План-конспект тренингового занятия Путешествие на остров «Дружба»
План-конспект тренингового занятия "Путешествие на остров «Дружба»"
педагога-психолога МБОУ ООШ №5 г.Новошахтинска.
Пояснительная записка
Цель и задачи: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми.
Описание проблем и задач развития, на решение которых направлено данное занятие:
Очень часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.
Предполагаемый психологический результат:
Данное психологическое занятие должно способствовать формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы занятия, в повседневную жизнь.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:
Данное занятие представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Сюжет: Участникам тренинга предлагается возможность отправиться в интересное путешествие на остров "Дружба". Но по мере движения к этому острову, дети встречаются с различными препятствиями. Преодолеть их они смогут, лишь выполняя различные задания, работая все вместе и в парах. Перед детьми возникают следующие ситуации:
Объяснить лесным жителям, что такое дружба, кого можно назвать своим другом и для чего необходимо дружить.
С помощью рук построить мостик, чтобы переправиться через реку.
На отдыхе похвалить друг друга, сказать хорошие слова.
Подарить подарок тому, кто тебе нравится, при этом говоря слова, за что тебе нравится этот человек.
Участники:
- Возраст участников: 6,5 - 7,5 лет; учащиеся 1 класса.
Размер группы: 10-12 чел-к.
Ведущим является один взрослый, психолог.
Участие педагога в данной игре не предусмотрено. Но если такое желание возникнет, то он может присутствовать на занятии в качестве наблюдателя или участника.
Возможное продолжение тренингового занятия в деятельности психолога и педагогов:
- Педагогу можно использовать в виде групповой работы на уроке или работы в парах сюжет данной игры или идею отдельных упражнений. Но в качестве психологической игры проведение эффективно на уроках с тренером.
Подробный сценарий игры с указание задач каждого этапа.
Этап I. Введение в игру.
Задачи: способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить учащихся с правилами тренингового занятия, настроить на высокую работоспособность.
Этап II. Совместная работа участников игры.
Задачи: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.
Этап III. Работа участников в парах.
Задачи: развивать отношения партнерства, умение работать в парах, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.
Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.
Задачи: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого, способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.
Этап V. Рефлексия.
Задачи: поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы; переключение с игровой деятельности в реальную обстановку, перенос усвоенных навыков взаимодействия.
Формы обсуждения занятия:
В завершении тренинга, обсуждаем вместе с детьми то, что делали, как играли. Спрашиваю мнение участников о путешествии, и обязательно обсуждаем вопрос чему научились, что взяли для себя новое, что будете использовать в повседневной жизни. Делюсь также с детьми своим мнением, высказываю слова поддержки каждому участнику, благодарю за работу. А вместе с учителем обсуждаем материалы, собранные о детях во время игры, перспективы дальнейшей работы.
План-конспект тренингового занятия "Путешествие на остров «Дружба»"
Этап I. Введение в игру.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем на остров под названием "Дружба". Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность, хорошие отношения. Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебный остров ждет нас. Итак, в добрый путь! И для начала, давайте познакомимся. Вы все знакомы друг с другом? Хорошо. Тогда давайте назовем свои имена и прикоснемся ладошками друг с другом.
Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.
Правила группы: Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «да-да-да» и хлопаете в ладоши. Если не согласны, то говорите «нет-нет-нет» и топаете ногами.
- внимательно слушать, когда говорят другие? – ДА
- драться? – НЕТ
- уважать чужое мнение – ДА
- драться? – НЕТ
- шутить и улыбаться – ДА
- дуться и быть букой – НЕТ
- говорить по одному – ДА
- перебивать друг друга и смеяться над говорящим? – НЕТ
Правила группы в напечатанном виде можно развесить на видном месте, например на доске.
Этап II. Совместная работа участников игры.
Необходимые материалы: изображения деревьев (береза, ель, рябина), грибов, животных (заяц, лиса, медведь, волк), карта путешествия.
А вот и первое препятствие. Узнать, куда мы попали, вы сможете, ответив на мои загадки. (По ходу того, как дети справляются с загадками, на доске появляются изображения деревьев, животных).
На лесной опушке
Стоят подружки.Платьица белены,
Шапочки зелены. (березы)
Зимой и летом
Одним цветом. (ель, сосна)
- Что же у нас получилось, ребята? (лес).
