Пояснительная записка к программе швейное дело 10 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе предмета «Швейное дело в X – XII классах»
ГКОУ С(К) ШИ VIII вида.
Программа предназначена для работы с учащимися выпускных классов и нацелена на подготовку подростков к обучению в ПТУ.
Программа разработана c использованием «Комплекта учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «портной» в учреждениях начального профессионального образования», Учебно-методический центр Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, 1998г.; Сборника программ «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида» под редакцией А.М.Щербаковой, Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2001г. с учётом программы по «Швейному делу (5 – 9 классов) для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида», Москва, «Владос», 2000г. Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья, женской и детской лёгкой одежды.
В 10-12 классах проводится углублённая трудовая подготовка учащихся имеющих лёгкую степень умственной отсталости, с достаточными психофизическими возможностями к дальнейшей трудовой деятельности на обычных рабочих местах. Предлагаемые программы разработаны на основе тарифно-квалификационных характеристик и учитывают возрастные и психофизические возможности учащихся.
Программа рассчитана на три года обучения и предусматривает три этапа обучения, теснейшим образом и циклически связанных между собой. На каждом последующем этапе происходит постепенное расширение объёма знаний, навыков и умений учащихся.
Теоретический материал изучается, а затем закрепляется на базе школьной мастерской. Обязательным при изучении функционала профессии является изучение правил техники безопасности и охраны труда на рабочем месте.
Система организационных, психологических мероприятий в специальных (коррекционных) школах VIII вида направлена на коррекцию и компенсацию ограничений жизнедеятельности умственно отсталых детей, формирование их социального статуса.
Занятия по данному разделу программы направлены на практическую подготовку учащихся специальных образовательных учреждений VIII вида к самостоятельной трудовой деятельности, на интеграцию умственно отсталого выпускника в общую социальную среду. Большое внимание уделяется практическим занятиям по отработке навыков и приёмов, использование инструментов, швейных материалов, клеевых материалов, соблюдения правил техники безопасности. Формируемые трудовые навыки должны быть профессиональными как по темпу работы, так и по содержанию программы трудового приёма.
Основные направления данной программы:
- Конструирование – учащиеся изучают правила снятия мерок с фигуры человека, учатся читать и строить   чертежи,  получают навыки пользования чертежными  инструментами. 
- Моделирование – Изучение особенностей моделирования различных видов одежды, способов моделирования одежды в масштабе и в натуральную величину. Моделирование плечевых, поясных изделий.  Выбор модели. Изменение деталей чертежа в соответствии с выбранным фасоном в зависимости от сложности изделия и умений учащихся. Расчет количества материалов, необходимых для изготовления модели. 
- Материаловедение –  обучающиеся получают знания о свойствах различных тканей, в том числе новых, современных. Изучение технологии изготовления декоративных изделий. Выполнение изделий из различных материалов, с применением специальных инструментов и приспособлений для работы. Знакомство с лоскутной пластикой: способы соединения, техника выполнения. Изготовление панно, салфеток, игольниц, диванных подушек и др. 
- Оборудование – Целью обучения учащихся на уроках предмета «Оборудование» является освоение учащимися теоретических основ знаний для применения их в профессиональной деятельности. Главной задачей изучения предмета является формирование у учащихся знаний и умений по эксплуатации швейного оборудования, организации рабочего места, соблюдение требований охраны труда и техники безопасности при работе в швейном цехе.
- Изготовление швейных изделий — производство швейных изделий в зависимости от сложности изделия и умений учащихся 
Для реализации программы используются следующие формы и методы обучения: 1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение. 
2. Наглядные: демонстрация готовых изделий. 
3. Практические: выполнение аппликаций, изучение видов швов, тканей и других материалов, изготовление выкроек и готовых изделий. 
4. Аналитические: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, повторение пройденного материала, самоконтроль. 
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми  знаниями, умениями и навыками по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы. 
При оценке знаний, умений и навыков по ПТО следует учитывать правильность приёмов работы, степень  самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места), соблюдение правил и гигиены труда при выполнении практических работ.  Эффективность контроля напрямую зависит от умения опираться на требования к качеству изделия, а также от владения технологией выполнения контрольных операций.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний учащимися:
● текущий:
- в форме опроса;
- промежуточный:
- контрольные работы в конце каждой четверти в виде тестов;
● итоговый:
- экзамен.
В программе дается минимум сведений. В первый год основное внимание уделяется формированию практических умений, которые позволят в следующих классах организовывать более направленную и эффективную трудовую подготовку.
При работе по настоящей программе важно придерживаться принципа доступности учащимся учебного материала. Программа направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционно - развивающих задач:
● овладение профессиональными навыками;
● развитие мелкой и крупной моторики;
● формирование эстетических представлений;
● подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Программа построена по тематическому принципу. Готовясь к обучению в ПТУ, старшеклассники учатся делать необходимые записи по теме в тетрадях, пользоваться собственными записями при подготовке к ответам, опираться на них в самостоятельной работе.
Учитывая традиционные особенности обучения «швейному делу» в коррекционной школе и для формирования у учащихся эстетических представлений, развития мышления, способности к пространственному мышлению, развития мелкой моторики в программу обучения введён раздел «Отделка вышивкой швейных изделий» и «Вязание».
Обучение ведётся с опорой на занятия, которые учащиеся приобретают в школе на уроках математики, русского языка, литературы, естествознания и др.


