Проектирование и реализация модели работы с одаренными учащимися. (Из опыта работы МБУ ДО ДШИ №8 «Радуга»)


Хабарова М.П.,
зам. директора МБУ ДО «ДШИ №8 «Радуга» г.о. Самара
Проектирование и реализация модели работы с одаренными учащимися. (Из опыта работы МБУ ДО ДШИ №8 «Радуга»)
 Любому ребенку должно повезти как минимум дважды:
сначала с родителями, потом – с учителями!
Актуальность проблемы развития системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи не взывает сомнения. Повышенный интерес к этой теме диктуют не только направления современной образовательной политики нашего государства, но и сама жизнь.
В послании Федеральному собранию РФ (от 05.11.2008 г.) Президент Российской Федерации указал на то, что одновременно с реализацией нового стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Очевидно, что решающая роль в создании и развитии этой системы принадлежит учреждениям дополнительного образования детей. Именно на педагогов дополнительного образования сегодня в первую очередь ложится ответственность за качественный и компетентностный подход к решению проблемы поиска и поддержки талантливых детей.
До сих пор в нашем обыденном понимании термин «одаренность» часто отождествляется с терминами «гений» и «талант», т.е. мы понимаем данный термин как некие специальные, особенные способности, какими наградила человека природа.
Может быть и так… А может быть, одарённым можно назвать каждого ребёнка, если на его пути встретился настоящий педагог, сумевший заинтересовать и увлечь?
Одаренность – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков. Задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Задатки можно сравнить с семечком. Из одинаковых семян получаются сильные и слабые растения, все зависит от ухода, условий, почвы, на которой прорастает семечко. Способности не могут «созреть» сами по себе независимо от внешних воздействий.
Выявление одаренных детей должно начинаться как можно раньше (в детском саду, начальной школе) на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Обладание одаренностью еще не означает автоматическую успешность ребенка во всех значимых для него видах деятельности. Для успешной самоактуализации ребенку необходимо обладать способностью эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Успешность нужна всем, а ребенку с признаками одаренности она просто необходима, так как придает его способностям социально значимый смысл!
Учитывая все выше обозначенные моменты, администрация и педагогический коллектив Школы искусств «Радуга» разработали для себя некую модель работы с одаренными детьми. В ее основе 26-летний опыт работы Школы и 5 основных принципов педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип развивающего и воспитывающего обучения,
принцип учета возрастных возможностей.
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для успешной работы с одаренными учащимися необходимо не только совершенствовать методическую систему работы с одаренными детьми, но и, самое главное, включить в работу с одаренными обучающимися педагога, обладающего определенными качествами. Такой педагог должен быть:
увлечен своим делом;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным (знатоком во всех областях человеческой жизни);
профессионально грамотным;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
проводником передовых педагогических технологий.
Программа развития одаренности Школы искусств «Радуга» под названием «Одарённые дети» реализуется сразу на нескольких уровнях:
на уровне реализации образовательных программ;
организованной системы кураторства,
организации концертных и конкурсных творческих мероприятий;
активное вовлечение обучающихся в проектные инициативы школы, в том числе включение их в программы повышения квалификации педагогов.
Схема 1
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Что касается реализации образовательных программ, то здесь следует отметить следующее. Если предпрофессиональные программы изначально рассчитаны на одаренных обучающихся, то с реализацией общеразвивающих программ все несколько сложнее. Как перестроить стандартную общеразвивающую программу таким образом, чтобы она могла использоваться в работе с обучающимися разного уровня подготовки и с разными природными данными? В данном вопросе отличным подспорьем служит использование технологии разноуровневой дифференциации или технологии развивающего обучения. Данные технологии предполагают разный уровень освоения программы, в том числе профессионально ориентированный, так называемый «уровень повышенной сложности» или даже отдельные модули для одаренных обучающихся.
Школа искусств «Радуга» изначально была настроена не на досуговую форму работы, а на предпрофессиональную подготовку детей. Именно поэтому в ней уже несколько десятилетий существует достаточно развитая система кураторства. За каждым отделением школы закреплён определенный куратор – это преподаватель или ведущий специалист среднего или высшего учебного заведения Самары. Именно он помогает отлеживать развитие одаренного обучающегося, вовремя корректируя индивидуальный образовательный маршрут такого ребенка. Это позволяет проводить профориентацию детей уже на ранних этапах обучения.
