МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
ГККП «ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ШКОЛЬНИКОВ»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.
КОЗУЛЕВА Л. Б.
Концертмейстер танцевального факультета АДТ
Городского дворца школьников
АКТОБЕ 2015
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.
I. Значение музыкального сопровождения на уроках классического танца.
II. Специфика подбора музыкальных произведений.
III. Роль аккомпаниатора.
I. Бесспорной истиной в обучении танцам, является установление тесной связи хореографии с музыкой. Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия танца, воплощенного в высокохудожественной форме. Дружественный союз музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы – рождают великие творения танца. Но не всегда и не все хореографы это осознают. Нередко (к сожалению) музыкальное сопровождение используют в качестве «заменителя подсчета», отдавая предпочтение счету и ритму.
На начальном этапе, когда учащиеся разрозненно усваивают типы основных движений классического танца: плие, батманы, пор де бра, вращения, прыжки – в усвоении музыки речь идёт не более чем о грамматических и синтаксических навыках. Понятие ритма и метра, мелодических и гармонических факторов, ясная ориентировка в простейших составных элементах строения музыкальной речи (прежде всего в кадансах) – вот основное необходимое, что должно быть усвоено на данном этапе (и усвоено прочно навсегда) как незыблемый фундамент всего последующего восприятия и усвоения музыки. Достигнуть умения для усиления выразительности танцевальных движений – задача данной стадии обучения (примерно первые 3 года занятий классическим танцем).
Метод решения этой задачи – воспитание слуха, его точная и устойчивая «настройка». Следует всегда помнить, что попутно этому должно быть воспитание художественного вкуса.
Воспитание учащихся в хореографии состоит из 2-х важнейших этапов: музыкальное развитие и обучение выразительному исполнению танцевальных па.
На занятиях по классическому тренажу с самых первых шагов обучения дети знакомятся с музыкой и её связью с движением. Поэтому дать учащимся с самого начала правильное представление о принципах и закономерностях в этой связи крайне важно. В этом отношении очень велика роль урока классического тренажа, оформляемого музыкой. В развитии общей музыкальности учащихся он имеет большое воспитательное значение.
Музыкальное оформление – организует всё движение во времени, в определённом темпе и ритме. Более того, оно самой музыкой выявляет особенности танцевального движения: рисунка, характера, динамики. Наибольшей выразительности танец достигает при тесной согласованности в движениях и позах, раскрывая эмоциональное и образное содержание. Основной задачей музыкального оформления урока классического тренажа является развитие музыкальности учащихся, т. е. развитие в детях уже с 1-го года занятий музыкального вкуса, ритмичности, понимания неотделимости танца от музыки, взаимосвязь отдельных элементов музыкального произведения и танца.
Музыкальное оформление занятия должно помогать учащимся овладевать техническими навыками хореографии, и то же время помогать прививать им осознанное отношение к особенностям музыкального произведения. Оно приучает их ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке и её динамике. Развивать все эти свойства и стороны музыкальности, учащихся необходимо с разъяснением их прямого соответствия танцевальным фразам и движениям.
Говоря о необходимости соответствии танцевального движения и оформляющей его музыки по характеру в ритмическом рисунке, динамике мы не имеем в виду механическое совпадение музыки и движения. Осознание конструктивной основы музыкального произведения и соответствие его структуре движений в танце помогут учащимся разобраться в общности смыслового значения музыки танца.
Это – необходимая предпосылка для достижения свободы движения в музыке. Вне достижения этой свободы всякое механическое сочетание музыки и движения в их внешних признаках неизбежно ведут к ограниченности.
В музыкальном оформлении урока, отдельные движения и комбинации должны находить своё отражение в динамических оттенках музыки, которые должны подчеркивать динамику движения и тем самым помогают ученикам ощущать её и выразительно, рельефно передавать её в своём исполнении.
II. На первом занятии по классическому танцу, педагог – хореограф разъясняет детям значение музыки в хореографическом искусстве, чтобы дети с самого начала поняли, что музыка является неотъемлемой частью урока, а не служит лишь для развлечения и отбивания такта-счёта.
На занятиях первого года обучения музыкальное оформление должно быть элементарно и просто. Но даже в элементарном виде музыкальное оформление сохраняет свою сопряжённость с движением. Ведь именно здесь, у самых истоков усвоения детским сознанием будущих эстетических навыков, столь важно заложить основы музыкального развития и элементарной танцевальной культуры. При объяснении нового движения ученику необходимо рассказать, в каком музыкальном размере выполняется данное движение, на какую долю такта приходится акцент движения, показать соответствие в характере движения и музыки. Убедившись, что ученик освоил эти механические предпосылки экзерсиса, надо предоставить ему возможность вслушиваться в музыку самостоятельно, ибо только таким путём ребёнок научится слушать музыку, понимать её значение и содержание.
