В 2010 году был разработан проект воспитательной работы «Чистое сердце». Проект получил такое название в связи с тем, что его приоритетными направлениями стали: формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей формирова


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кунгурский автотранспортный колледж»
Проект воспитательной деятельности

«Открытое сердце»

Куратор группы Д-10-1 Крюкова Н.В.
Кунгур, 2010-2013
Содержание
Постановка проблемы…………………….........………….…3
План проектной деятельности…………………………….....6
Процесс реализации плана……………………………….…..8
Продукт……………………………………………………......9
Презентация (анализ работы над проектом)..……………...10
Приложение..……………………………………………………12
Постановка проблемы
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Современное образовательное учреждение не только знаниями должно обеспечить учащегося – оно должно подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью».
В данной работе представлен для ознакомления опыт воспитательной работы с группой учащихся, направленный на формирование у учащихся выше перечисленных компетенций.
Предыстория: в 2009 году на Международном экологическом форуме впервые прозвучало словосочетание - «Экология души». Это - уважение к своим истинным желаниям, чувствам других людей и всему живому, уважение к миру вокруг. Наш общий дом и место в нем человека можно представить в виде матрешки. Самая маленькая матрешка – это душа человека, его чувства, следующая матрешка – это тело человека. За ней следуют, дом, город, страна и, наконец, вся планета. Необходимо воспитывать будущие поколения так, чтобы они стали хозяевами своего дома, научились грамотно взаимодействовать с окружающей средой, научились созидать, а не разрушать мир вокруг себя, развивали свою душу. Под влиянием вышеизложенных мыслей возникла идея приступить к разработке индивидуального проекта воспитательной работы с группой студентов.
В 2010 году был разработан проект воспитательной работы «Чистое сердце». Проект получил такое название в связи с тем, что его приоритетными направлениями стали: формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей; формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни;
Данный проект был разработан специально для группы Д-10-1 (Специальность «Строительство дорог»). Прежде чем преступить к планированию работы и реализации проекта куратором были проведены: исследования по изучению мнений студентов группы (анкетирование и тестирование);собрание родителей студентов; заседание методического объединения кураторов по поводу возможности реализации данного проекта, его специфике, целях и задачах. Важное значение в любом проекте –личность руководителя (куратора). Это не просто руководитель и "главный организатор", но и, что немаловажно, проводник проектного начала. В пользу реализации проекта говорили следующие факты: куратор имеет большой опыт общения с этой возрастной категорией, имеет педагогическое образование и преподаёт дисциплины гуманитарного цикла: литературу и русский язык. Анкетирование студентов показало, что они готовы к проектной деятельности именно в этом (социально–гуманитарном) направлении.
Цель проекта: Создание условий для всестороннего развития и самореализации личности, а также формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста.
Задачи: формирование у учащихся основных компетенции :ценностно - смысловой, общекультурной, учебно–познавательной, информационной, коммуникативной, социально – трудовой и компетенции личностного самосовершенствования.
Направления:
-духовно-нравственное воспитание;
-патриотическое воспитание;
-профессионально-трудовое;
-формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни;
Для реализации цели и задач проекта был разработан план воспитательной работы на каждый учебный год.
План проектной деятельности
( перечень мероприятий на 2010-2011 учебный год)
№ Мероприятие Время проведения Ответственные
1. Организационное собрание по обсуждению мероприятий в рамках проектной деятельности Сентябрь Куратор, актив группы
2. Классный час: Вопросы организации современной благотворительности в России и за рубежом Сентябрь Куратор, творческая группа 1
3. Классный час: Меценаты Пермского края и города Кунгура – пример для следующих поколений Октябрь Куратор, актив группы
4. Акция «Чистый кабинет» Ноябрь Куратор, зав. музеем
Актив группы
5. Организация Новогодних поздравлений детей. Акция «Дедморозим». декабрь Куратор, актив
6. Классный час: Кунгуряки-фронту, студенты - фронтовикам» февраль Творческая группа 2
7 Классный час: Отражение проблем экологии в русской литературе март Куратор
8. Викторина «Космические истории: Взгляд из космоса на нашу планету» апрель Творческая группа 3
9. Классный час: Будьте здоровы….
май Творческая группа 4
10. Акция «Мы для города- город для нас» май Куратор, актив группы
11. Классный час: Психологическая игра «Победи себя и выиграешь тысячи битв» июнь Куратор
План проектной деятельности
( перечень мероприятий на 2011-2012 учебный год)
№ Мероприятие Время проведения Ответственные
1. Организационное собрание по обсуждению мероприятий в рамках проектной деятельности Сентябрь Куратор, актив группы
2. Классный час: Причины появления детских домов в России Взгляд из будущего Акция «Защитим детство» (помощь детскому дому) Октябрь куратор Творческая группа 4
актив группы
3. Организация конкурса «Минута славы» среди учащихся КАТК
Ноябрь Актив группы
4. Участие студентов группы в НПК Экологические основы природопользования Декабрь Куратор, актив группы
5. Организация Новогодних поздравлений детей. Акция «Дедморозим». декабрь Куратор, актив
6 Классный час: Финансовое благополучие семьи: кредит доверия март Творческая группа 3
