Статья: «Психологические особенности общения старшего дошкольника».

Статья:
«Психологические особенности общения
старшего дошкольника».
Современное общество развивается в условиях ценностно-нормативной неопределенности и общей нестабильности. Все это не может не отразиться на социокультурной ситуации развития ребенка и детской субкультуре, а также на содержании тех эталонов, которым стремятся соответствовать современные дети. Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Современный ребенок живет в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. На сегодняшний день компьютерные игры становятся частью детской субкультуры, постепенно вытесняя из жизни детей традиционные игры; дети стали меньше играть, и особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. То, что раньше составляло центр игры и было главным удовольствием для играющего ребенка – понятие роли и следование «правилу, ставшему аффектом» (так определял игру Л.С. Выготский) – уходит на второй план и теряется как основной психологический компонент детской игры. Все это, конечно, не может не отразиться на детской субкультуре и, в частности, на тех персонажах, которые становятся образцами для современных детей дошкольного возраста.
Младшие дошкольники играют «рядом», а не «сообща», старшие дошкольники, наоборот, играют «вместе», а не «рядом», то есть действия, совершаются ребенком уже не ради их самих, а для осуществления через них определенного отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью. При соответствующих воспитательных воздействий у детей старшего дошкольного возраста в процессе творческих игр развиваются коллективные и товарищеские отношения. Затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи.
В шестилетнем возрасте дети рисуют портрет с ярко выраженными, специфическими изображенными эмоциями. Они понимают, что эмоция – внутреннее состояние человека, его внутренний опыт, который может быть выражен внешне через мимику, и это будет достаточно для адекватного понимания эмоционального переживания, также старшие дошкольники легко идентифицируют основные эмоции вне зависимости от способа их предъявления.
Как правило, эмоции детей рассматриваются как своеобразный знак личностной успешности при изменении социальной ситуации. Расширение социального ролевого репертуара поведения ставит перед ребенком задачу оценивания новых условий и выбора соответствующих действий. В новой жизненной ситуации дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включаться в новый круг общения, принимать иные правила поведения.
В настоящее время уже хорошо известно, что значительное число детей дошкольного возраста не готово к обучению в школе из-за несформированности психической деятельности. Причина этой проблемы состоит в том, что успешность ребенка в новых жизненных ситуациях предполагает адекватное реагирование на происходящие изменения. Адекватность эмоциональных проявлений обусловлена освоением новых социально приемлемых способов взаимодействия, накоплением положительных эмоций, свидетельствующих о принятии окружающими ребенка. Именно позитивные социальные эмоции являются необходимой предпосылкой для развития у детей открытости, доверительности, искренности. Преобладание же негативного эмоционального фона в жизни ребенка может оказать пагубное влияние, как на его психическое здоровье, так и на процесс личностного становления.
Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр, что ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Современная цивилизация все более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит общения ребенка со взрослым.
Примерно на пятом году жизни возникает «детское сообщество». Его образование обусловлено развитием в этом возрасте у детей потребности в общении друг с другом. Значение детского сообщества для развития ребенка велико. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность. Он должен уступать или отстаивать свою точку зрения, доброжелательно и терпеливо объяснять условия игры или общего задания, если хочет участвовать в той или иной деятельности вместе с ровесниками. Кроме того, именно сверстники дают возможность ребенку научиться критически оценивать поведение, действия другого человека. Во второй половине дошкольного возраста у детей появилось стремление сохранить со сверстниками положительные отношения.
К шести-семи годам у ребенка значительно возрастает доброжелательность и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т.д. Их общение становится внеситуативным.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
15