За долгие годы работы администрация и педагогический коллектив школы неоднократно убеждались в том, что эта система работает и действительно оправдывает себя. Об этом свидетельствуют высокая результативность образовательных программ и достижения учащихся школы. Причем основной результативностью в данном случае является не столько количественная характеристика достижений учащихся, сколько процент выпускников, продолживших свое обучения в средних и высших специальных учебных заведениях. И здесь следует отметить, что «Радуге» есть чем гордиться, потому как многие ее выпускники становятся студентами и аспирантами не только самарских ссузов и вузов, но и самых престижных учебных заведений страны, таких как Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Российская академия музыки им.  Гнесиных и др.
Что касается организации концертных и конкурсных творческих мероприятий, то Школа искусств «Радуга» организует их как на уровне отдельного творческого объединения, так и на уровне всей школы. Это могут быть сольные концерты учащихся, персональные выставки, школьные конкурсы. Существует и особая форма поощрения – именная стипендия, которая ежегодно вручается на «Отчетном концерте» Школы. Ее удостаиваются самые яркие учащиеся Школы, продемонстрировавшие выдающиеся достижения в той или иной сфере деятельности, причём не только в текущем учебном году, но и предыдущих.
ДШИ №8 «Радуга» – инициатор и организатор нескольких крупных ежегодных проектов городского, регионального и международного уровней. Реализация этих проектов помогает учреждению не только заниматься инновационной деятельностью, поддерживать кросскультурные связи, выстраивать систему повышения квалификации педагогов, но и осуществлять поддержку и развитие одаренных детей.
Основные ежегодные социально-значимые проекты ДШИ №8 «Радуга»:
«Молодежное креативное бюро»
Проект по организации профильных смен «Творческая дача»
Музейный этнографический интерактивный центр «Уголок России»
Межрегиональный образовательный проект «Педагог-педагогу»
Социокультурный проект выставочной деятельности «Галерея»:
Международная выставка детского и юношеского творчества «Человек от края до края»
Региональный фестиваль-выставка «Радужная кисть»
Городской фестиваль детского изобразительного искусства «Мир глазами ребенка»
Международный фонд детского рисунка
Проект по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся «Новое поколение»
Интернет-проект «Виртуальный центр искусств»
Описание проектов см. на официальном сайте МБУ ДО ДШИ №8 «Радуга» по адресу: http://raduga-samara.ru/school/project/К примеру в рамках проекта «Творческая дача» организуются летние профильные смены для одаренных учащихся. Помимо организации летнего отдыха, проект ориентирован на профессиональное самоопределение учащихся, развитие их способностей и художественных компетенций. Приоритетным является и деятельностный подход к организации процесса образования.
Уникальность данного проекта состоит в том, что он сочетает в себе активные формы отдыха с разнообразными формами обучения, такими как: пленэр, мастер-классы, художественные мастерские, социально-активные формы общения и т.п. Работа строится на уровнях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – педагог. Основной проекта служит краеведческий аспект.
В перспективах развития проекта: освоение новых форм открытого дополнительного образования, расширение профиля деятельности и организация круглогодичных профильных смен.
В рамках проекта «Уголок России» ежегодно проходят поисковые этнографические экспедиции по деревням и селам Самарской области с целью знакомства с местными традициями, обрядами, ремеслами, сбора фольклорного и этнографического материала, который не только пополняет коллекцию школьного этнографического музея, но и часто ложится в основу научно-исследовательских работ учащихся.
Идея проекта «Молодежное креативное бюро» – объединение юных креативных подростков и молодежи города и создание художественного волонтерского штаба.
Основные направления их деятельности:
Разработка дизайн – проектов, баннеров,
Создание коллекций логотипов и принтов,
Организация выставок и благотворительных акций.
По сути это кузница будущих самарских дизайнеров, художников, фотографов, архитекторов. Ребята уже активно включились в жизнь города. К примеру они приняли участие в недавней акции, проведенной в Самаре, под названием «Том Сойер Фест».
«Том Сойер Фест» — это фестиваль восстановления домов. Участники этого фестиваля своими собственными руками создали новый городской арт-объект, с помощью фотопанно отреставрировав стену старинного дома по адресу: Галактионовская, 91. Основой для панно послужили фотографии самарской архитектуры сделанные ими же.
В настоящий момент волонтеры «Молодежного креативного бюро» готовятся к проведению социальной акции по благоустройству Городского парка им. 50-летия Октября, в ходе которой они сами своими руками изготовят арт-объекты для зоны отдыха лесопарка.
