Библиотечный урок (2-4 классы) Загадочный мир птиц в творчестве писателей
ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №135 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Библиотечный урок
(2-4 классы)
Загадочный мир птиц в творчестве писателей.
Подготовила:
педагог-библиотекарь ДСОШ № 135
Колодько Е.Н.
2017г.
Загадочный мир птиц в творчестве писателей.
Цель: ознакомить учащихся с произведениями о птицах, прививать любовь к природе, научить детей по описанию узнавать пернатых, проявлять» уважение к их жилищу, научить учащихся правильно вести себя в лесу , воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе.
Оборудование: книги , рисунки, высказывание.
Библиотекарь: Согласно »Лесному календарю». В.Бианки, весна – время прилета птиц на родные гнездовья. Читаем стихотворенья В.Бианки «Лесной календарь».
Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними -улетевшими первыми.
После « прилета» весны на солнечных крыльях, прилетают пернатые гости – птицы. И с этого дня начинается месяц птиц.
На иллюстрациях прилет первых пернатых. ( Дети называют: грачи, жаворонки, скворцы, зяблики и др.).
Последних = зимородки, варакушки, камышонки и др.
А сейчас мы прочитаем стихотворения В. Жуковского. »Жаворонок».
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая
«Весна пришла к нам молодая,Я здесь пою приход весны».
Переселение птиц происходит в строгом порядке, отрядами, каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки на протяжении тысячи лет.
Скоро гости тебе соберутся,
Сколько гнезд по навьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются,
День-деньской от зари до зари!
-Кто же из наших пернатых друзей прилетит первым?
_Чтобы узнать кто, прочитаем произведения С.Аксакова «грачи прилетели» (читают учащиеся).
Ответ – Открывают весну грачи.
Библиотекарь: Теперь они важно расхаживают дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в природе всегда были символами весны. Они прилетают к нам в середине марта.
-17-19 числа, а 17 марта в народном календаре называется Герасим- грачевны.
-Какие поговорки вы знаете? (ответ. « Грач зиму расклевал»,» Увидел грача – весну встречай»)
Библиотекарь: А сейчас мы прочитаем стихотворения В.Жуковского «Жаворонок».
Библиотекарь: Дети , я хочу вас познакомить с прекрасными произведениями Г.Скребицкого «Друзья моего детства» и Э.Шим «Медовый ручеек». Когда вы откроете дверь этих книг, то попадете в удивительный волшебный мир природы. Он такой близкий и такой далекий. Близкий- протяни руку и можешь дотронутся до него – мир родной природы.
Он и далекий, потому что мало вы знаете о нем, как цветут цветы, как кормят своих птенцов пернатые, как понимают язык птиц , как помочь им, когда они в беде кто научит вас видеть и слушать? Эти книги. Я думаю, что после нашего урока, вы прочтете эти книги. А сейчас мы прочитаем Г.Скребицкого «Друзья моего детства» произведение «Рани»
- Какие птицы описаны?
- Какую любовь к скворцам проявил Ваня?
- Как нужно беречь домики птиц?
- Видели вы скворечники?
Издавна любят скворцов в народе не только по тому, что от этих птиц много пользы, собирают и их личинок, а и за их веселый нрав. Не важно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели Мы должны проявлять заботу о них, вывешивая скворечники у домов.
Дети а какие вы произведения можете прочитать ? Назовите их авторов. Дети читают стихотворения А. Барто о синицах. »Откуда вы, синицы?», « Нет синиц, не прилетели», «Синицы возвратились». В.Сладкова « В лес по загадки».
Библиотекарь: С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады. А можете ли вы различать голоса птиц и по их пению узнать пернатых?
Ответы.
А сейчас мы прочитаем произведения Э Шима «Как птицы поют». Вы заметили ,что у каждой птицы своя песенка.
-какие птицы описаны?
- а как они поют?.
Теперь мы послушаем запись «Голоса птиц». Дети внимательно слушают.
После прослушивания викторина «знатоки птиц.
1.Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус).
2.Какая маленькая ?(колибри)
3.У какой птицы самый длинный язык? ( у дятла).
4.Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока).
5. Где синицы вьют гнезда? (в дуплах деревьев)
6.Какая птица не высиживает яйца? (кукушка)
7. Кто летает быстрее всех? (стриж)
8. Назовите птиц - самых искусных строителей (ласточка, иволга, синица-ремез).
9.Кто летает дальше и выше всех? (орел )
Отгадываем загадки.
1.Всех я за день навещу,
Все что знаю растрещу. (сорока).
2. Кто на елке, на суку
Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?" (Кукушка)
3.Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг. (Грач)
4. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
5. Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. {Дятел)
6. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири)
7. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
8. Всю ночь летает
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
9. Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.(ласточка)
10. Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
С помощью книг замечательных авторов и их прекрасными произведениями Г.Скребицкого «Друзья моего детства» и Э.Шим «Медовый ручеек». Е.Чарушина, В.Бианки, Ю.Дмитриева, В.Чаплиной библиотекарь поведала читателям интересные истории из жизни птиц. Дети узнали, что среди пернатых есть свои герои и разбойники, что в птичьем мире происходят кражи и несчастные случаи, что среди птиц развито взаимовыручка и взаимопомощь
« Берегите птиц ! Они наши верные друзья!» Этими словами закончила мероприятие педагог-библиотекарь.
Заголовок 2Заголовок 315