Цель программы.
Цель программы — обобщение знаний, полученных в предыдущих классах, совершенствование и автоматизация навыков, расширение технологического арсенала учащихся. Реализация этих задач позволит подготовить старшеклассников к обучению в профессионально-техническом училище, а также расширить их возможности в оформлении собственного быта и самообслуживания. Учебный материал ориентирован на выработку доступных умений и навыков у учащихся.
Для её достижения в процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
- формирование доступных школьникам технологических знаний;
- развитие общетрудовых умений, то есть умение ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучение приёмам труда и привитие соответствующих трудовых навыков;
- воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, бережного отношения к общественной собственности и т.п.

Цель уроков.
Целью уроков по профессиональному обучению «Швейное дело» является формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем данной категории учащихся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.   
Задачи: - Формирование навыков конструирования, моделирования, изготовления и художественного оформления одежды, а также умения оценивать и демонстрировать результаты работы. 
- Воспитание художественного вкуса, чувства меры и гармонии в одежде. 
-Подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору. 
Наряду с этими задачами на уроках ПТО решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности учеников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: 
- Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки или изделия, определять приёмы работы, инструменты, нужные для их выполнения); 
- Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). 
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, мелкой моторики рук. В процессе обучения следует сформировать у учащихся навыки фронтальной работы, однако индивидуальный подход к отдельным учащимся и дифференцированный подход к группам детей с учётом характера затруднений и потенциальных возможностей должен осуществляться на каждом занятии. Две трети учебного времени должно отводиться на практическую работу.   В содержание теоретического обучения включены вопросы об устройстве оборудования, приспособлений и инструментов, применяемых при выполнении швейных работ, устройстве, работе и взаимодействии узлов и механизмов швейных машин, а также по технологии ручных и машинных швейных работ, материаловедению, моделированию и конструированию швейных изделий.
В процессе практического обучения и во время производительного труда по выполнению несложных изделий особое внимание следует уделять формированию у школьников общих умений и навыков по обработке различных материалов. Инструктажи (вводный, текущий, заключительный) должны быть направлены на осмысление учащимися объектов и средств труда и формирование правильных приемов работы (хватка инструмента, рабочая поза, темп и ритм трудовых движений и пр.). Особое значение в инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работы, бережному отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию рабочего времени. Центральное место в практическом обучении занимает освоение приемов выполнения кроя, пошива и отделки швейных изделий. Знания, полученные при изучении теории, развиваются и закрепляются на практических занятиях при выполнении ручных и машинных швейных работ. Программой также предусматривается ознакомление учащихся во время экскурсии с работой швейных предприятий, организацией труда и рабочего места швей, портних и других родственных профессий.
Выполнение трудовых заданий организуется на основе ознакомления учащихся с чертежами кроя, выкройками, технической документацией, ГОСТами  (Государственными стандартами),  РСТ (Российскими стандартами),  ЕСКД (Единой системой конструкторской документации), ЕСТД (Единой системой технологической документации), а также с образцами тканей, натуральных и искусственных материалов, нитками и галантерейной фурнитурой при выполнении рабочих операций.).  В ходе обучения уделяется значительное внимание формированию и
закреплению общетрудовых умений:
♦ ориентировка в задании, включающей в себя анализ образца изделия и чертежа;♦ планирование предстоящей работы;
♦ выполнение текущих и итоговых операций;

Обучение рассчитано на три года для работы в режиме 6 – дневной учебной недели, в соответствии, с чем недельная нагрузка составляет: в 10 классе – 22 часа, в 11 классе - 24 часа и в 12 классе – 26 часов.

Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе (5-8кл.). Изучение технологии в этом направлении дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на профильном уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями и приобретаемой профессией или специальностью.
Специфика целей и содержания изучения курса профессиональной подготовки существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения, включая словари, справочники, интернет-ресурсы и мультимедийные средства:
1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:
– библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
– слайд- презентации;
2. Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.
3. Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).
4. Схемы, плакаты.
Основные требования к знаниям,  умениям и навыкам
учащихся IX -XII  класса.
Учащиеся должны знать: 
- Основные этапы изготовления одежды на предприятии.
- Ассортимент швейных изделий.
- Наименование видов одежды, деталей, срезов.
- Правила безопасности труда на швейной фабрике.
- Классификацию швейных материалов.
- Основные свойства тканей из волокон растительного, животного происхождения и химических волокон.
- Виды ручных работ, виды ручных стежков, терминологию ручных работ.
- Классификацию швейных машин по степени механизации (автоматизации): универсальные, специальные, неавтоматического действия, полуавтоматического действия, автоматического действия.
- Строение машинной иглы. Правила подбора и установки машинной иглы.
- Назначение рабочих органов швейной машины (игла, нитепритягиватель, челнок, лапка, рейка).
- Правила безопасных приёмов труда при работе с электрооборудованием.
- Классификацию машинных швов, их назначение, графическое изображение.
- Терминологию машинных работ.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать ткани растительного и животного происхождения, синтетические и искусственные.
- Подбирать вид стежков и строчек для выполнения ручных работ.
- Правильно применять терминологию ручных работ.
- Качественно выполнять все виды ручных работ.
- Заправлять верхнюю и нижнюю нити в универсальных швейных машинах.
- Регулировать натяжение верхней и нижней нитей.
- Применять правильные приёмы труда при работе с электрооборудованием.
- Правильно выбирать параметры машинных строчек и швов в соответствии с назначением.
- Правильно применять терминологию машинных работ.
- Качественно выполнять машинные швы на универсальной швейной машине.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- создания изделий с использованием ручных инструментов, оборудования и
приспособлений;
- выполнения различных видов художественного оформления изделий;
- обеспечения безопасности труда.
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой;
- для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- оценки затрат, необходимых для создания изделия или ремонта изделия.