Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях внедрения ФГОС ( из опыта работы)


«Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятияхв условиях внедрения ФГОС»( из опыта работы) Учитель-логопед: Коробова Ирина Геннадиевна МБОУ «СОШ №30» г. Северодвинск Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет систему новых требований не только к структуре, результату, но и условиям реализации основной образовательной программы. Традиционные методы укрепления здоровья детей Артикуляционная гимнастикаДыхательная гимнастикаРечевые игры с движениямиПальчиковые игрыИгры на развитие мелкой моторикиГимнастика для глазМимические упражненияДинамические физкультминутки «Использование Су- Джок терапии в логопедической работе» Су -Джок терапия, как метод, разработана учёным из южной Кореи профессором Пак Чже Ву. Су - кисть, Джок - стопа.Системы соответствия кистей и стоп - это пульты управления здоровьем человека. Кисти и стопы подобны телу по строению. Су- Джок терапию (метод воздействия на кисть и стопу) можно отнести к наилучшим методам самопомощи, известным в настоящее время Главные достоинства Су- Джок терапии: Высокая эффективность. Абсолютная безопасность применения. Универсальность метода. Доступность метода. Простота применения. « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Действительно, от того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие человека. В настоящее время Су-Джок терапия приобретает все большее признание среди педагогов, логопедов, дефектологов. В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики, а так же с целью общего укрепления организма. Су-Джок терапия позволяет воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок;стимулировать речевые зоны коры головного мозга; нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;стимулировать речевые области в коре головного мозга;повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка. Приемы Су – Джок терапии: Массаж специальным шариком.  Поскольку на руке находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж . Массаж эластичным кольцом. Данный прием помогает стимулировать работу внутренних органов.  Массаж ладоней и пальцев рук массажным шариком 1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз). 8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп. Мячик-ёжик мы возьмём,Покатаем и потрём.Вверх подбросим и поймаем,И иголки посчитаем.Пустим ёжика на стол,Ручкой ёжика прижмёмИ немножко покатаем,Потом ручку поменяем. Стихотворный материал Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. Массаж пальцев эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Массаж пальчиков эластичным кольцом с проговариванием стихов - Мальчик-пальчик,Где ты был?(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)- С этим братцем в лес ходил,(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец) -С этим братцем щи варил,(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)-С этим братцем кашу ел,(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)-С этим братцем песни пел(надеваем кольцо  Су Джок на мизинец). Описание: упражнения выполняются сначала на правой руке, затем на левой.Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж уснул.Тише пальчик не шумиБратиков не разбуди.Встали пальчики- ура,В школу нам идти пора. Перелетные птицыТили – тели, тиле – тели,С юга птицы прилетели!Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко .Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей .Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –Все вернулись, прилетели,Песни звонкие запели ! На лужокНа лужок пришли зайчата , Медвежата, барсучата,Лягушата и енот.На зеленый на лужокПриходи и ты, дружок! Массаж пальчиков эластичным кольцом с проговариванием стихов На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец). На левой руке:Эта малышка-Танюша, (на большой палец)Эта малышка-Ксюша,   (указательный)Эта малышка-Маша,   (средний)Эта малышка-Даша,   (безымянный)А меньшую зовут Наташа (мизинец).  Коррекция произношения (автоматизация звуков) Пальчиковая игра «Ш» Описание: ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука . Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания. «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; «Глазки закрывай, на каком пальце,  колечко– угадай»ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а ребёнок должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Массаж и самомассаж колечком и шариком Су- Джок оказывают благотворное влияние на весь организм в целом, развивают мелкую моторику, улучшают эмоциональное состояние ребёнка, опосредованно способствуют развитию речи. Ручной массаж кистей и пальцев рук «Гимнастика Мозга» Программа «Гимнастика Мозга» создана Полом и Гейл Деннисонами (США). Программа давно получила широкую известность в мире; входит в образовательный стандарт во многих странах. В 1993 году Программа получила  третье место на конкурсе «Выдающиеся современные образовательные технологии США», а ее создатель получил награду от Калифорнийского Университета.  «Гимнастика мозга» Гимнастика на объединение «головы и тела» Происходит улучшение межполушарных связей, координации, кратковременной и долговременной памяти; снятие эмоционального напряжения; развитие способностей к обучению, усвоению информации;восстановление работоспособности и продуктивности. Кинезиологические упражнения Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения Глазодвигательные упражнения Позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы. Кинезиологические упражнения Двигательные упражненияРазвивают тонкую моторику, развивается межполушарное взаимодействие, самоконтроль. «Арт-терапия» Это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. Упражнения по арт-терапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. Задачи арт-терапии: создание положительного эмоционального настроя;обнаружение проблем, которые сложно обсуждать;развитие внутреннего контроля;безопасные и контролируемые эксперименты с чувствами;творческое самовыражение;развитие воображения;эстетический опыт;повышение адаптационных способностей;коррекция отклонений. Виды арт -терапии: Музыкотерапия Танцевальная терапия Драматическая терапия Сказкотерапия Библиотерапия Игротерапия Цветотерапия Песочная Куклотерапия Изотерапия Релаксация Цель релаксаций:  выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. «Лучики солнца» Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись». «Цветочек» Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял». Упражнения на релаксацию «Погреем руки» Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы. «Сосулька» Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления. «Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и осмотрительно, а самое главное –надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребёнка». В.А Сухомлинский Спасибо за внимание!