Интересен опыт Школы искусств «Радуга» по работе с одаренными детьми в рамках проекта «Педагог-педагогу». Изначально этот проект задумывался исключительно с целью выстраивания системы повышения квалификации педагогов, как некая интерактивная творческая мастерская, в которую приглашаются «именитые» преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
Постепенно для проведения мастер-классов начали задействовать одаренных учащихся школы, и стало ясно, что это практика интересна тем, что в ходе нее бесценный опыт приобретают не только педагоги, пришедшие послушать и посмотреть, как работают метры и гуру педагогического мастерства, но и те самые учащиеся, на которых этот мастер демонстрирует свои профессиональные приемы работы.
Благодаря проекту «Педагог-педагогу» учащиеся Школы искусств «Радуга» получили возможность пообщаться со специалистами Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Бузулука, Орска, Калининграда, Казани, Северной Осетии. Весьма интересными для детей оказались мастер-классы студентов из Французской Бретани по современной хореографии и бисероплетению. На «ура» прошла онлайн конференция для учащихся со специалистами Нью-йоркской Академии искусств.
В данный момент этот проект открыт для учащихся абсолютно всех школ города и области. Каждый желающий может подать заявку на участие в мастер-классах. За 4 года реализации проекта в рамках проекта прошло 23 мероприятия, в которых приняли участие 213 одаренных учащихся.
25 января 2017 г. состоялся еще один дебют в рамках проекта «Педагог-педагогу». Еще одна инициатива ДШИ №8 «Радуга» под названием Детский АРТ-фестиваль «Радужные встречи». Этот фестиваль создан непосредственно с целью поддержки и развития одаренных детей. На предложение поучаствовать в Арт-фестивале «Радужные встречи» откликнулись представители семи музыкальных школ и школ искусств Самары и Самарской области. В дебютном концерте «Хорошее настроение» приняли участие 47 юных талантливых ребят.  Надеемся, «Радужные встречи» станут регулярными, а юные музыканты смогут ощутить себя настоящими гастролирующими артистами, давая концерты не только в стенах самарских учебных заведений, но и на концертных площадках других муниципальных районов Самарской области.
Особого внимания заслуживает проект по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся «Новое поколение». который реализуется в Школе искусств «Радуга» уже шестой год. За это время были организованы и проведены не только 6 открытых городских научно-практических конференций «Новое поколение», но и городской проект «Юные искусствоведы», в ходе которого состоялись: 3 научно-практических сессия для учащихся, 2 методических сессии для педагогов по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» и Виртуальная Квест-игра «Юные искусствоведы».
Этот проект позволил апробировать новые формы работы и технологии, в частности дистанционные формы обучения посредством использования виртуальной обучающей среды Moodle.
В ходе реализации проекта был создан настоящий банк данных детских исследовательских работ краеведческой тематики, один из лучших в Самарской области. Он располагается в интернете, в открытом доступе, на образовательном портале «Виртуальный центр искусств» на странице «Материалы открытый городской научно-практической конференции «Новое поколение» http://allworldart.ru/materialy-nauchno-prakticheskojj-konferencii-novoe-pokolenie/.
Что же касается Открытой городской научно-практической конференции «Новое поколение», то в 2017 г. в ней приняли участие представители 36 учреждений общего и дополнительного образования детей г.о. Самара и Самарской области (в т.ч. 8 образовательных учреждений из 5 муниципальных районов Самарской области).
Трудно переоценить влияние учебно-исследовательской деятельности на развитие детей с признаками одаренности, ведь развитие одаренности напрямую связано с развитием интеллекта ребенка. А что, как не исследовательская деятельность способствуют его развитию? Многие ошибочно полагают, что для обучающихся творческих профессий: инструменталистов, вокалистов и т.п. занятия исследовательской деятельностью вовсе необязательны. Это в корне неверное утверждение. Развитие интеллекта ребенка, расширение его кругозора, умение мыслить и логически излагать свои мысли, видеть причинно-следственные связи – разве все эти навыки не нужны музыкантам или танцорам? Но ведь исполнение какого-либо музыкального произведения, к примеру, немыслимо без понимания его формы, стилевых особенностей, разбора гармонической основы и мелодического языка, т.е. без подробного анализа произведения. И это справедливо по отношению к любому виду искусства.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что испокон веков Россия славилась талантами, однако справедливо и крылатое выражение о том, что «талантам нужно помогать…».
Невозможно заставить ребенка проявить интеллектуальность и творчество, если он этого не хочет, но можно создать условия, позволяющие развивать одаренность через стремление детей к успешной деятельности и самоактуализации.