Методическая разработка Экзерсис – фундамент народно-сценического танца
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
Экзерсис – фундамент народно-сценического танца
(Методическая разработка)
Составитель:
ПДО Кораева М.Р.
г. Владикавказ, 2014г.
Народный танец является основой репертуара детского хореографического коллектива «Арвэердын».
Ансамбль «Арвэердын» работает по образовательной программе, имеющей единую цель: приобщение детей к миру народного танца, формирование способностей к творческому самовыражению посредством танцевальных движений.
Основной формой учебного процесса являются учебные, репетиционные коллективные занятия, на которых дети практически закрепляют необходимые знания и навыки.
На занятиях в творческом объединении реализуются образовательные программы по предметам: основы классического танца и народно- сценический танец.
Особенности предмета «народно-сценический танец» - в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и в их использовании в формировании исполнителей.
Предмет этот раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой разных народов.
Изучение народно-сценических танцев с различными по характеру ритмами и манерой исполнения, дает будущим исполнителям возможность приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темперамент, органично чувствовать себя на сцене.
Основной всей хореографии является классический танец. Знание азов классического танца для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движений имеют огромное значение.
Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность и приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате регулярных занятий фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость.
Экзерсис начинается у станка, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Нагрузку в течение занятия следует распределять равномерно во всех упражнениях. Последовательность экзерсиса не должна быть случайной, должно быть логическое сочетание движений.
В классическом танце различают пять позиций ног. Большинство танцевальных классических элементов основано на I -*ой и IV - ой позициях ног, поэтому в экзерсисе необходимо уделять внимание выворотности ног и красоте исполнения движения.
Для верного и красивого исполнения всех движений классического танца необходима правильная постановка спины. Это помогает обучающимся приобретать устойчивость - апломб «Стержень апломба - позвоночник» - так говорит А. Я. Ваганова в своей книге «Основа классического танца». Для устойчивости корпуса - апломба - важнее всего поясница, вокруг которой постепенно разрабатываются небольшие, но сильные мышцы.
Именно эта часть спины при свободно опущенных вниз плечах и лопатках, должна ощущаться как бы подтянутой вверх. Поставленная спина помогает при отдаче от пола, в прыжках и мягком, сдержанном приземлении после прыжков и других движениях.
Одну из главных задач в классическом танце выполняют руки. Руки - помощники в танце. Они способствуют общей устойчивости тела, помогают во всех видах вращений.
Экзерсис народно сценического танца - это система упражнений и движений, возникшая на основе классического танца. Народно - сценический танец изучается вначале на середине зала. Многие движения народного танца основаны на движениях классического. Например, движения на вытянутых ногах, со слегка присогнутыми коленями и в выворотном положении. Однако ребенок, который не может двигаться выворотно, не в состоянии исполнить движения народного танца.
Многие подготовительные упражнения на занятиях проводится в стиле и в характере определенного народного танца, например, «Ковырялочка» с поочередным отводом ног назад, «Ножницы», «Веревочка», «Выпады», прыжки с поочередным выбросом ног на пятку. Все эти упражнения являются общими для всех сильно, четко, уверенно на слегка присогнутых колониях с прямым корпусом, с задорно поднятой головой.
Все это приучает детей с самого начала выполнять движения не сухо, механически, а выразительно, в характере танца. Ребята учатся, какие движения характерны для изучаемого танца, не допуская смешения стилей.
Занятия хореографией помогают обучающимися развивать понимание национальной музыки. Если они не чувствуют музыки исполняемого народного танца, движения его будут механическими, формальными. Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым движением по характеру, стилю и национальной окраске.
Перед изучением народных танцевальных элементов желательно ознакомить обучающихся с историей, бытом и национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец. Без знания национальной культуры, без интереса к народному творчеству наши воспитанники не смогут правильно передать характерные особенности народного танца можно дополнить лекциями о культуре, искусстве народа, коллективным просмотром профессиональных коллективов.
15