- А какие животные живут в лесу?
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык. (заяц)
Хитрая плутовка, Рыжая головка,Хвост пушистый, краса,
А зовут ее: (лиса) Корова безрога, Лоб широк, глаза узеньки.В стаде не пасется, И в руки не дается. (медведь)
Серовато, зубовато,По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (волк)
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Ну, вот и попали мы в сказочный лес,Лес этот полон прекрасных чудес.Здесь звери не только умеют играть,Они ведь и дружными все хотят стать.А учит зверюшек медведь косолапый,Указку держа своей лапой косматойДавайте поможем зверятам мы всемИ дружбы урок подадим поскорей.
- Ребята, давайте мы с вами расскажем лесным жителям, что такое дружба.
- Кого можно назвать своим другом? - Для чего нужно уметь дружить?
- Хорошо, ребята, я думаю, что лесные жители поняли, что такое дружба и зачем она всем нужна. А теперь мы с вами отправляемся дальше:
Этап III. Работа участников в парах.
Необходимые материалы: большой рисунок реки, гор; музыка: шум реки, свист ветра; Звучит музыка: шум реки.
Но вот на пути вновь преграда встает.И волны бушуют и ветер ревет.Река разлилась у нас на пути,Дорогу на остров никак не найти.Но чтобы нам цели скорее достичь, Должны мы подняться по мостику ввысь.
А давайте мы с вами сейчас сами построим мостик, мостик дружбы. Упражнение "Мостик дружбы". Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук. Психолог сам включается в работу. В конце упражнения все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая " мостик дружбы".
- Вот и река позади, но она не так страшна, когда друг рядом, и может протянуть тебе руку помощи. И мы отправляемся дальше в поход.
Звучит музыка: свист ветра.
И мы отправляемся дальше в поход.
Река позади, а дорога зовет.
Но что за беда? Как же дальше идти?
Ведь горы теперь у нас на пути.
Как это препятствие нам одолеть,
В холодных горах, ведь, легко заболеть.
Там снег на вершинах лежит, посмотри.
И солнца не видно, и холод внутри.
- Ребята, как же нам подняться вверх, в горы, ведь там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет теплее, если мы с вами приготовим себе теплые варежки. В горах они нас согреют.
Упражнение "Разноцветные варежки" .
- Я прошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.
(После выполнения задания психолог просит каждую пару показать свои варежки, а все смотрят и определяют, у кого получились особенно похожие и красивые варежки).
Красивые варежки нам помогли,
Согрели нас в холод, от стужи спасли.
Дорогою длинною долго мы шли,
Устали, конечно, за время пути.
Давайте устроим привал на пути,
Чтоб с новыми силами дальше идти.
Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу. Время выполнения:
Необходимые материалы: изображение болота, коробочка с вырезанными цветами и листочками для подарков друг другу.
Хорошее другу сказать так приятно, Услышать такое же хотим мы в ответ.Мы с другом шагаем, усталость не ощущаем, И к острову дружбы мы цель выбираем.Ну что за беда опять на пути, Болото большое, никак не пройти.
- Посмотрите, ребята, какое впереди болото. Как его преодолеть? Я предлагаю вам выполнить упражнение "Подари букет". А дарить мы будем цветы. Вы должны взять из коробки по одному цветку и подарить их тому, кто сидит от вас по правую сторону со словами "Я дарю тебе этот цветок, потому что ты самый: (сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
Если кому-то не подарили подарок, это делает психолог и обязательно отмечает лучшие качества этого человека.
- Молодцы, ребята, все получили подарки. Теперь на месте нашего болота будут расти красивые цветы, и мы сможем идти вперед.
Болото цветами теперь зарастет, И ветер преграду с собой унесет.И солнышко светит теперь на пути,И тучки пропали. Легко так идти!Заветная цель видна впередиМы острова "Дружбы" достигли в пути!
Этап V. Рефлексия.:
Вот, ребята, мы с вами и попали на остров "Дружба".
Во время этой работы звучит песня о дружбе.
Вот и закончилось наше путешествие. Вы все молодцы. Справились со всеми препятствиями, добрались до цели.
- Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что вам дало это путешествие?
- Чему научились во время игры?
- Как элементы игры использовать в повседневной жизни?
- На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!
15