Занятия по классическому тренажу динамично уже в своём построении. Оно начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным, требующим наибольшей затраты мышечной энергии. Каждое определенное движение имеет свою динамическую линию, выражающуюся в усилении, кульминации и ослаблении затрачиваемой на его исполнение мышечной энергии (например: developpe).
Занятие по классическому тренажу состоит из целого ряда разнообразных движений (plie, Battement tendu, Rond de jamb par terre, Battement fondu), расположенных в порядке постепенно нарастающей трудности и повторяемых по нескольку раз для лучшего развития техники исполнения.
Оно делится на две основные части:
*Экзерсис у станка, при котором учащиеся исполняют различные движения, стоя боком и держась одной рукой за станок.
*Те же движения, исполняемые на середине зала.
Все движения исполняются поочерёдно с каждой ноги (определённое количество раз с правой, затем оно же повторяется с левой). Количество повторений отдельных движений и построение комбинаций из различных движений может быть весьма разнообразно. Но оно всегда должно быть симметричным. В данной комбинации, в отношении количества движений в каждом направлении (например: Battement tendu по 4 раза крестом).
В младших классах каждое отдельное танцевальное движение изучается в медленном темпе, как бы расчленено и лишь постепенно, по этапам, переходит к своему подлинному виду.
АДТ хореография.
1 курс. 4 – 5 основных упражнений у станка. Лицом.
Популярные классические детские произведения, музыка из мультфильмов, детские песни.
С. Рахманинов «Итальянская полька»
М. Глинка «Полька»
«Добрый жук» из к/ф «Золушка»
«Белоснежка» вальс из м/ф студии Дисней
2 курс. 6 – 8 упражнений.
Со 2-го полугодия боком к станку. Изучение Preparation. Часть музыкальных произведений из 1 курса. Усложнение классического экзерсиса. Постепенное введение новых элементов народного танца. Притопы, «ковырялочка», руки в казахском и русском характере, прыжки.
3 курс. 8 упражнений. Все боком (т. е. с 2-х ног).
П. Чайковский «Детский альбом»
М. Глинка
Зарубежные композиторы – Ф. Шуберт, В. Моцарт, К. Оффенбах. и др. Ускорение темпа, различный характер музыкальных произведений.
4 курс.
Классический танец. Усложнение темпа комбинаций. Новые произведения на каждое движение, музыка из к/ф.
Экзерсис на середине – музыка 3 курса.
Диагональ – И. Штраус, А. Петров, Л. Делиб. и др.
Народный танец (со 2-го полугодия) – комбинации в характере танцев народов мира. Казахский вальс, польская мазурка. Русская, украинская, белорусская, итальянская, молдавская, татарская мелодии.
5 курс. Отрывки из балетов, оперетт.
Росас «Над волнами»
В. Моцарт Рондо
Л. Бетховен
Г. Свиридов Вальс из «Метели»
6 курс.
Ф. Шопен Вальсы, ноктюрны
П. Чайковский Вальсы
А. Хачатурян Вальс из «Маскарада»
Объёмные, сложные произведения (программа музыкального училища). Репертуар подбирается индивидуально с каждым педагогом (кому-то нравится одно, кому-то другое).
Правильно подобранное сопровождение обогащает духовный мир, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развивает чувство коллективного ритма.
III. Для успешного ведения уроков классического танца необходима согласованная работа педагога – хореографа и аккомпаниатора, их совместная творчески обогащенная подготовка к занятиям. С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций нужно стремиться к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включало в себя произведения классической и современной русской, советской и зарубежной музыки.
Творческая подготовка, тщательный подбор упражнений и музыки, соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке, нарастание сложности, приводит к успешному решению задач обучения, развивают способность ценить в музыке прекрасное.
Слиянию эмоционально – эстетических качеств хореографического упражнения и его музыкальной основы способствует надлежащее исполнение музыкального материала, которое должно отличаться чёткостью и уверенностью в его подаче, пластичностью и рельефностью тона. В противном случае особенности отобранных музыкальных фрагментов могут «потускнеть», что приведёт к нарушению взаимосвязей звучания и движения.