Методика обучения элементам самбо младших школьников
Методика обучения элементам самбо младших школьников на уроках физической культуры Занятия по изучению приемов самбо складываются из обучения и тренировки. Обучение заключается в целенаправленной и последовательной передаче преподавателем и усвоении обучаемыми знаний, умений и навыков, необходимых для технически правильного выполнения приемов боевого и спортивного разделов самбо. Тренировка заключается в систематическом, многократном повторении разученных приемов с постепенным усложнением условий их выполнения и нарастанием физической нагрузки. Процессы обучения и тренировки на уроке неразрывно связаны между собой и составляют единый комплекс технической, физической и морально-волевой подготовки курсантов. При обучении и тренировке преподаватель должен добиваться от занимающихся сознательного усвоения учебного материала и понимания ими сущности и значения приемов самбо для практической деятельности. Осмысленное восприятие программного материала повышает эффективность занятий, содействует прочности усвоения знаний, навыков и умений. Личный интерес обучаемых к занятиям, сознательное отношение к ним повышают активность занимающихся. Активность на занятиях достигается интересным проведением урока с использованием разнообразных средств и методов, оценкой и поощрением занимающихся, предоставлением им времени для самостоятельного выполнения приемов. Задачи: • Укрепление здоровья, физическое и нравственное развитие детей и подростков. • Привитие интереса и привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом, предоставление возможности приобщения к миру большого спорта. • Социальная адаптация детей, решение проблем «трудных детей». • Содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В программе начальной подготовки предлагаются основы подготовки по спортивному разделу самбо, в доступных для изучения и тренировки упражнениях, включающих в себя: • упражнения для развития и совершенствования простых двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, эстафеты и подвижные игры); • упражнения для развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; • упражнения для формирования специальных двигательных навыков (простейшие элементы акробатики и спортивной гимнастики, упражнения в безопасном падении (самостраховке); • изучение базовой техники (стойки и передвижения, дистанции и основные захваты, выведения из равновесия); • разучивание 8-12 основных приемов спортивного самбо в стойке (бросков и их простейших комбинаций) и борьбе лёжа (переворачивания, удержания, болевые приёмы и их комбинации). В целях лучшего усвоения изучаемого материала преподаватель должен предлагать занимающимся доступные приемы (упражнения), которые соответствуют их технической подготовке и уровню физического развития. При обучении самбо необходимо соблюдать последовательность в переходе от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Обучение на занятиях по самбо осуществляется в такой последовательности : 9 • ознакомление с приемом • разучивание приема • тренировка в выполнении приема При проведении занятий по изучению и тренировке приемов самбо должны соблюдаться меры по предупреждению травматизма. К таким мерам относятся: • высокая организованность и дисциплина на занятиях; хорошая подготовка (разминка) занимающихся к основной части урока; • самостраховка — умение падать на бок, спину, вперед на руки, сохранение равновесия, напряжение мышц, мгновенная сигнализация в случае болевого ощущения голосом «есть» или хлопком ладони по партнеру или ковру; • страховка — плавное проведение приемов, мгновенное освобождение захвата по сигналу партнера, поддержание падающего за одежду, отпускание руки партнера для самостраховки, избежание падений на партнера; • запрещение заниматься на одном ковре разучиванием бросков и приемов борьбы лежа одновременно; • выполнение бросков в одну сторону или от центра ковра к его краям; • строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий мест занятий; • не допускать к занятиям лиц, имеющих: кожные заболевания, грязную форму, длинные ногти, крючки, пряжки на одежде, часы на руке и т. д.; Основной формой проведения занятий по самбо является урок. Практический урок состоит из тррех частей: подготовительной, основной и заключительной. 1 часть урока, подготовительная (8 – 10 мин.). Задачи: организация внимания группы, воспитание дисциплинированности и сознательности, сосредоточение внимания и умеренное разогревание организма, увеличение подвижности в суставах и укрепление связочного аппарата, развитие эластичности и способности расслаблять мышцы, выработка правильной осанки. Средства: построение, проверка присутствующих, равномерный бег, специальные беговые упражнения. Физиологическая нагрузка, измеряемая частотой пульса, в конце первой части урока не должна превышать более чем на 20% исходный показатель в начале урока. Начинать урок нужно с общего построения, требовать четкости исполнения и полной тишины. До начала упражнений можно провести 1—2-минутную беседу воспитательного характера. Упражнения вводной части урока не должны вызывать сильного возбуждения или утомления, поэтому в этой части урока не следует давать ни длительного бега, ни игр, которые нарушали бы внимание и дисциплину группы. Движения в этой части урока нужно подбирать разнообразные. Во время исполнения движений следует подсказывать ученикам, когда делать вдох, когда выдох. 2 часть урока, основная (20 – 25 мин.). Задачи: воспитание и закрепление физических, моральных и волевых качеств и навыков; обучение технике борьбы и применение этой техники в разнообразных усложненных условиях. Средства: приёмы страховки и самостраховки, удержания, болевые приемы, приемы борьбы лежа, приемы борьбы стоя. Краткие замечания по техническим ошибкам и поведению занимающихся. Физиологическая нагрузка в конце этой части урока достигает наибольшей величины. Частота пульса повышается, как правило, до 70—100% по сравнению с исходным показателем в начале урока. 10 Технику борьбы и самозащиты нужно изучать в основной части каждого урока в следующем порядке: 1. изучение падений и бросков; 2. изучение приёмов борьбы лежа; 3. изучение приемов борьбы стоя. Падения без препятствий нужно изучать всей группой, расположенной на ковре в разомкнутом строю, и проводить их во избежание ушибов друг о друга обязательно в одном направлении. К изучению любого броска можно приступать только после изучения (или повторения) соответствующего падения. Перед тем как приступить к разучиванию с группой какого-либо приёма, его надо показать так, как если бы он проводился в вольной схватке, т. е. технически правильно, быстро и чётко. Затем даётся обоснование приёма в целом с точки зрения техники и тактики. После этого совместно с объяснением и обоснованием показываются его характерные детали. В заключение опять демонстрируется приём в целом виде, слитно. Если приём очень сложный или группа недостаточно подготовленная, рекомендуется после объяснения приёма в целом разделить приём и разучивать его по частям, постепенно объединяя их. Когда задание дано и пары начинают разучивать приём или часть его, нужно обойти группу и проверить правильность выполнения приёма, делая соответствующие указания каждому ученику. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы при разучивании приёмов партнеры совершенно не сопротивлялись друг другу, а при разучивании бросков не падали раньше проведения броска. При разучивании приёма и совершенствовании его выполнения каждый из занимающихся поочередно проделывает приём подряд три раза. Такая смена может происходить несколько раз в течение времени, отведенного на изучение приёма. Надо приучать учеников к тому, чтобы до выполнения приёма они себе его хорошо представили, а после выполнения каждого приёма анализировали свои движения, то есть сознательно, а не механически разучивали и осваивали приём. 3 часть урока, заключительная (5—10 мин.). Задачи: успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения, подведение итогов урока, воспитание и решение организационных вопросов. Средства: медленная ходьба, упражнения на расслабление, игры с элементами единоборств. В конце занятия необходимо проводить игры с элементами единоборств, для того, чтобы повышать интерес школьников к занятиям, а также развивать в игровой форме физические качества, необходимые для борьбы самбо.