы построили домик для непарных глухих согласных.
В этом домике живут (сколько?) букв.
Все они обозначают (какие?) согласные звуки.
Буква ч обозначает один (какой?) звук [?].
Буква щ обозначает один (какой?) звук [?].
Буква х обозначает звуки [?] [?].
Буква ц обозначает один (какой?) звук [?].
С буквами ч, щ мы знаем правила:
( Сочетания… пиши с буквой …Сочетания… пиши без ь знака)
Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)
Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:
1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.
2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают (буквы твёрдых согласных – синим, буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)
3. Наклеить каждую букву в квартиру домика.
4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).
5. Выступить с рассказом.
6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.
6. Итоговый продукт.
На доске размещаются домики Буквограда по районам с раскрашенными буквами. Дети поют песню «Алфавит»
7.Защита итогового продукта.
Дети в группе готовят защиту своего домика самостоятельно по тексту для представления – презентации. Они могут выбрать одного представителя от группы или несколько человек. Могут выйти всей группой. Говорить хором или поочерёдно. Как лучше представить свой домик решает группа.
Сценарий проектной задачи
«Путешествие по Буквограду»
1 класс
Авторы: Творогова С.Ю., Черных Н.В.
Оргмомент. Актуализация.
Куратор проекта 1
1 мин
Куратор проекта 2 Вступительное слово, приветствие гостей. 1мин
Мы сегодня очень радыВсех приветствовать гостей. Всех знакомых, незнакомых,И серьёзных, и весёлых.Первый класс, первый классПригласил на праздник вас
-Дорогие ребята, вот мы и закончили изучать нашу первую учебную книгу.
Она научила буквам нас,И письму, и чтению,Дружбе крепкой и труду,А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:Стали бойко вы читать,Очень грамотными стали,Поумнели, возмужалиИ теперь без передышкиМы прочтем любые книжки.
- И сегодня мы собрались здесь, чтобы отправится в путешествие по удивительному городу Буквограду, правительницей которого и является Азбука. (слайд 1)
Азбука - первая книга моя!
Как не любить мне за это тебя?
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
Ознакомление с общим содержанием задачи. Выявление проблемы.
Куратор проекта 1
1мин -Совcем забыла сказать, что утром (по электронной почте) нам пришло письмо от Азбуки. (слайд 2,3)
Читают письмо в свитке. Во время чтения на экране показываются видеоэффекты. (слайд 4)
Куратор проекта 2
1мин -О чём нас попросила Азбука? Можем ли мы ей помочь?
Принимают решение помочь Азбуке.
Постановка целей. Выбор средств решения проблемы.
Куратор проекта 1
2мин
Давайте посмотрим на Буквоград (Доска открывается. На доске 3 района: гласный, согласный, беззвучный. Части домов наклеены в хаотичном порядке См. приложение 1-6)).-Ребята, мы можем продолжить по нему путешествие? (Нет нужно его восстановить).
А что нам нужно сделать, чтобы восстановить Буквоград?
Ставят цель
Работать … (дружно, вместе)
Вспомнить …( буквы и их звуки)
Построить …(дома, восстановить крыши, расселить жильцов)