7. Классный час: Мы выбираем жизнь
май Творческая группа 3
8. Акция «День отказа от табака….» май Творческая группа 2
9. Подготовка и участие в молодёжной экспедиции на Северный Полюс июнь Куратор, актив
План проектной деятельности
( перечень мероприятий на 2012-2013учебный год)
№ Мероприятие Время проведения Ответственные
1. Организационное собрание по обсуждению мероприятий в рамках проектной деятельности Сентябрь Куратор, актив группы
2. Участие в НПК «Проблема вывоза мусора в г.Кунгуре» октябрь Творческая группа 1
3. Участие в Дне самореализации в КАТК Акция «Дублёр в действии» Ноябрь Актив группы
4. Дискуссия на тему «Протяни руку помощи ... » Декабрь Творческая группа 2
5. Организация Новогодних поздравлений детей. Акция «Дедморозим». декабрь Куратор, актив
6 Интернет-дискуссия «Проблемы молодёжи» март Творческая группа 3
7. «Социальные проекты в действии» Участие в акции «Ярмарка профессий» апрель Актив группы
8. Классный час: Мы выбираем жизнь
май Творческая группа 3
9. Акция «День отказа от табака….» май Творческая группа 2
10. Посещение международных форумов, выставок и презентаций г.Пермь июнь Куратор, староста, актив группы
Процесс реализации плана воспитательной работы (описание)
Первой задачей стало - определение направления воспитательной работы. Понятно, что в комплексе перед всеми нами стоят схожие задачи – воспитать грамотного профессионала, специалиста. Но если речь идёт об индивидуальном воспитательном проекте, то здесь важны исходные данные. Поэтому прежде чем определить основное направление воспитательной работы (тему проекта), было проведено родительское собрание, анкетирование студентов, а потом собрание группы, результатом которого стало общее решение – выбрать социальное направление: оказание помощи всем, кто в ней нуждается колледжу, городу, людям и планете. Такая пафосная, на первый взгляд, идея породила и название проекта «Чистое сердце».
На каждом курсе проектом подразумевалось реализация акций, предлагаемых как учебно -воспитательным планом учебного заведения так и нашим проектом под названием «Чистое сердце». От курса к курсу задачи и масштаб деятельности должен был увеличиваться: участие в мероприятиях на уровне группы, колледжа, города, страны или мира. Приоритетными становились те мероприятия, которые соответствовали направлениям проекта.
Все учащиеся были поделены на творческие группы, каждая из которых отвечала за своё направление.
И началась наша студенческая жизнь… - Спортивное мероприятие «Быстрые секунды».
- Тематические классные часы, где шёл разговор о проблемах «отцов и детей», о брошенных детях, о войнах 20 века, о трудностях молодой семьи о мировых экономических и экологических катаклизмах.
- Психологические игры «на выявление своих и чужих нравственных качеств, отношение мира к тебе и тебя к миру».
- Учебный процесс конечно на первом месте. Олимпиады. Викторины.
-Первая акция, которую мы сами организовали и провели для студентов колледжа «Минута Славы».
- На первом курсе особенно активно проходила самореализация студентов в творчестве.
- К весне мы уже могли смело назвать себя одной командой.
- На втором курсе в наши планы входило –участие в акциях на уровне колледжа и города. Акция «Дублёр в действии» подразумевала подготовку занятия по дисциплине «география» для студентов 1 курса.
- Подготовка мероприятия «Посвящение в студенты».
-Участие в профессиональных олимпиадах».
-Участие в уборке территории колледжа, кабинета.
-Участие в городской акции «Ярмарка профессий» позволила показать свои организаторские способности».
- Акция «Защитим детство», которая проходила в несколько этапов: помощь в уборке территории;
-Акция «Строительство снежного городка для Дома Малютки».
- Помощь детскому дому в сборке и ремонте мебели ;
-Сбор средств на операцию для больного ребёнка.
-Акция «Дедморозим: подготовка подарков для детей - сирот.
- На третьем курсе у нас получилось поучаствовать в международном проекте и принять участие в только что состоявшемся гуманитарном Форуме «Книжная ярмарка», проходившем 30-31 мая. Встречи с журналистами и писателями; Разговор об экологии русского языка и распространении его в других странах. Молодёжные интернет –дискуссии; Знакомство с первыми лицами края и страны.
Это только часть нашего проект - айсберга, который носит название «Чистое сердце». Сначала всё это начиналось как проект, а потом это превратилось в нашу жизнь...
Анализ работы над проектом
При реализации данного проекта шла активная работа по формированию ключевых компетенций у наших учащихся на внеурочных мероприятиях. Это, прежде всего, ценностно-смысловая компетенция,  связанная с ценностными представлениями учащихся, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учащиеся должны быть хорошо осведомлёны, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, владение эффективными способами организации свободного времени. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся как в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем нас мире. Коммуникативная компетенция включает навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Реальным объектом здесь выступает сам учащийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
У меня есть уверенность, что каждый из нас сумел стать чище и лучше за эти три года, научился уважать свои желания, чувства других людей и все живое, уважать мир вокруг. Чем больше трудится сердце, отдавая любовь, тем сильнее оно становится и тем больше любви к окружающему миру в нем рождается.
«Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — и тогда пожнёшь судьбу.
Теккерей У. Приложение 1

Результаты проекта «Открытое сердце»



Мнения студентов о жизни в рамках проекта